5594

Максимальный репост: инстаграм самарских заводчан

Алексей Юртаев

Начинаем серию материалов о жизни горожан на основе открытой информации из соцсетей. В первом выпуске — шпионский репортаж из цехов. Люди в блестящих касках, отглаженных халатах и едва ли не дизайнерской робе, стерильная чистота, сказочные условия труда и довольные улыбки — так мы должны представлять работу на заводе, если опираться на сайты предприятий и фотки в отделе кадров. Мы решили: хватит это терпеть, и проникли на самые закрытые предприятия Самарской области благодаря открытым «Инстаграм»-профилям местных работников. Как на самом деле живет среднестатистический заводчанин, в каких условиях трудится и сколько времени проводит на диване, пока коллеги поносят его в соцсетях за тунеядство? Отвечаем на острые кадровые вопросы и мчим на темную сторону градообразующих предприятий.

 

РКЦ «Прогресс»

Рабочее пространство «офисных» заводчан

Предприятие выпускает ракеты-носители, маломерные суда и малую авиацию. Здесь работает около

20 000 сотрудников

Заводские будни проходят в офисе и в цехе, и еще непонятно, где веселей. Работники выкладывают чертежи деталей, распечатанные наброски конструкций и пытаются хохмить над фаллической формой ракетных элементов. Секретарши и подавляющее большинство клерков фотографируют себя, маникюр, заводских котов, ноги и даже зачем-то документацию, что в общем-то запрещено.

«Мы выяснили, что нам нельзя работать после обеда. Эти бумажки, протоколы, инструкции сводят меня с ума и у меня случается истерика, ржем надо всем подряд)) #наработе #почтипятница»

Часто в рамочку XPro2 попадает музей «Прогресса», где картины и объекты рассказывают богатую историю предприятия. Фотки отсюда есть почти у каждого заводского инстаграмщика — спутник, ракета-носитель или фрагмент летательного аппарата.

Фотки из местного музея — обязательная программа виртуальной выставки инстаграмщиков «Прогресса»

Фоток из цехов значительно меньше, и, пролистав ленту по геолокаци, становится понятно, почему: перед входом в рабочее помещение телефоны сдают, о чем нам сообщает сразу несколько кадров. Цеха на снимках выглядят, как подобает учреждению с чистой годовой прибылью в сотни миллионов рублей: современные компьютеры, ухоженные рабочие места и до блеска начищенные станки. Под одним из таких кадров кто-то отметился коментом: «Тебя [подвергнут испытанию сексом]», намекая на табу фотографироваться с аппаратами. Впрочем, за автора снимка становится спокойно, когда видишь его ответ: «Я [подвергну их этому испытанию] раньше».

Запретные кадры заводского интерьера

Геотег: ЦСКБ «Прогресс», хэштег: #ЦСКБПрогресс

 

ОАО «АвтоВАЗ» 

«Снова немного заводской хроники. Наверное, бывать на заводе — это одна из многих радостей моей работы. 🙂 led zeppelin — stairway to heaven»

АвтоВАЗ — крупнейший производитель автомобилей в Восточной Европе. Здесь (пока) трудится 52 000 человек

В 2014 чистый убыток завода составил 25 миллиардов рублей, что неудивительно: в «Инстаграме» можно наткнуться на целую серию фотографий автомобилей, падающих с конвейера. Не исключено, что машину поднимут, покрасят, подравняют и пустят в продажу несмотря на значительные дефекты. Затяжной кризис, постепенный переход на автоматизированное производство и большие убытки способствовали массовым увольнениям. В сентябре даже прошла протестная акция против сокращений, и в соцсети много красочных кадров с митинга, собравшего около полутора тысяч человек. В своих постах заводчане болезненно описывают происходящее и негодуют.

В 2015 году запланировано сократить 12 000 сотрудников

В соцсети есть и примеры «неудачной модернизации». В публикациях работники рассказывают, что крыши АвтоВАЗа текут через три этажа, и вода заливает подстанцию. «Хорошо, что остались люди, которые способны поддерживать жизнь в новом (по бумагам), хоть и изготовленном в 1970 году оборудовании» — отмечает автор одного из фото.

И все же по снимкам понятно, что работа на автогиганте для большинства — в радость. Хроника труженика выглядит так: вот маляры распыляют краску, вот огромные заводские просторы и конвейеры с новенькими автомобилями, спящие охранники, темные подвалы и даже околоскандальные арт-объекты в духе Фрола Веселого — в виде спаривающихся болтов. В топе — краткие очерки о коллегах и жалобы на бездельников, сопровождающиеся мрачными снимками затылков, упершихся в телевизор, или бренно лежащих на диване тел.

В Тольятти заводчане — более художественно одаренные

Встречаются и фотографии «инстаграмных публицистов», всерьез рассуждающих о насущных проблемах предприятия, которых выше протекающей крыши. Это своего рода крик души. Как отметил один из сотрудников, производство автомобилей с помощью старых технологий — издевательство над трудягами. Работают же там, потому что альтернативных вакансий в городе нет и в ближайшее время не ожидается.

Подпись автора: «Уже не работают, а лепят из [каловых масс] конфетку… #автоваз»
Геотег: АвтоВАЗ, хэштэги: #Ваз #АвтоВАЗ

 

Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод

Панорама завода

Подпись автора: «Все таки работать по специальности это замечательно. Понимаешь, что года, проведенные в стенах альма матер, прошли не зря. А всем твоим знаниям находится отличное применение на работе. #мысливслух #vscorussia»

В лучшем случае глядя на снимки можно совершить виртуальное путешествие в райские заводские будни. В худшем — увидеть «передовой» транспорт, оставшийся еще со времен застоя, хрупких девушек-геодезисток, стоящих у нивелира в мороз, фотографии в противогазах и респираторных масках или фото чаепития с характерной подписью «[продолбанцы]». Отлистываем на сто недель назад и радуемся за начальство: в посте — фото уютного кабинета и сообщение о том, что для руководства доставили итальянскую мебель. На десерт — видео возгорания цистерны прямо на территории завода (осторожно: мат!).

Трудовая амуниция, спецтранспорт и мерзнущая девушка

Большинство сотрудников изливают в «инст» душевные тревоги: им надоел этот образ жизни, и они хотят скорее уйти. Пролистываем на месяц вперед и видим, что ничего не поменялось: промышленный пейзаж, жалоба, как все достало, и десять лайков сочувствующих. Видимо, в тяжелой заводской работе есть что-то особенное, что не отпускает, и все мы знаем, что это. Изредка можно наткнуться на людей, которые преодолели себя и сменили место работы. Приводим текст поста счастливчика без редактуры: «Прошу уволить меня по собственному желанию, потому что, собственно никакого желания у меня работать здесь в частности и вообще у меня нет». В комментариях коллеги предрекают, что автор публикации опомнится после эйфории и вернется.

Кто-то очень громко хлопнул дверью

НПЗ — загадочное место. В официальных источниках — красочные лица довольных людей в снежно-белых одеяниях, новая, передовая техника. Инсайдеры постят ветхое оборудование, ржавые трубы, замшелую одежду и древний транспорт. Верим только людям!

Геотег: Новокуйбышевский НПЗ, хэштег: #новокуйбышевскийнпз