1308

Быстрее, жестче, теснее: три проблемы самарских парковок

Анастасия Левкович

Вопрос парковок в Самаре — камень преткновения строительных компаний, эко-активистов, владельцев гаражей, властей и автомобилистов. Последним постоянно не хватает мест, так как по статистике в нашем регионе на 1000 человек приходится 300 машин. «Большая Деревня» вместе с водителями выделила три основные проблемы самарских парковок и спросила экспертов, можно ли их решить.

Проблема: узкие дворы

Каждый вечер наворачивать круги вокруг дома в поисках места для своего авто — обычный ритуал для самарских водителей. Если с территорией около старых построек уже ничего не сделаешь, то в новых проектах еще можно учесть эту проблему и запланировать большее количество парковочных мест. Так, в феврале 2017-го был принят норматив, по котрому в новой жилой застройке должно быть предусмотрено одно парковочное место на квартиру. Уже в мае на заседании градостроительного совета при главе Самары архитекторы попросили снизить действующий норматив, а на днях к этой инициативе присоединился глава ПСК «Трансгруз» Эдуард Волков. Застройщики жалуются, что обустройство подземных парковок обходится дорого, а конечная стоимость сопоставима с ценой квартиры эконом-класса. Предпочитая не тратиться на выкуп парковочных мест, автовладельцы оставляют машины на газонах, забивают дворы и паркуются вдоль ближайших улиц, существенно снижая их пропускную способность. При этом законные способы борьбы есть разве что с любителями парковаться на газоне.

Алексей Гроскин

Водитель

Я живу в одном из новых домов около Постникова оврага. Мне нравится наш двор — здесь действительно классная детская площадка, на которую жена выходит гулять с детьми, но вот с парковкой просто беда. Из-за того, что мест крайне мало, соседи нередко перекрывают выезд, так что однажды я просто не смог уехать. Проезд во дворе очень узкий, и не все автолюбители убирают зеркала, отчего я еду максимально медленно, чтобы не испортить ни свою, ни чужую машину. Было бы классно, если бы рядом была многоуровневая парковка и чтобы цены за нее не кусались.

Что делать?

Олег Мартин

Руководитель регионального отделения Всероссийского союза автомобилистов

Совсем решить проблему внутридворовых парковок, конечно, невозможно, но нормативы по количеству мест для строителей — хорошая инициатива, которая действительно немного облегчит ситуацию.

Другое решение — шлагбаум на въезде во двор. Если земля является собственностью ТСЖ, у жильцов есть полномочия установить заграждения. Закрывать нельзя только сквозные проезды — они должны быть такими, чтобы во двор могла заехать скорая и пожарная машины.

Иногда большую территорию во дворе могут занимать гаражи. Обычно гараж имеет размеры 3 на 6 метров — то есть, 18 квадратов, а парковочное место — примерно 2,5 на 5 метров, 12,5 квадратов. Значит, вместо трех гаражей можно припарковать четыре машины. Получается, если гараж один, то его демонтаж не сильно спасет ситуацию, но если их много, то заняться этим можно. Лучше, конечно, договориться с владельцем гаража мирно, но если не получается, есть смысл выяснить, каковы его права. Так, многие гаражи в советское время ставить разрешили, но землю в собственных под них не оформляли. В таком случае отсудить право на демонтаж или перенос будет несложно.

Андрей Ишмуратов

Председатель правления «Центра общественного взаимодействия»

Решение проблемы парковки во дворах лежит в области оформления земельных отношений. Если земля в общем имуществе жильцов перестанет ограничиваться отмосткой, а будет включать двор и прилегающую территорию, жильцы смогут сами ею распоряжаться. Захотят — закатают все в асфальт, захотят — сделают двор без машин. В правильной системе это не должно быть вопросом, которым занимаются чиновники.

Незаконные гаражи, без сомнения, надо сносить, нормативная база для этого есть. Единственная причина, по которой не ведется работа, — это бездействие районной администрации. Разумеется, районному чиновнику проще взять с владельца гаража себе в карман, чем решать проблему.

Проблема: самозахват мест

Из-за нехватки парковок во дворах появляется следующая проблема — самозахват мест жильцами. Кто-то просто огораживает или подписывает территорию под свое авто, а кто-то организует неофициальные платные стоянки. В итоге жильцы делятся на привилегированных владельцев парковок и людей, которым никогда не достается мест. «Чужаку» же оставить машину в таком дворе в принципе невозможно.

Наталья Кириллина

Водитель

Часто, когда еду в гости, я не уверена, что смогу припарковаться у нужного дома. Однажды поздно вечером я приехала к подруге и сразу нашла место в ее дворе. Но радоваться пришлось недолго: как только я вышла из машины, ко мне подошел мужчина и сказал, что я должна ее убрать. Он был пьян и говорил на повышенных тонах. Я ответила, что не понимаю, почему мне нужно уезжать, — тем более, что перепарковаться было некуда. Мужчина объяснил, что это место он сторожит для своего знакомого, а я, мол, здесь даже не живу, поэтому не имею права оставлять автомобиль. Мы спорили минут десять — он угрожал, что вызовет эвакуатор, а я говорила, что позвоню в полицию, но, понятно, что ни ему, ни мне связываться со всем этим не хотелось. В итоге мне надоело тратить свое время и я переставила авто в соседний двор. Я могла бы этого не делать, но тогда весь вечер боялась бы, что мне проколют шины. В итоге я потратила время и испортила себе настроение, хотя просто хотела оставить машину на пару часов.

Что делать?

Олег Мартин

Руководитель регионального отделения Всероссийского союза автомобилистов

Конечно, огораживать свое парковочное место незаконно. Дворы в большинстве своем — территория общего пользования, а она не подлежит никакому дележу и принадлежит всем товарищам собственников жилья или вообще является общедоступной. Есть законные способы борьбы с нарушениями: в первую очередь, стоит обратиться к председателю ТСЖ, у которого есть право воздействовать на захватчика. Если же ТСЖ нет, проблему поможет решить участковый.

Проблема: дефицит парковочных мест в городе

Особенно остро вопрос парковок стоит в историческом центре. Чтобы его решить, в июне Владимир Василенко (на тот момент первый замглавы города — прим. ред.) предложил увеличить количество «карманов», в которых можно будет оставлять машины, убрав газоны на улицах Молодогвардейской, Галактионовской и Венцека.

Еще с февраля прошлого года самарские власти планируют сделать парковки в центре платными, но пока это остается только планами.

Что делать?

Олег Мартин

Руководитель регионального отделения Всероссийского союза автомобилистов

Судя по торгам, есть большая вероятность, что скоро в Самаре организуют платные парковочные места в центре города. Это московский проект, который действительно несколько разгрузил центральную часть столицы. Думаю, что и у нас подобная мера сделает обстановку с парковками в центре спокойнее. Конечно, поначалу это вызовет недовольство простых автомобилистов, как было и в Москве, но потом все привыкнут.

Вообще, если брать опыт других городов, то справиться с проблемой парковок нам поможет нормализация работы общественного транспорта: если весь город будет охвачен сетью метрополитена, его жителям не понадобится ни автобус, ни троллейбус, ни тем более частная машина, ведь на метро доехать домой без пробок гораздо проще. А значит, вопрос с парковками снимется сам собой.

Андрей Ишмуратов

Председатель правления «Центра общественного взаимодействия»

Существует два типа городского строительства. Первый — «плоский» одноэтажный город, такие особенно распространены в Америке. В этом случае нет проблем с парковкой — места хватает на всех, а расстояния между домами просто огромные. Другой тип города — европейский, многоэтажный, как Самара. В наших условиях парковки на всех желающих не хватит в любом случае, так как физически нет места. Следовательно, парковочное пространство — ограниченный ресурс, а любой ограниченный ресурс — платный.

Сегодня за парковку приходится платить временем на поиск места: приезжать раньше всех или рисковать эвакуацией. Решение этой проблемы давно известно — пора платить деньгами. Подобный путь давно прошли в Европе, а в России платную парковку уже смогли оценить жители Москвы, Петербурга, Казани, Краснодара и даже таких небольших городов как Белгород и Вологда. Там в центре города всегда есть свободное место.

Помимо удобства и пополнения бюджета, от платной парковки много других плюсов: она демотивирует высотное строительство в старом городе и стимулирует организацию паркингов. Сегодня в них никто не вкладывает деньги просто потому, что их потом невозможно продать. Конечно, кто будет вкладываться в парковочное место, если можно бесплатно кинуть авто на любой улице? В результате четырехполосные магистрали становятся двухполосными, их пропускная способность снижается, появляются пробки. Прошлая городская администрация не справилась с решением этой проблемы, так что теперь ее нужно решать очень жестко и быстро.