1447

Трещины, пробки и сорванные сроки: чем известен Южный мост

Лайма Кошман

История Южного моста могла бы лечь в основу голливудского сценария: главный герой родился в результате трагедии, многое обещал, но едва не сломался под гнетом судьбы (и общественного транспорта). Затем он должен был снова расправить плечи и опять соединить Аврору с Южным шоссе, но что-то пошло не так: сроки сдачи объекта сместили, пробки переросли в обманутые ожидания, а недовольство водителей и жителей окрестных районов возросло. Несмотря на боль и унижения, 18 октября мост наконец открыли и пустили по нему общественный транспорт — по этому случаю «Большая Деревня» решила вспомнить всю историю многострадального героя.

Дитя трагедии

По словам блогера Игоря Кондратьева, Южный мост вырос из аварии: к моменту его возведения в городе был только один «Северный» мост, соединявший центр города и Сухую Самарку. Эта ситуация устраивала всех до тех пор, пока на мосту не случилась авария — баржа разрушила основу конструкции и горожане впервые почувствовали, каково это — остаться без коммуникаций.

В этот момент на горизонте возник Алексей Росовский — председатель исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов, который предложил построить еще один мост, на этот раз — на стыке Железнодорожного и Куйбышевского районов города. Стоит сказать, что Росовский в принципе топил за развитие самарского транспорта и путей сообщения, поэтому в дальнейшем сменил пост на главного специалиста Департамента транспорта и связи городской администрации.

Тем временем в 1974 году Южный мост был открыт — конструкцию построили в максимально сжатые сроки, а затем выбили в Москве деньги на путепровод через железную дорогу неподалеку. Открытие Южного стало фурором: районы, ранее оторванные от города, получили дорогу в Самару, а вместе с ней — доступ ко всему и сразу. Движение равномерно распределилось по двум мостам — и кажется, все были счастливы.

Все твои трещинки

В 2015 году в СМИ начали просачиваться сообщения о том, что с мостом что-то не в порядке: журналисты публиковали жалобы водителей на неровность Южного, власти обещали подлатать дорожное полотно, но дальше слов и символического ремонта дело не двигалось. Петух клюнул, когда не ждали: спустя год, в декабре, по сети разошлись снимки с гигантской трещиной, которая ползла по левом ряду по направлению «в город». Власти попытались успокоить горожан, сказав, что последнее плановое обследование конструкции проходило в 2012 году и с тех пор «ситуация находится под постоянным контролем», но в конце концов были вынуждены признать, что обстановка становится критической. Тогда был объявлен масштабный ремонт моста, назначенный на 2017 год. Трещину же подрихтовали, но неудачно: самарцы жаловались, что углубление превратилось в «лежачего полицейского», писали грозные петиции и сетовали на километровые заторы.

Надежды и четырехчасовые пробки

Зимой стали известны подробности грядущего ремонта: на починку моста выделили 190 миллионов рублей, которые обещали потратить на приведение в порядок опор, пролетных строений, мостового полотна, замену деформационных швов, а также обновление наружного освещения. Надежд на быструю реконструкцию не было — окончательная сдача объекта была назначена на 2018 год.

В ночь на 12 апреля ремонт наконец стартовал. В связи с этим строители перекрыли половину дороги — для движения оставили по одной полосе в каждом направлении. До этого момента в среде жителей Южного города было принято посмеиваться над людьми, купившими квартиры в «Кошельке»: из-за ремонта Московского шоссе кошелевцы стояли в километровых пробках, в то время, как из Южки до города можно было легко добраться за полчаса. И поплатились, попав в еще более страшные заторы: один из самых долгих длился аж три часа. Кроме того, по Южному перестали ходить автобусы — транспорт больше трех с половиной тонн на мост не пускали.

По заметкам в СМИ, стройка продвигалась со скоростью Флэша: ее первый этап завершили в июле, а уже в сентябре руководитель управления развития, реконструкции и ремонта департамента городского хозяйства Сергей Панферов заявил, что ремонт Южного моста и путепровода «Аврора» выполнен подрядчиком на 92%. График опередили аж на две недели, и самарцы, стоявшие в пробках, издали победный клич.

Город замер в напряжении. Спустя месяц после первых воодушевляющих заявлений руководитель управления информации и аналитики администрации города Елена Рыжкова написала в фейсбуке, что мост откроют 16 октября. К этому дню обещали нивелировать выступающие из дорожного полотна швы, окрасить пролетные строения и провести мероприятия по защите бетона от коррозии. Самара ждала моста, как глотка воздуха: к середине осени самой долгой пробкой сезона было признано стояние транспорта на Южке, где водители застряли аж на четыре часа, — тянуть дальше было невозможно.

Открытие года

16 октября город требовал моста, а получил шиш с маслом: утро Южный мост встретил по-прежнему наполовину закрытым. Как сообщили журналистам в дорожной инспекции горГИБДД, препятствием открытию стала злодейка-погода: из-за дождя подрядчик не смог выполнить запланированные работы в выходные. В понедельник тоже шел ливень, и надежды на возрождение Южного едва не рухнули.

Но напоминаем, что наш мост — персонаж голливудского блокбастера, где герой падает на колени только для того, чтобы подняться в следующем эпизоде. 18 октября, как только погода сжалилась над городом, в два часа ночи Южный наконец открыли. Кроме автомобилистов, на мост пустили общественный транспорт, а именно автобусы №№ 26, 39, 63, 66, 215, 283 — с прежним интервалом движения и в прежнем количестве. Впереди предстоит еще много работ: сотрудникам компании-подрядчика — ООО ПСК «Волга» — нужно завершить покраску пролетных строений, мероприятия по защите бетона от коррозии и другие виды работ, для которых не нужно перекрывать дорогу. Но это уже детали — наш самарский атлант наконец расправил плечи, и долгая история пробок, трещин и возмущений, кажется, закончилась на гарантийные пять лет. В любом случае, продолжение следует.