83

Автор Стены: «С воды все равно видно не будет»

Вероника Синицына

24 июля в самарском Доме архитекторов состоялось рассмотрение тринадцатого проекта по архитектурному решению смотровой площадки на площади Славы.

Последние несколько месяцев тема со стеной находится в топе городских новостей. Находчивые жители даже придумали спецпроект с табуреткой, чтобы хоть как-то подбодрить желающих полюбоваться волжскими пейзажами. Увы, заседание никоим образом не прояснило ситуацию, наоборот, появились новые насущные вопросы.

Презентация проекта была тщательно подготовлена самим автором проекта — архитектором Дмитрием Орловым. Архитектурное сообщество успело ознакомиться с новым предложением всего лишь за час до слушаний и все, что в течение 100 регламентированных минут звучало в зале, было произнесено впервые.

Итак, предлагаемые мероприятия:

1. Замена существующих ступопандусов на лестницы с унифицированной ступенью 42 12 см с маршами по 3, 5 и 13 ступеней.

2. Изменение планировочного решения системы дорожек и лестниц с целью обеспечения доступа к вновь формируемым точкам притяжения и сокращения пути к существующим.

3. Установка перил и ограждений на лестницах в соответствии с нормативными требованиями по доступности среды для МГН.

4. Установка механизированного подъёмника для доступа инвалидов-колясочников на площадку «Аллеи славы».

5. Устройство монументального культурно-образовательного комплекса «Аллея славы» с размещением энциклопедии истории Самарской области с видовой площадкой, на которой возможно проведение экскурсий и публичных лекций.

6. Устройство смотровой площадки на перекрытии «Аллеи славы»

7. Устройство системы каскадных фонтанов на основных путях перемещения

8. Формирование площадок со скамьями, освещением и элементами ландшафтной архитектуры на склоне и в партере вдоль Волжского проспекта.

9. Предусмотрена возможность установки на этих площадках скульптурных, ландшафтных композиций или мультимедийных объектов для развития комплекса в последующее время.

10. Формирование средствами геопластики амфитеатра на 1 200 мест. Зрительские места располагаются на травяных уступах высотой 485 мм с шагом 1 600 мм. Предусмотрен автоматический полив и дренаж. Амфитеатр предназначен для проведения концертов, спектаклей и других массовых мероприятий.

11. В партере вдоль Волжского проспекта предусмотрена площадка для непосредственного проведения мероприятия или установки мобильной сцены.

Для начала отметим, проект вновь эскизный. Это тринадцатая поправка в проект, затраты на который либо не рассчитывались, либо еще не афишируются.

Профессиональное сообщество не видело и не обсуждало предыдущие 12 решений проекта. Как пояснил Орлов, «основное обсуждение происходило с заказчиком, конструкторами и экспертами».

Волгу все-таки будет видно, благодаря подъему смотровой площадки на 60 см, трем ступеням и установке специальных перил с ночной подсветкой. Плюсом ко всему, добавят телескопы, чтобы точно ничего не проглядеть. Ступени были встречены настороженно, потому что это может создавать некоторые проблемы во время экстренной эвакуации.

Для тех, кому не очень нравилось просто сидеть на травянистом склоне, установят энное количество скамеек и «элементы ландшафтной архитектуры», будет и подсветка.

Основные вопросы относились к строительству амфитеатра (с сохранением озеленения). Мы так и не поняли, зачем на площади вдруг понадобилось столь сомнительное сооружение. К тому же трудно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию. Автором не предусмотрено строительство новых туалетов («Можно произвести ремонт старых») и отсутствие парковочных мест в достаточном количестве («Площадь вмещает более 6 тысяч человек, с парковками мы тут никак не решим»). Под сомнение ставится и использование мобильной сцены для кинотеатра и театральных выступлений. Планируется, что будет1200 посадочных мест, что вызвало вопрос у архитектора Александра Головина: «А выдержат ли ступени такое количество людей одновременно?» Скорее всего, люди просто пойдут по газонам, учитывая ширину лестничного пролета для одновременного нахождения на площади более 4000 человек.

Дальнейший спор развернулся над темой архитектурного стиля. Ампир? Барокко? Если раньше площадь претендовала на звание модернистского пространства с точки зрения композиции, взаимосвязи материалов (полированные бетонные плиты, металлический Монумент Славы) и пустоты, то теперь в глаза бросается мешанина из стилей — историзм, ампир, барокко, «постмодернизм», которые якобы попытались объединить в единый ансамбль. «С воды все равно видно не будет», — объясняет Орлов.

На вопросы о форме и композиции Орлов отказался отвечать. По поводу ослепляющего зрителей солнца отвечал очень уверенно: «Я замерял — сидел там полтора часа». Да простит нас автор, приходится цепляться к словам. В общем, по поводу солнца можно не беспокоиться.

Стену, уверяет автор проекта, срезать нельзя было. Уничтожение стены влечет за собой полное нарушение авторского замысла с пропорциями и гармонией ансамбля. Все было посчитано изначально — объем и количество ниш, длина шага и прочие важные нюансы.

Общая композиция выглядит довольно плачевно: раскроенные газоны под острый угол, за который ругают студентов еще на первом курсе архитектурного университета; бессмысленно расставленные скамьи вдоль Аллеи почета; бесконечные лестницы с фонтанами из всевозможных углов, созданные скорее для дезориентации человека в пространстве. «Не осталось ничего живого — новый искусственный генеральный план», — высказался Александр Головин в завершающей речи.

В конце мероприятия Николай Меркушкин завел часовой разговор на тему пригодности новой площади и ужасных историй, происходивших на площади, когда он задерживался в Белом доме допоздна. Приводились некие аналогии с парками в Нью-Джерси и фонтанами в Дубаи. Несмотря на все замечания архитекторов, проект получил его полное одобрение.

P.S. Результат личного ресерча Николая Меркушкина о плитке: «Абсолютное большинство людей считает, что плитка — это современно. Весь мир ушел от бетона и перешел на плитку».