3574

Сделано в Самаре: местный офис «Право.ru»

Фото: Анар Мовсумов

Юридический сервис «Право.ru» вырос из сайта одноименной газеты благодаря самарскому дизайнеру Алексею Пелевину и московскому предпринимателю Дмитрию Чиракадзе. Покорив российский рынок, команда работает над экспортным продуктом: аналогов автоматизированной системы судопроизводства нет нигде в мире. При этом большая часть сотрудников компании трудятся в Самаре, и мы посмотрели как.

Как это работает

Сейчас в России нет юриста, который не знал бы «Право.ru». История проекта началась в 2008 году с автоматизации деятельности всех арбитражных судов России. Без преувеличений, проект изменил жизнь юристов по всей стране: ежедневно в России проходит примерно 20 тысяч судебных заседаний, и как только судья вынес какое-то решение, соответствующий документ тут же становится доступен пользователям продуктов «Право.ru». Позже появилась возможность обращаться в суд с помощью сервиса, и сейчас через систему подается почти 3 миллиона документов в год в режиме реального времени.

«У нас четко выраженная специализация: наш клиент — юрист, и никто другой», — рассказывает сооснователь сервиса Алексей Пелевин. Сложность юридической работы в том, что одна задача описывается тремя, четырьмя, а то и десятком законов. Создатели сервиса приводят в пример случай, когда федеральная налоговая служба в судебном порядке взыскала НДС с Mail.ru, которые продавали в своих играх различные ачивки — мечи, броню для танка — и считали это услугой. ФНС возразила: это продукт, соответственно продажа должна облагаться налогом на добавленную стоимость.

Не за горами день, когда, как в фильме «Судья Дредд», суд будет вестись виртуально

«Право.ru» помогает решать подобные юридические коллизии, плюс с помощью его сервисов можно проверять контрагента или юрлицо, чтобы обезопасить сделку. Еще один большой сегмент — система управления юридическим департаментом, которую разработчики называют юридической экосистемой. Во всех продуктах в приоритете стоит удобство интерфейса. Дизайнеры вдохновлялись работой Apple, старались сделать такой сервис, чтобы в нем было приятно работать и не приходилось разбираться, куда нажать, читая простыни руководства пользователя. Это стало еще одним фактором успеха — куда нажать, разберется даже юрист-ветеран.

«Сейчас мы накопили такой объем данных, что в состоянии рассчитать исход дела еще до того, как оно началось: иногда нет даже смысла начинать процесс, потому что оно будет проиграно со стопроцентной гарантией, — рассказывает Пелевин, — Не за горами тот день, когда, как в фильме „Судья Дредд“, суд будет вестись виртуально. У нас уже сейчас больше 10% исковых заявлений подаются в электронном виде — людям вообще никуда ездить не надо. Время стоит очень дорого! Наша цель — сделать электронное правосудие по-настоящему электронным».

Мы в России ушли далеко вперед от иностранных аналогов

Аудитория портала — 12 миллионов человек в год, клиенты — тысячи российских компаний. Индустрия Legal IT только начала развиваться, и в мире в принципе не существует аналогов «Право.ru» — команда находится в авангарде автоматизации судебной деятельности.

В этом году компания начинает продажи своего сервиса за границей: в ближайших планах США, потом Азия и Ближний Восток: «Мы в России ушли далеко вперед от иностранных аналогов, и нам есть что предложить, — уверен Пелевин, — Наши продукты пригодны для экспорта. Несмотря на то что системы права очень отличаются, с точки зрения организации работы мы очень похожи».

Кто и как это делает

При этом основной состав разработчиков, поддержка и отдел продаж работают в Самаре — местный офис гораздо больше московского. Находится он в высотке «Вертикаль» с панорамным видом на Волгу.

Каждый год компания занимает все больше новых помещений — растут амбиции, увеличивается и штат. Сейчас над сервисом «Право.ru» работает 140 человек, но компания находится в режиме постоянной «охоты за головами». «Стараемся быть как Google на своей территории», — шутит Пелевин. В следующем году в штат возьмут еще минимум 90 человек: постоянно нужны программисты, аналитики, продавцы и маркетологи. Зарплата выше среднего. Например, сотрудник отдела продаж в среднем зарабатывает около 200 тысяч рублей в месяц. 70% продаж происходят удаленно: по телефону, через скайп и вебинары.

Сотрудник отдела продаж в среднем зарабатывает около 200 тысяч рублей в месяц, а 70% продаж происходят удаленно

Белый воротничок, привыкший приходить и уходить по часам и весь день перекладывать бумажки, в компании не задержится: в команду ищут людей, которые способны быстро развиваться и принимать нестандартные решения. Нередко человек, начинавший в одном отделе, со временем переходит в совершенно другой. В новой отрасли нет готовых специалистов, за исключением разработчиков и аналитиков, поэтому всегда есть возможности для быстрого карьерного роста — с базовой позиции за 2-3 года реально вырасти до руководителя. «У нас нет ни устоявшихся стандартов, ни историй успеха, ни готового плана реализации. Наша работа — это постоянный бег по граблям. Мы все время учимся на собственных ошибках и набираемся опыта», — рассказывает Алексей.

Люди не знают, что в Самаре делают глобальные вещи

Для основного офиса Самара выбрана не случайно: Пелевин закончил самарскую школу, потом учился в политехе, но ушел оттуда по собственному желанию и переехал в Москву: «Тогда не было инфраструктуры и нормального интернета — только модем на 56 кБит. Что я мог по нему получить? Я уехал, начал работать у Лебедева, пропитался новыми идеями, — рассказывает он. — А сейчас нет никакой разницы, где ты сидишь. В Самаре нормальный воздух, комфортная обстановка, Волга, можно съездить на природу, погулять — уезжать бессмысленно. Можно делать крутые вещи, не выезжая даже за пределы своей квартиры, что уж говорить о городе. Мы все слышали эти истории: „Перееду в Москву, буду ходить на выставки-концерты“, а потом видим в инстаграме: „Ашан“ — метро — домой. В чем прикол тогда переезжать? Просто не хватает информированности: люди не знают, что в Самаре делают глобальные вещи».

Впрочем, масштабные задачи по-прежнему удобнее решать из Москвы, и сам Пелевин бывает в Самаре всего несколько дней в месяц. «Людей с глобальным видением в Самаре нанять тяжело, но если бы у меня была возможность, я бы и хэд-офис сюда перенес, — признается Алексей, — Прирастая корнями, ты понимаешь, что и здесь надо что-то менять, и чем больше людей остается, тем больше будет открываться кафе, клубов, ресторанов, галерей — и становится понятно, для кого совершать перемены».