2383

Я проблема: почему забастовка дальнобойщиков коснется всех

Екатерина Имукова

Ситуация: налог на дыры

19 ноября по всей стране прокатилась массовая акция протеста дальнобойщиков, выступающих против введения новой системы платы за проезд по федеральным российским трассам. По мнению большинства водителей, которые занимаются грузоперевозками, драконовский налог ставит их бизнес на грань разорения и влечет повышение цен абсолютно на все группы товаров. У правительства аргумент следующий: плата должна возместить вред (!), который фуры наносят российскому дорожному покрытию.

Напомним, с 15 ноября большегрузы, чья масса превышает 12 тонн, должны будут платить 1,53 рубля за километр. Такой налог вводится до 29 февраля 2016 года, с 1 марта 2016 года до конца декабря 2018 года ставка составит 3,06 рубля. С 2019 года полный тариф еще поднимут — до 3,76 рубля. При невыполнении этих условий водителю грозит штраф пять тысяч рублей, а юридическому лицу — до миллиона рублей. Пока взыскивать деньги с дальнобойщиков будут только в Московской области, в других субъектах РФ штрафы начнут действовать с 1 мая 2016 года.

дальнобощики три

 «Сейчас нам поступает очень много писем от товароотправителей, которые просто не  могут найти фуры для грузоперевозок»

Друг Путина

Новыми сборами занимается ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор системы взимания платы «Платон», которая частично принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну Аркадия Ротенберга, которого называют другом Владимира Путина. Офис платежной системы появился недавно, а сама компания образровалась только 15 октября и, по мнению экспертов и дальнобойщиков, не готова к эксплуатации. Особенно много вопросов вызывают новая инструкция для водителей. Теперь каждый владелец большегруза должен сдать в этот пункт пакет документов, зарегистрироваться в системе и выбрать способ оплаты налога: через бортовое устройство или с помощью маршрутной карты. Каждому шоферу выдадут бортовое устройство для передачи данных в технический центр при помощи системы ГЛОНАСС и создадут лицевой счет, куда нужно будет зачислять деньги. Причем платежи должны быть переведены авансом перед поездкой. Средства со счета спишут автоматически. Это также вызывает ряд вопросов у водителей, которые возмущены непрозрачной системой расходования сбора. Даже если правительство решило возместить вред, который наносят большегрузы дорогам, непонятно, почему сборами занимается частная компания.

Согласно официальной информации, сбором штрафов будет заниматься некая служба контроля. Сто автомобилей с приборами фото- и видеофиксации будут курсировать по трассе и искать неплательщиков. Также на федеральных трассах будет установлена 481 конструкция с навесным оборудованием, которая будет выполнять ту же задачу.

Реакция

В Самарской области, исходя из нашего опроса, дальнобойщики разделяют негодование своих коллег из других регионов, однако массовых протестов, как в других городах России, зафиксировано не было. Для сравнения, в Волгоградской области митинговали несколько сотен возмущенных водителей, которые ехали по городу на большегрузах со скоростью 5-10 километров в час. Из-за этого в пробку встал весь город. Самарские дальнобойщики 19 ноября проигнорировали всероссийскую акцию. Организатор  акции, пожелавший остаться неизвестным, предположил, что водители большегрузов побоялись действий правоохранительных органов. Однако ранее, 11 ноября, состоялась другая, менее масштабная, чем в других регионах, акция – возле ТРК «Мегакомплекс на Московском». Также на днях подожгли тольяттинский офис компании, которая должна была контролировать оплату нового «налога на дыры».

Касается каждого

Представитель самарских дальнобойщиков Денис Спиридонов объяснил, почему поборы скажутся не только на нем и его коллегах:

«Вы ходите в магазин за продуктами, покупаете парфюмерию, одежду. Основную часть перевозок этих товаров осуществляют грузовые транспортные средства. Естественно, после введения налога все продукты подорожают».

дальнобойщики картинки

По мнению дальнобойщицы Татьяны Васильевой, в ближайшее время у крупных ритейлеров и мелких розничных сетей появятся проблемы с поставками продуктов: «Многие мои коллеги объявили сидячую забастовку, даже несмотря на то, что они заключили контракты и теряют собственные деньги. Дело в том, что грядет новогодний завоз, когда все сети остро нуждаются в транспорте. Сейчас нам поступает очень много писем от товароотправителей, которые просто не могут найти фуры для грузоперевозок. Это может привести даже к закрытию предприятий, потому что склады переполнены. Как правило, это быстро портящиеся продукты, их нужно оперативно вывезти и продать. Насколько мне известно, тот же „Ашан“ привлекает частных перевозчиков, потому что там не справляются с собственным парком. Мелкие перевозчики также берут на себя часть перевозок».

Однако представитель одной из локальных розничных сетей заверил, что ситуация может сказаться пока только на крупных игроках. Небольшие сети «закупаются» в основном у местных производителей или тех, чье производство частично находится в Самаре.

Вместе с тем, дальнобойщики опасаются, что вслед за введением сбора на «использование» федеральных трасс могут ввести аналогичные для проезда по региональным. «Аппетиты нашего правительства, — прокомментировал собеседник „БД“, — имеют свойство расти».

Обновление от 24 ноября, 11.00

24 ноября дальнобойщики все-таки решили провеcти акцию протеста против введения системы «Платон». С 10-00 они стартовали с пересечения Московского и Ракитовского шоссе. По данным областной ГИБДД, прямо сейчас на главной городской магистрали от пересечения с Ракитовским шоссе до улицы Ташкентской по направлению к центру города скопилось несколько десятков большегрузов.

Обновление от 24 ноября, 12.35

Мы связались по телефону с дальнобойщицей Татьяной Васильевой, которая движется на своем грузовике в колонне протестующих. По ее информации, сейчас пробок на дороге несмотря на колонну нет. Утром большегрузы двигались со стороны Мехзавода в город по двум левым полосам. Пробка, как говорит Татьяна, образовалась не из-за дальнобойщиков, а из-за ГИБДД, сотрудники которой останавливали машины, и без того двигающиеся со скоростью 15 километров в час. Сотрудники инспекции также переписывали номера фур, что никого из водителей не напугало. «Нам уже надоело бояться. К тому же никаких претензий к нам быть не может. Все машины исправны, налоги мы платим, двигаемся с допустимой скоростью и аварийных ситуаций не создаем. А вот пробка чуть не образовалась, причем не из-за нас, а из-за сотрудников ГИБДД», — отметила Татьяна. При этом сотрудники ведомства ведут себя корректно, конфликтов на трассе не возникает. Сейчас колонна движется в обратную сторону в крайнем правом ряду.

В акции, по сообщениям областной ГИБДД, участвует около ста крупногабаритных машин. Однако, по информации нашего собеседника, их количество приближается к пятистам (!). Это, уточняет Татьяна, не только фуры с грузоподъемностью свыше 12 тонн, но и КамАЗы, краны, самосвалы, вереница которых растянулась от Мехзавода до проспекта Кирова по Московскому шоссе. В данный момент голова колонны уже «пришла к финишу» возле поста ГИБДД на выезде из города, а ее хвост разворачивается на кольце в районе Ипподрома. К акции также присоединились коллеги самарских дальнобойщиков из Питера, Казани, Пензы, Башкирии. «Их могло быть больше, но в один момент грузовики перестали пускать в город в районе поста ДПС у Мехзавода», — уточняет Васильева.

Дальнобойщица отметила, что организатора у протестной акции как такового нет. Ей, например, просто позвонили с незнакомого номера. Другие участники откликнулись на призыв на форуме. Протест, подчеркнула Татьяна, сформировался стихийно, и никто не ожидал, что на призыв откликнутся несколько сотен человек.

Татьяна Васильева

Татьяна Васильева

дальнобойщица

Нам предлагают пользоваться маршрутными картами. Это влечет массу неудобств. Путь прокладывает сам оператор системы взимания платы «РТ-Инвест Транспортные Системы», и прокладывает его таким образом, чтобы было больше платных участков на федеральной трассе. Уклонение от маршрута — гигантские штрафы. Водитель большегруза не может приехать в другой город и перехватить там другой заказ. Раньше он связывался с диспетчером, брал новый заказ в другой город и ехал туда, куда хотел. Сейчас водитель должен заранее доложить, куда поедет и какими тропами вернется обратно. Перевозчики, у которых в фурах дорогостоящий товар, очень недовольны, что их маршрут известен заранее. Ты обязан заранее согласовать свой маршрут с какой-то частной организацией, но как она эти данные охраняет? К тому же большинство моих коллег работают как индивидуальные предприниматели со своими машинами, и они не могут вписать эти траты в счет заказчика.

Важно, что платеж вносится авансом -—исходя из километража, а клиент нам платит по факту — как только мы привезем в пункт назначения товар. «Платон» не учитывает этой специфики, а мы не знаем, откуда брать денег для оплаты платежей до отправления в рейс.