3567

Мнения: что не так с росписью фасадов самарских домов

Ксения Лампова

Роспись фасадов стала больной темой для Самары: осенью город обсуждал гигантские портреты знаменитых людей, которые должны были внушить самарцам гордость, но вызвали непонимание и недоверие. А в начале февраля история получила новый поворот — стрит-арт художники Андрей ЧЖНС и Денис Вертиго расписали фасад на Победе, 16, назвав предыдущие изображения на домах «полным говном». Новое граффити, впрочем, тоже вызвало скепсис у части горожан — поскольку оказалось рекламой «Леруа Мерлен».

«Большая Деревня» поговорила со стрит-арт художником, арт-критиком, общественницей и жителем дома на Победе, чтобы узнать, какая роспись на фасадах нужна городу, правда ли, что скоро на самарских домах появится еще сотня портретов известных личностей, и почему большие фрески в Европе — это красиво, а в Самаре — нет.

Сергей Баландин

Арт-критик, куратор галереи «Виктория»

Сейчас есть новое модное слово — валоризация — повышение ценности чего-либо. Современный мир устроен так, что цены в нем стараются всегда только повышать и никогда не опускать. Особенно это касается культуры. Валоризировать можно (и нужно) все что угодно. В том числе спальные районы, обычные дома обычных людей.

Стену дома можно представить как научную публикацию, ценность которой определяется в том числе таким понятием, как «цитируемость». В данном случае — это фотографии в соцсетях, публикации в журналах, не только самарских, но и иногородних и международных. Из котировок каждого отдельного дома складывается престиж всего города.

Сейчас повышение «цитируемости» Самары происходит во многом благодаря «Том Сойер Фесту», важной составляющей которого является взаимодействие с местными художниками. Вы не представляете, сколько людей из разных городов России сказали мне, что знают наш город благодаря этому проекту и фотографиям отреставрированных домов. Грубо говоря, люди видят эти старые уютные и подрумяненные дома и представляют такой Самару, для них это город, в котором приятно жить, с добрыми и инициативными людьми.

Авторские мурали (гигантские граффити на фасадах — прим. ред.) обычно обладают яркой образностью, индивидуальной манерой, играют с масштабом и имеют завораживающий эффект, поскольку так или иначе взаимодействуют со всем городским окружением. Я, разумеется, не говорю об изображениях Гагарина или Середавина, поскольку они как раз в среду не вписываются, выглядят, как портреты на сталинском параде, и явно написаны не от души. Особенно убогим оказался портрет Николая Кузнецова в поселке Управленческий, который словно перенесся туда из Красного уголка завода «Прогресс».

Эти образы неконкуретноспособны — никто не захочет поделиться с другом затасканной информацией, никто не захочет жить в «городе мертвых» или постить торцы домов с изображениями никому неизвестных людей. Таким образом, сама трата денег на такие рисунки представляется бессмысленной. Для украшения они слишком идеологичны, а для идеологии у них слишком узкая аудитория. Если мы хотим повысить свои котировки, нужно перестать рисовать «на тему» и по фотографии, нужны конкурсы эскизов, нужны творческие артели и карт-бланши. Нужна венчурная политика в области культуры. Нужен риск. К сожалению, пока наша администрация в этих вопросах часто бывает близорука, даже труслива, и путает культуру с увековечиванием.

Диана Абрамушкина

Общественная активистка, куратор конкурса
по росписи фасадов от фонда капремонта

Отмечу сразу, что стрит-арт проектами Фонда капремонта я занимаюсь с декабря прошлого года, так что к портретам на фасадах домов не имею никакого отношения. Они появились на стенах в рамках проекта «Лица первых». Художники нарисовали Середавина, Гагарина и Кузнецова. Теперь проект завершен. Концепт был в том, чтобы нарисовать достойных людей, связанных с Самарой и вошедших в историю.

Мы собрали еще сотню эскизов художников на роспись домов в Самаре, нам прислали много всего, но заверю — портретов больше не будет. Сначала мы покажем эскизы жильцам, а в марте соберем конкурсную комиссию, в которую войдут представители власти, архитекторы, журналисты, блогеры, общественники, старшие по домам, даже один директор музея будет. Все вместе мы будем выбирать те эскизы, которые затем перенесем на стены домов вдоль туристических маршрутов.

Как происходит согласование с жильцами: мы собираем присланные эскизы, визуализируем и все это понесем на общедомовые собрания. И тогда уже жильцы коллективно выбирают, что им нравится. Качество исполнения изображений мы будем улучшать, приглашая московских художников. Я считаю, что если делать, — то делать хорошо, качественно и красиво. Конкурс для стрит-художников, которые будут воплощать проекты, будет проводиться отдельно. То есть, может быть такое, что эскиз придумал один человек, а дом расписывает уже другой.

Я считаю, что это направление стрит-арта на домах нужно развивать. Если у нас есть граффитисты, мы должны с ними работать и предоставлять площадки. Такое практикуется за границей, а также в Москве, Казани, Санкт-Петербурге, и активно развивается. Самара — современный город, миллионник, и мы должны воплощать на фасадах искусство под все группы населения, в самых разных темах и стилях. Мы хотим, чтобы город был интересен, и в первую очередь, интересен для молодежи — потому что мы сами молодежь.

Святослав Ванурин

Жилец дома на Победе, 16, — на фасад здания нанесли мурал-арт по заказу «Леруа-Мерлен»

В принципе, то, что случилось с нашим домом, — это неплохо, это украшает город, и против подобных рисунков я никогда не был. Но меня смущает несколько моментов. Во-первых, это реклама, и, как по мне, слишком явная. Во-вторых, прежде чем раскрашивать стену граффити, с жильцами никто не посоветовался. Просто пришли в одну ночь, поставили леса и начали что-то рисовать, ни на какие вопросы жителей не отвечали. Дело даже не в том, что посягнули на стену, причина другая: дом довольно холодный сам по себе. Я был бы не против и доплатить — тем более, что дом расписывали рекламой магазина строительных материалов, — чтобы они сначала дом утеплили, а потом уже рисовали что угодно. А как вот теперь это делать, непонятно.

Арт Абстрактов

Художник, основатель стрит-арт галереи «Бэкграунд»

Фрески мурал-арт не только нужны городу, но даже необходимы!
В большинстве зарубежных городов, таких, как Лиссабон, Лодзь, Берлин, решение благоустройства города в виде масштабных росписей давно уже является ключевым моментом для привлечения большого потока туристов. Это также отличная возможность пригласить художников из разных стран для реализации идеи или создания собственных эскизов. При этом им обычно дают полную свободу творчества и позволяют работать в их уникальным стилях и техниках. Они не делают того, что хотелось бы увидеть руководству города.

В Самаре, как ни печально это признавать, с авторскими эскизами не считаются, а жестко диктуют условия для реализации любых проектов. Из-за этого у жителей города складывается ложное мнение о том, что стрит-арт — это только примитивные портреты на фасадах домов и коммерческие заказы оформительных работ. Если дать нашим художникам свободу в реализации своих эскизов, то это будет прорывом в культурной жизни города и поднимет его на новый уровень, близкий к европейским форматам.