9990

Вспомнить все: 7 тусовочных мест Самары из прошлого

Павел Чечулин

Можно выкинуть старую косуху или болванку «6 000 000 000 себя», но забыть тусовку невозможно. От фураг и хипарей до рейверов и анимешников — на карте Самары вспыхивали беспорядочные очаги самых разных субкультур. Одни из них запомнились только масштабными потасовками с гопотой, а о других до сих пор вспоминают с теплом в сердце. Легендарные Сипа и Пушка стали символами молодости для целого поколения. Рассказываем о прежних субкультурных локациях города — опустевших, но не забытых.

Калинка

В конце семидесятых Самара переживала бум гоп-движений: практически весь город был поделен на сферы влияния различных разбойных банд и группировок. Самой яркой из них, с собственной идеологией, дресс-кодом и даже историей, были фураги. Ее представители в большинстве были трудящимися с заводов и, как правило, имели опыт пребывания в местах заключения. Идеологию фураги переняли у своих предшественников — горчичников, которые также промышляли грабежом еще с конца 19 века. Главным тезисом движения было равномерное распределение материального имущества между гражданами СССР, а также отторжение западной капиталистической культуры. Свое название фураги получили благодаря неизменному атрибуту — «бабайке» или фуражке. Прочая экипировка состояла из пиджака и зауженных брюк.

Центром скопления гоп-элиты стал сквер Калинина на Безымянке. Дав месту ласковое название «Калинка», фураги собирались там до и после вылазок в город за легкими деньгами. Тут проходила большая часть жизни фураг: в сквере назначали стрелки с быками — так называли прочие банды; пели песни и пили «Жигулевское» пиво из трехлитровых банок. Численность сходок в пик популярности достигала несколько сотен человек. Однако к началу восьмидесятых культура фураг начала распадаться, превращаясь в разрозненные банды привычных нам гопников.

Стена Цоя

Собственный хэнд-мейд мемориал культового музыканта в Самаре появился осенью 1990 года на Ленинградке и довольно быстро стал главным местом встречи всех поклонников группы «Кино». Сначала тут висел лишь самодельный постер с Цоем и тусовалась небольшая группа фанов, но уже через полгода стали собираться битломаны, панки, рокеры, художники и поэты. На сходках обсуждали андеграундную музыку, устраивали выставки и концерты. Кроме этого движ посещали представители богемы самарской рок-сцены — участники групп «Вода», «Шиза» и других. Спустя два года тусовка все же раздробилась на части и разошлась по впискам и крышам близлежащих домов. Сам мемориал в процессе ремонта Ленинградки был закрашен.

Ночной клуб «Алладин»

В 1996 году ведущие и диджеи радиостанции «Европа плюс» открыли в бывшем ДК завода имени Масленникова ночной клуб «Алладин». По замыслу, он должен был стать центральным техно-подиумом города, с сетами от главных диджеев страны. В клубе были запрещены ведущие, розыгрыши и живые выступления — только многочасовые хаус-сеты.

При информационной поддержке известной радиостанции «Алладин» быстро набрал популярность. За пультом побывали самые модные диджеи того времени — Jefferson, Фонарь, Сухов и не только, а освещать события клуба приезжали журналисты со всей страны, в числе которых, например, были спецкоры из «Птюча».

«Алладин» издавал и собственный глянцевый журнал, где публиковались интервью с диджеями и снимки гостей клуба. Главной же фишкой заведения была верность современной электронной музыке. Пока в «Джунглях» давали концерты HI-FI и Шура, в «Алладине» нон-стопом гремели техно-сеты. За эту преданность клуб полюбил весь город. На главных привозах количество гостей превышало тысячу человек. Но несмотря на это, в клубе царила дружеская атмосфера. В 2000 году «Алладин» неожиданно закрыли, а не его месте открылся и до сих пор работает КРЦ «Звезда».

Клуб «Гамак»

С 1960-х годов концертная площадка Дома молодежи была оккупирована джазовым клубом ГМК-62. Но в начале 1990-х, после первого фестиваля «Самый плохой», «Гамак» — так площадку прозвали в народе — превратился в главную андеграундную сцену города. «Самый плохой» проходил в стенах Дома молодежи три года и за это время успел получить статус культового.
На сцене светились «Чайф», «Годзадва», «НОМ», «Карл», «Секция летальных аппаратов» и другие рокеры со всей России. Аудитория каждого фестиваля насчитывала до двух тысяч человек.

Кроме этого в «Гамаке» давала концерты местная элита — «Гаврош», «Руки», «Торквемада», «Вода» и «Стугерон Янссен». В 1992-м «Самый плохой» покинул стены Дома молодежи из-за инцидента: нетерпеливая публика устала ждать начала концерта на улице и выломала входные двери. После этого площадка постепенно потеряла популярность и канула в Лету.

Пушка

В конце девяностых небольшой сквер имени Пушкина за Самарским драматическим театром приглянулся студентам Академии культуры и искусств. После пар многие студенты кулька десантировались на его газоны, чтобы шумно и весело провести летние вечера и выходные. В самые фестивальные дни — пятницу и субботу — тут собирались сотни музыкантов, театралов и художников, а вслед за ними подтягивались друзья и знакомые.
В результате образовалась гремучая смесь из представителей самых разных направлений — от музыкантов до представителей театра и уличных философов.

Сходки провоцировали споры на самые жаркие в то время темы — о музыке, кино, литературе и политике. Так сквер Пушкина превратился в Пушку, потерял всякое отношение в кульку и к середине 2000-х стал по-настоящему главной культурной дискуссионной площадкой города.

Разнообразие тусовок и серьезные дозы выпитого алкоголя зачастую приводили не только к ожесточенным спорам и акустическим концертам — иногда все заканчивалось настоящими драками. Нередко на Пушку приходили завсегдатаи со «Дна» и завязывали локальные конфликты с неформалами. Но случались и масштабные стычки с использованием ножей и цепей — после конфронтаций металлистов и скинхэдов людей увозили с ножевыми ранениями. Кроме того, после каждых выходных творческая интеллигенция превращала сквер в кладбище пустых бутылок, что очень не нравилось жителям соседних домов и администрации драмтеатра. Вскоре тревогу забила и администрация города — тогда на Пушке стали появляться полицейские патрули. Все это привело к постепенному оттоку движа в более уединенные места, и к 2010-му упоминания о Пушке уже носили ностальгический характер.

Сампло

Место под окнами городской думы привлекло, пожалуй, самое спокойное и закрытое самарское сообщество: с 2006 года под крыльями Паниковского начали собираться анимешники. На протяжении нескольких лет им удавалось не привлекать к себе внимания со стороны многочисленных патрулей полиции, однако с ростом популярности аниме-движения на сходки стало приходить все больше народу. По оценкам очевидцев, по пятницам на площади Славы собиралось до 200 человек.

Примерно в то же время Сампло облюбовали скейтеры. Взаимной любви с анимешниками у них не случилось, а вот конфликтов хватало. В результате уже немаленькую компанию отаку попросили освободить площадь. С 2010 тусовка разделилась на две части: одни остались недалеко от монумента Славы, но чуть ниже, другие перебрались к магазину «Атлант» на Галактионовской. В 2013 году анимешники окончательно потеряли популярность и разбрелись по небольшим компаниям. Скейтеры тоже не задержались надолго: при реконструкции площади Николай Меркушкин, имеющий собственные взгляды на уличную культуру, дал указание использовать для покрытия «материалы, препятствующие катанию».
Так вездесущая мелкая плитка появилась и здесь. Возмущению роллеров и скейтеров не было предела, но в итоге им все-таки пришлось уйти.

Сипа

Фонтаны на Осипенко стали главным символом ностальгического 2007-го.
По выходным тут надрывно исполняли эмо-кор, хиты Сергея Бабкина и даже песни ДДТ. Разношерстная и разноцветная тусовка обсуждала изменчивые музыкальные тренды и оставляла после себя горы банок из-под «Ягуара».
В отличии от Пушки, здесь реже звучали политические дискуссии и не было четкого разделения по направлениям. Каждую пятницу на Сипе собирались панки, растаманы, рэперы и эмокорщики. А через дорогу от них, у Областной библиотеки, катались скейтеры и экстремалы. В течение ночи компании несколько раз перемешивались, а расходились только под утро. Однако шумные посиделки не нравились никому, кроме их участников и владельцев расположенных рядом ларьков, а участившиеся к 2010 году драки и потасовки окончательно закрепили за Сипой дурную славу.