2769

Мама, я геймер: 4 истории самарских киберспортсменов

Арина Гриднева

Судьба киберспорта в России тяжела и терниста: в 2001 году его признали официальным видом спорта, но в 2006 исключили из реестра из-за отсутствия крупных чемпионатов. Лишь через 10 лет после этого игроки вновь смогли добиться признания на уровне министерств и по всей стране создали киберспортивные федерации. В Самаре ее возглавил Евгений Леонов, и в глазах местных геймеров появилась надежда, но ситуация в регионе по-прежнему непростая из-за отсутствия спонсоров и, как следствие, финансирования. Самарские киберспортсмены рассказали «Большой Деревне», как проявить себя на местном уровне, сколько удается заработать и чем приходится жертвовать ради виртуальных успехов.

Максим Фомин, 20 лет

Никнейм: STARBOY

Чемпион России по Rainbow six: Siege

На фото: Максим Фомин

Игры интересовали меня с раннего детства. Лет в одиннадцать мы с друзьями играли в Call of Duty после школы, а когда она всем надоела, перешли на Dota 2. Я играл по четыре часа в день и показывал неплохие результаты. Когда мне было шестнадцать, друзья пригласили принять участие в закрытом городском турнире. Наша команда победила, и я заработал свои первые 2000 рублей. Потратил их на новые наушники. Именно тогда пришло осознание, что можно играть в любимые игры и получать за это деньги.

Сначала родители меня не поддержали: говорили, что я трачу время на ерунду и мне следует заняться учебой. Друзья тоже не понимали и смеялись, но осуждение быстро прекратилось, когда я начал побеждать в турнирах и зарабатывать деньги. Родители до сих пор не воспринимают игры всерьез, но смирились и приняли мое увлечение.

В 2016 году я понял, что Dota 2 мне надоела, и несколько месяцев ни во что не играл, а потом двоюродный брат предложил скачать Rainbow six: Siege. Мне понравилось, потому что игра тактическая — заставляет думать, а не тупо стрелять во все, что видишь. Мне понадобилось примерно полгода, чтобы стать одним из лучших игроков в России, — в мировой таблице я занимал 80 место. Тогда меня заметил один успешный игрок и предложил присоединиться к профессиональной команде в качестве запасного. Конечно, я согласился, потому что это был хороший шанс.

С этой командой мы поехали на чемпионат России, и я просто обалдел от того, насколько хорошо нас приняли. С самолета меня встретил личный водитель на мерсе, а потом нас заселили в очень дорогой отель с большими крутящимися дверьми и красной дорожкой. В номере я, правда, почти не появлялся, потому что все время тренировался. В итоге мы выиграли чемпионат и получили около 20 000 рублей на каждого игрока. После этого у меня появились первые фанаты по всему миру, и с каждым днем их становится все больше. Они поддерживают меня в твиттере, следят за моими успехами, пишут приятные слова. Лучший комплимент для меня — высокая оценка моих навыков и уровня игры.

После Чемпионата России нашу команду пригласили в организацию Room Factory. Это очень важный этап для каждого киберспортсмена, потому что с вступлением в подобное объединение открывается много возможностей — можно, например, поехать на турнир в любую страну, и все расходы оплатят, а если у игрока сломался компьютер, его не придется ремонтировать за свой счет.

Команда Room Factory очень перспективная, но спустя время мне пришлось ее покинуть. Там я был вынужден играть на позиции поддержки, хотя быть атакующим у меня получается гораздо лучше: я понимал, что не смогу реализовать себя в неудобной для меня позиции, поэтому ушел. Сейчас играю в составе польской команды Invicta Gaming. Ребята профессионалы, есть только одна проблема — не все игроки хорошо разговаривают на английском, а это основной язык, на котором мы общаемся.

Я провожу за компьютером очень много времени. При подготовке к турниру мы играем по 12 часов в день на протяжении нескольких месяцев. Это очень тяжело. К тому же, чтобы добиваться успехов, приходится жертвовать учебой, друзьями и личной жизнью. Для тебя существует только компьютер, игра и команда. Чаще всего мой день проходит примерно так: подъем, универ, потом сразу за компьютер для тренировки личных навыков, затем в качалку и снова за комп, чтобы поиграть уже с командой.

Киберспорт открыт как для парней, так и для девушек. Есть даже женские команды, но чаще всего они не относятся к играм серьезно, поэтому высоких результатов не показывают.

Главная трудность в том, что киберспорт — это бизнес. Даже если ты гениально играешь, тебя могут заменить на другого игрока, потому что его аудитория больше. Например, есть киберспортсмен под никнеймом Dendi, который играет в Dota 2. Его скилл сейчас не так хорош, как прежде, но он все еще остается в команде Navi из-за большого числа фанатов. Конечно, победа команды зависит от навыков, но организациям нужно рекламировать своих спонсоров, а человек с большим количеством последователей сделает это лучше.

Чем популярнее дисциплина, тем больше по ней проходит турниров, а значит вертится больше денег. Одна из самых популярных игр — Dota 2, но я не смог реализоваться в ней. Чтобы стать успешным, нужно гнаться за интересом, а не за деньгами. Средняя зарплата киберспортсмена в Rainbow six: Siege около 20 000 рублей в месяц. В Dota 2 я зарабатывал бы в два раза больше, но мне нравится моя дисциплина, поэтому я развиваюсь именно в ней.

Изначально я хотел стать киберспортивным комментатором, поэтому поступил на журналистику. Около года работал по профессии: брал интервью у профессиональных игроков, комментировал турниры, а потом опять начал играть на постоянной основе и журналистика ушла на второй план.

Если честно, я хочу завершить свою киберспортивную карьеру. Мне уже 20 лет, а кроме бесконечных тренировок вспомнить особо нечего. Складывается ощущение, что жизнь проходит мимо. Я очень хочу рассказывать внукам крутые истории о своей молодости, но пока могу поделиться только скучными рассказами о том, как круглыми сутками играл в игры.

Анатолий Ефремов, 23 года

Никнейм: TMM

Профессиональный игрок в Counter-Strike

На фото: Анатолий Ефремов (крайний справа) со своей командой

Когда я учился в школе, у нас с братом был один компьютер на двоих. Мы ругались, спорили, но в итоге заветное место у компа всегда доставалось ему по принципу старшинства. Когда мне исполнилось лет тринадцать, брат показал мне игру Counter-Strike, и мы договорились, что я буду играть два часа в день, пока он делает уроки. Со временем у меня появился собственный компьютер, и я после школы стабильно играл не меньше трех часов.

В 2012 году я впервые пришел в компьютерный клуб, и меня затянуло: пообщался с ребятами и понял, что хочу добиваться результатов. В этот период я уделял играм примерно 60% своего времени, но иначе было нельзя — не получалось бы конкурировать.

Когда поступил в универ, не играл несколько месяцев, а потом понял, что не на все пары обязательно ходить, и снова вернулся в киберспорт. В 2013 году мне удалось собрать команду из ребят, которые относились к игре так же серьезно, как и я. Мы начали готовиться к ежемесячным областным турнирам — тренировались по 7 часов в день и учились взаимодействовать друг с другом. Сначала ничего не получалось, и каждый раз я возвращался домой с мыслью, что не выложился до конца, но в итоге, мы все-таки выиграли и получили путевку на Всероссийский турнир по Counter-Strike в Москве. Победить там нам, конечно, не удалось, но это было уже не так важно, — главное, что мы вырвались из Самары и получили шанс сыграть с лучшими игроками страны.

Когда мы вернулись домой, поняли, что конкурентов на областном уровне у нас нет. Каждый месяц мы побеждали и целых три года оставались лидерами в Самарской области. Команда все время менялась: кто-то уходил, а кого-то мы сами убирали, если человек не дотягивал. За это время мы посетили Ульяновск, Москву, трижды были в Казани. Наш максимальный выигрыш составил около 70 000 на команду.

В середине третьего курса я решил рвануть в США по программе Work and Travel. Период подготовки к поездке был очень насыщенным: утром я шел на одну пару, потом к репетитору по английскому или в спортзал, а затем по шесть часов играл с командой. За эти полгода я закрыл 20 долгов по учебе и досрочно сдал летнюю сессию. Распорядок дня был очень сбалансированным — я успевал добиваться успехов как в жизни, так и в игре.

Три месяца я был в Америке. За это время ребята успели поучаствовать во втором Чемпионате России и показали себя очень неплохо. Когда я вернулся, меня снова пригласили в команду. Начались бесконечные тренировки, но оно того стоило: мы прошли на третий чемпионат России, который проходил в Москве в январе 2017 года. Наша команда показала хороший скилл, но мы проиграли действующим чемпионам со счетом 2:1.

Было очень обидно, поскольку я понимал, что вина за это поражение лежит на мне: я совершил много ошибок, которые повлияли на результат. После этого чемпионата я осознал, что пришло время завязывать с виртуальной реальностью. К счастью, проблем с этим не возникло: я никогда не забрасывал учебу и уделял время личной жизни, так как понимал, что когда-то игры отойдут на второй план.

Среди моих знакомых есть только один человек, который добился реальных высот, но он забил на учебу, съехал от родителей и отдал киберспорту всего себя. На это способен не каждый. Поэтому интересы не должны ограничиваться играми — нужно реализовываться в жизни, чтобы потом не оказалось, что твои единственные достижения — виртуальные. Я понимаю, почему отец однажды взял меня за шкирку и повел в спортивный зал, — я бы поступил точно так же, если бы мой сын все свободное время проводил за компом. Для родителей это выглядит как зависимость и вызывает ужас.

Чтобы подняться в киберспорте, нужно быть упорным и коммуникабельным. А еще жертвовать временем и общением с друзьями из реальной жизни. Бывали случаи, когда меня звали отдохнуть, покурить кальян, а я три месяца подряд всех отшивал, потому что нужно было тренироваться. Друзья моего увлечения не понимали и называли задротом.

Чаще всего играми увлекаются молодые ребята. В 30 лет у тебя совсем другие приоритеты — семья, работа. Если взрослый мужик по десять часов в день играет в Counter-Strikе, это как минимум странно. То же относится и к девушкам — я не люблю, когда их приглашают в команды: игры явно не способствуют уходу за собой и саморазвитию, а эти пункты, на мой взгляд, должны быть в приоритете у любой уважающей себя девушки.

Киберспорт в Самаре не очень развит, и дело не в отсутствии интереса, а в финансировании. Когда в городе открылся первый компьютерный клуб с классным оборудованием, было приятно прийти с компанией и поиграть. Сейчас прошло около шести лет, но техника так и не обновилась. Никто не вкладывает деньги в новые компьютеры и турниры с классными призами. Киберспорт активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, но точно не в Самаре. В нашем городе приятнее играть дома.

Вадим Инкин, 24 года

Никнейм: Real7

Профессиональный игрок в FIFA

На фото: Вадим Инкин (справа)

На FIFA меня подсадил друг — я пришел к нему в гости и увидел, как он играет. Сначала не зацепило, так как я не особо увлекался футболом, но со временем интересы поменялись: мы с ребятами стали гонять мяч во дворе и смотреть матчи по телевизору. Тогда я и установил FIFA на свой компьютер. Лет с одиннадцати играл с друзьями, а про турниры по FIFA узнал, когда мне был уже двадцать один год.

Помню, как увидел объявление на сайте команды «Крылья советов» и решил зарегистрироваться. Играл я тогда не так уж много, но занял третье место. Мне достался абонемент на домашние матчи «Крыльев». Я очень удивился такому результату и понял, что нужно развиваться дальше. После этого стал интересоваться, какие турниры проводят в Самаре, и наткнулся на паблик вконтакте, где ребята приглашали на соревнования. На них я тоже стал третьим. Начав больше тренироваться, я через несколько месяцев поехал на турнир более высокого уровня в Казань. Там мне пришлось играть с призером Чемпионата мира по FIFA. В решающем матче он победил, а я не смог выйти из группы.

Тренировки обычно проходят дома в режиме онлайн. Сначала я играл на компьютере, но потом перешел на консоль, так как все лан-турниры проходили именно на ней. Иногда возвращаясь с матчей я понимал, что проиграл только из-за того, что не хватало времени на отработку навыков. Школьники в этом плане в приоритете, так как могут играть хоть весь день.

Было время, когда я сам организовывал турниры в антикафе, но из-за работы делать это было сложно — уходило много времени и сил. Обычно мы с друзьями договаривались с заведением, приносили свои консоли и старались создать атмосферу настоящего профессионального состязания. С каждого игрока брался взнос 300 рублей, но призовой фонд все равно оказывался маленьким, потому что часть денег приходилось отдавать за аренду помещения. Некоторые ребята тратили целый день, но в случае проигрыша ничего не получали взамен. Победителю доставалось от 2000 до 5000 рублей. В Самаре вообще не было крупных турниров: несколько раз я получал по 5000 за победу, но в основном призовой фонд не выходит за пределы 3000 рублей.

Родители меня поддерживали. Мама всегда интересовалась моими успехами — даже если не особо понимала, как все устроено. Конечно, были вопросы по поводу того, стоит ли уделять этому так много времени, но я и сам порой не мог на них ответить.

В FIFA очень мало игроков старше 25 лет, поэтому мне очень интересно, что будет с ними через пять или десять лет: с одной стороны опыт увеличивается, а с другой — ухудшается реакция, так как возраст дает о себе знать.

С финансовой точки трудно быть киберспортсменом в дисциплине FIFA без контракта с какой-либо организацией: все расходы во время турниров в других городах приходится оплачивать самостоятельно, а восполнить затраты получается, только если займешь призовое место. Недавно российские футбольные клубы начали интересоваться нашей деятельностью, приобретать спортсменов и помогать материально. Как правило, условия простые: игроки носят форму той команды, которая их финансирует, и тем самым ее популяризируют. Хорошим примером является клуб «Локомотив»: его киберспортсмены активно ведут свои паблики вконтакте и профили в инстаграме, проводят акции с розыгрышами консолей, геймпадов и билетов на матчи.

В прошлом году перед Чемпионатом России «Крылья Советов» выбирали киберспортсмена для своего клуба. Контракт подписал самарский парень, который тоже давно увлекается FIFA. Сначала казалось, что все здорово: его разместили на сайте и оплатили поездку на турнир в другом городе, но сейчас «Крылья» не принимают никакого участия в его деятельности. Думаю, это было сделано для галочки.

Чтобы добиться успеха в киберспорте, нужно посвятить этому делу жизнь. Топовые игроки чаще всего не учатся, не работают, а только играют, чтобы оставаться лучшими. Это рискованно, но, возможно, они делают правильный выбор, потому что киберспорт сейчас очень развивается. Если бы мне было 16 лет, когда я впервые услышал про турниры, я бы тоже стал уделять этому больше времени, но в 21 год диплом оказался важнее.

Есть стереотип, что геймеры забитые и не очень привлекательные парни. Для Dota 2 и Counter-Strike он, может быть, и актуален, но в сфере FIFA все не так. Чаще всего ребята, играющие в виртуальный футбол, следят за физической формой и уделяют время реальным матчам во дворе. Возможно, некоторые даже пытались построить футбольную карьеру, но что-то не получилось, поэтому теперь приходится довольствоваться игрой.

В большинстве киберспортивных дисциплин команда состоит из пяти человек, но в FIFA это, опять же, не так — ты один отвечаешь за целую виртуальную команду. Мне кажется, при таком раскладе проще добиваться результатов: напарники не подведут, все зависит только от тебя.

Часто во время турниров ребята ведут себя эмоционально: машут руками, выкрикивают нецензурные слова и ругаются на все вокруг. Организаторы предупреждают, что за это могут аннулировать результаты, но ничего не помогает — сдержать эмоции очень сложно. Были случаи, когда по помещению летали геймпады, стулья и другие предметы, попавшиеся под руку.

Сейчас в Самаре тяжело с турнирами — их практически не проводят, поэтому я стал меньше времени уделять FIFA и сделал акцент на работе, но если в ближайшее время будут появляться турниры с неплохими призовыми фондами, я зарегистрируюсь и снова попробую свои силы.

Олег Ляпин, 18 лет

Никнейм: SamarskiyOleg

Профессиональный игрок в Dota 2

На фото: Олег Ляпин

Когда мне было тринадцать лет, я ходил в компьютерные клубы. Играл там в Counter-Strike, знакомился и общался с ребятами. Все так бы и продолжалось, но неожиданно я попал в больницу и на два месяца выпал из жизни. Нужно было срочно реабилитироваться, догонять одноклассников по учебе, но вместо этого я с другом скачал самую первую версию Dota. Открыл ее, ничего не понял и закрыл. А в 2012 году начали раздавать бесплатные приглашения в новую Dota 2, и мне повезло получить одно из них — платный доступ обошелся бы в 2000 рублей. Эта версия сразу меня затянула.

В четырнадцать меня впервые пригласили на турнир по Dota 2 в компьютерный клуб Hive.Там я познакомился с человеком, который занимал топовые места на соревнованиях, и мы стали играть в одной команде. В Самаре мы часто побеждали, но денег это не приносило. Когда мне было пятнадцать, мы с командой поехали в Саратов на очередной турнир, заняли второе место и забрали 50 000 рублей на всех. Но даже когда победы стали ощущаться материально, я продолжал играть не из-за финансовой составляющей, а из-за крутой компании и интереса.

Среди геймеров есть забитые ребята, которые не очень комфортно ощущают себя в социуме и используют игру, как способ убежать от настоящего мира. Но проблема кроется не в играх, а в изначальных особенностях человека. Многие киберспортсмены успешно совмещают реальную и витруальную жизнь — дело только в желании. Еще говорят, что киберспорт — не для женского пола, но я готов спорить и с этим: когда мне было семнадцать, мы играли в одной команде с девушкой и часто побеждали. В процессе игры ты не обращаешь внимание на гендерные признаки — главное, чтобы человек имел хороший скилл.

Было время, когда турниры в Самаре перестали проводить, но я не бросил играть и продолжал тренироваться в одиночку. Меня заметил Алан Маркелов — игрок с никнеймом iMba, который известен своими песнями про Dota 2, потом я познакомился с Дмитрием Куприяновым, человеком, который выиграл первый «Интернэшнл» — самый крупный ежегодный турнир по Dota 2. Я пообщался с ними, и это дало мне сильную мотивацию продолжать развиваться.

Я считаю, что в жизни нужно расставлять приоритеты, и сейчас сконцентрировался на Dota 2. Сложно сказать, насколько это верное решение, но я надеюсь, что этот путь приведет меня к успеху. Конечно, мне пришлось пожертвовать учебой, потому что в университете я не появляюсь, но это необходимо, если я хочу подняться в киберспорте. Я провожу за компьютером примерно 12 часов ежедневно. Родители сначала скептически отнеслись к моему увлечению, но поменяли мнение, когда на мою карту пришло 400 баксов за один день. Это был мой самый крупный выигрыш в турнире. Теперь родители поддерживают меня во всем.

Dota 2 — одна из самых популярных и высокооплачиваемых дисциплин в киберспорте. Минимальная зарплата составляет примерно 50 000 рублей без учета тех денег, которые игроки могут получить за победу в турнирах. Но в Самаре большие проблемы со всеми киберспортивными дисциплинами, и с Dota 2 в том числе: у нас нет спонсоров, готовых подписывать контракты с игроками — люди либо не интересуются этой сферой, либо не имеют денег, чтобы финансировать команды.

На данный момент я не состою ни в какой команде, но все равно зарабатываю около 20 000 в месяц благодаря онлайн-турнирам, в которых может участвовать каждый. Киберспорт — это не только просиживание часов за компьютером, но еще и огромное количество эмоций, поездок и заинтересованных людей. Конечно, чтобы пробиться нужно потратить много сил, но ничто не сравнится с приятным осознанием победы, к которой ты шел, возможно, не один год.