158

Как это устроено: самарский офис магазинов «Семь+Я»

Текст: Анастасия Демидова Фото: Артем Голяков
Магазины «Семь+Я» сегодня есть практически у каждого дома — только в Самарской области работает больше восьмидесяти точек, и еще сорок расположились в Оренбургской. Сеть супермаркетов родилась в Самаре, когда в 2005 году нынешний гендиректор Виталий Неменов оставил оптовые продажи и решил открыть первый розничный магазин на Московском шоссе. Прошлись вместе с ним по офису «Семь+Я» и узнали, как работают 120 магазинов в формате «у дома», по какому принципу отбирают товар и как формируют скидки.

Как все началось

До появления бренда «Семь+Я» Виталий Неменов зарабатывал на оптовых поставках краски для волос марки Londa. На тот момент в городе почти не было магазинов дрогери формата — супермаркетов, продающих косметику и бытовые средства, — зная об этом, Неменов вместе с компаньоном Виктором Молчановым решили занять пустующую нишу. Первый магазин открылся на пересечении Ташкентской и Московского шоссе. Так совпало, что в этом доме жили теща и тесть от первого брака Виталия, поэтому начинающий бизнесмен почти сразу получил фидбек: родственники были очень довольны проектом, и это вдохновило Неменова продолжать.

Первый магазин работал в формате прилавочной торговли, но уже через два месяца предприниматели открыли точку с самообслуживанием. Финансовые дела шли в гору: за год команда запустила семь супермаркетов, к 2010 году — тридцать, к 2011 — девяносто.

Причиной успеха совладельцы считают скрупулезный подбор ассортимента, демократичный ценник и внимательное отношение к покупателям, — так, для молодых родителей в части магазинов оборудовали комнату матери и ребенка, а для тех, кто пришел с любителями долго и скрупулезно выбирать, — скамейки ожидания.

Что попадает на прилавки

С ассортиментом в «Семь+Я» просто — здесь спрос формирует предложение. С помощью CRM-системы, которая фиксирует покупки по картам программы лояльности, сотрудники отслеживают, какие товары чаще всего берут самарцы. В том числе, фиксируют тренды: например, в магазинах, находящихся в области, на полках чаще встречается декоративная косметика, востребованная среди местных женщин; в городе же все чаще помаде и туши предпочитают уходовые средства, поэтому их выбор гораздо шире.

Также в числе самарских трендов — спрос на эко-товары: продукты, которые не содержат химических веществ или имеют по ним ограничения. На полках можно найти бытовые средства от ECOROOM, шампуни и гели для душа от EO Laboratorie. Для защитников экологии в магазинах устроили бессрочную акцию по сбору батареек — по словам гендиректора, сверхпопулярную.

Новинки, по словам Неменова, отбирает лично он: например, из последней поездки в Японию гендир привез контракт на поставку местных масок для лица. Также этим летом в продаже появились спиннеры, — как оказалось, они были востребованы среди родителей школьников. Как только популярность того или иного товара угасает, он попадает в каталог скидок, который в компании составляют ежемесячно.

В магазинах, как и в любых других, случаются кражи, но продавцов платить за пропавший флакон духов не заставляют. Так компания выражает свое доверие сотрудникам, которое, как говорит Неменов, далось ему не сразу.

Виталий Неменов

Генеральный директор компании «Семь+Я»

Политику нашей команды во многом определило название. Семья — это люди, которым ты доверяешь, именно поэтому в нашей компании один из самых главных принципов — доверие. Нам с Виктором было сложно переходить на розницу, так как поначалу мы боялись положиться на кого-то, кроме себя. Но мы доверились и не прогорели, поэтому теперь воспитываем это во всех сотрудниках «Семь+Я».

Мне нравится моя сегодняшная команда, я ей по-настоящему горжусь. Каждый из нас — отзывчивый, эмоциональный и ответственный, а самое главное — разделяющий ценности компании. Люди, не признающие их, у нас не задерживаются, и это хорошо — это определенный фильтр.

Как строится работа

В самарском штате «Семь+Я» — 700 человек: часть из них — персонал, который общается с покупателями на точках, а остальные — сотрудники центрального офиса.

Прежде чем стать частью команды, новый сотрудник попадает в «отдел по работе с людьми» — такое название объединяет местных кадровиков. На собеседовании спрашивают про опыт работы и навыки, но больше всего внимания уделяют личностным качествам.

Про «ответственность и коммуникабельность» спрашивают не для галочки: в компании важно, чтобы сотрудник разделял ценности компании. Для этого весь состав — от работников склада до руководителей — раз в сезон проходит бесплатные образовательные курсы. По словам Виталия, недавно вместе с Maybelline в компании организовали мастер-класс по мейкапу для продавцов-консультантов, а отдел управления персоналом проходил тренинг по успешной коммуникации. Еще один проект, направленный на развитие работников, — «Лидерские чтения». Каждый месяц сотрудники выбирают книгу — чаще всего специализированную литературу по работе сервиса, прочитывают ее за две недели, и собираются на обсуждение. Так коллектив прочитал книги «Ух ты сервис!» Виталия Антощенко, «Слон на танцполе» Евгения Карасюк и «Дао Тойота» Джеффри Лайкер.

Самых любознательных сотрудников «Семья+я» ежегодно отправляет на научную конференцию — последние проходили в Москве, Японии и Китае.

Какие перспективы предлагают

Желание развиваться поощряют возможностью карьерного роста — от рядового продавца до супервайзера, от офисного сотрудника до руководителя отдела. Вырасти реально даже за год.

Компания смело принимает критику и не боится ее: недовольство рабочим процессам можно высказать сразу тремя способами. Варианты такие: обратиться напрямую к гендиректору, написать в общий вайбер-чат, оставить сообщение в корпоративных соцсетях или на сайте. По словам эйчаров, за резкую критику еще никого не увольняли.

Для сплочения коллектива регулярно организуют акцию «Все на фронт», когда работники офиса на день выходят «в поля», а именно — в магазины. В это время важно пообщаться с коллегами — продавцами и супервайзерами: узнать, как они работают, и с какими трудностями сталкиваются. После таких встреч, по словам гендиректора, часто появляются предложения по оптимизации работы. Например, однажды IT-специалист заметил, что у сотрудников магазинов уходит слишком много времени на заполнение бумаг, и автоматизировал процесс, а месяц назад продавец подсказал, как лучше фасовать товар на складе, чтобы его было проще раскладывать на полки супермаркетов.

Руководство заботится и об отдыхе работников: у компании есть свой домик на турбазе «Ивушка», куда каждый может приехать на отдых с семьей. Плюсом к корпоративным привилегиям летит карта «Семь+Я», в счет которой каждый месяц можно набирать продукцию из ассортимента на определенную сумму.

Ксения Дергунова

Заместитель руководителя отдела маркетинга

Я работаю в компании уже семь лет и помню, как «Семь+Я» из представителя мелкого бизнеса выросла в крупную компанию. Самый сложный период пришелся на 2010 год — я тогда только устроилась. Перед нами стояла цель открыть втрое больше точек, чем у нас было, чтобы быстро занять рынок. Мы едва ли не ночевали в офисе: продумывали рекламные кампании, оформляли документы, прорабатывали стратегии по развитию новых точек, — но зато теперь про «Семь+Я» знают в каждом районе города.

Не могу сказать, что у меня простая работа: мне нужно следить за тем, какой имидж формируется у компании в социальных сетях, поддерживать контакты с постоянными партнерами, договариваться с новыми, прорабатывать маркетинговые стратегии и контролировать работу других сотрудников отдела. Но мне очень интересно этим заниматься, и я чувствую, что мне есть, куда расти. Наверное, поэтому я и в команде.