3

Самарские злоключения латвийского художника

 Текст: Настя Альба
-KxyCgGtiZc
«Angle of perception of visual information in contemporary time»

Иварса Гравлейса, художника, живущего между Прагой и Ригой, с Самарой связывает достаточно сложная выставочная судьба. В текущий приезд после нескольких попыток обустроиться в «Музее Идей» его экспозиция переехала и сменила формат. В «Галерее одной работы», которая специально откроет двери для этого события, пройдет встреча с художником и показ его работ.

Впервые в Самаре Иварс оказался косвенно, посредством своих работ, в 2008 году. Напечатанные на фирменном принтере по партнерскому соглашению (то есть бесплатно, но с указанием бренда), они были принесены художником Владимиром Логутовым в некий подвал в центре города. Подвал этот являлся свежеоткрывшейся галереей «XI комнат», и выставлялось там все самое сомнительное, молодое и экспериментальное, то, что потом сгруппировалось в термин «актуальное искусство». Проект Иварса назывался «78 основных правил фотографирования», и представлял из себя набор советов в стиле «капитан очевидность», не менее по-капитански проиллюстрированных. Плакаты «Когда вы снимаете портрет, хорошо, если на фотографии видна не только одна голова» (совет № 5), «Когда снимаете уличный портрет, постарайтесь избегать прохожих, которые могут частично или целиком закрыть модель» (совет № 14), и иже с ними, украшали стены галереи, пока не были сложены в стопку, чтобы освободить место для последующей выставки.

kzS5QRwu1gA
Все материалы взяты с официального сайта художника

Далее подвальная галерея, содиректором которой и являлся на тот момент автор этой статьи, подверглась свойственному для нее стихийному бедствию — затоплению говном, то есть прорывом канализации. Многие арт-объекты пострадали, некоторые приобрели новое художественное качество, а вот работы Иварса намокли, слиплись, пролежали в таком виде пару месяцев и были выброшены.

JpC3Q9ZPPnc

Второй приезд Иварса в Самару, 5 лет спустя, на этот раз лично, складывается не менее непросто.
Работы художника, исходя из пространственной и содержательной точек зрения переехали из «Музея Идей» в «Галерею одной работы», где пройдет встреча с художником и показ его работ. В момент, когда еще не были решены ни обстоятельства экспонирования работ, ни сам состав работ для выставки, мы поговорили с Иварсом о его творчестве и планах на выставку в Самаре.

— Ты очень много работаешь с реди-мейдом. Ты считаешь, что выставляешь найденные объекты, или ты их видоизменяешь, и они становится новой вещью?

— С одной стороны, я использую реди-мейд, но это действие является критикой этих найденных вещей. Если есть какая-то готовая вещь, которая для всех потребителей доступна, значит, любой человек может ее использовать.

— Скажи, а в твоих работах ты закладываешь больше юмор или иронию?

— Иронию, да. Потому что они критические. Это не просто шутку рассказать. Я беру, и будто в зеркало показываю: вот смотрите, как происходит все в жизни.

— Твои работы — они критические для тех контекстов, в которых ты находишься? Или это универсальные истории?

— Часто они очень локальны. Думая, что показывать на этой выставке, я хотел предложить проект «shopping bag» (который сейчас выставляется в Москве). Но пространство (Музея Идей) совсем не подходило, потому что это трешовая работа, и для нее нужно более галерейное пространство.
Я понял, что большинство моих тем привязаны к конкретному контексту. У меня, наверное, одна треть проектов, которые более универсальны. Темы этих проектов срабатывают, если ты знаешь детали контекста.

34g0wWgGy7E
«Shopping Poetry»

— Мы будем надеяться, что самарский зритель их поймет, а, главное, полюбит.

— Не знаю, что они поймут, потому что в Музее Идей приходится идти на компромисс за компромиссом, и я сам не знаю, какой будет эффект. И многое упирается в деньги, потому что, если бы принты еще не были готовы, я бы придумал что-то другое.

— Ну это как раз к вопросу о самарских бюджетах.

— Да, это очень важно сказать! Мой спонсор Александр Веревкин (прим. ред.: самарский художник, который совместно с Иварсом участвовал в выставке «Ничего подобного» в Москве), он отказался покупать себе айпод и решил меня привезти. Спасибо ему.

— Расскажи, что ты хотел показывать в Самаре и что же в итоге будет показано?

— Будет показано видео, которое называется «Ла-ла-ла», потому что видео под названием «Сообщение без адресата» нельзя показывать: там есть матерные слова. Такая работа: я ходил по магазинам и собирал видео, которые люди записали в программе «Photobooth» на Маках, большинство делали, на самом деле, дети, они просто, если сказать корректно, выделывались. Изначально был план показывать серии фотографий с колбасой в витринах: латышская колбаса, производитель Forevers, как говорится «навсегда». Другая фотосерия была скачана из русского торрента — это шаблоны, чтобы вставить в них свое или чужое лицо. Я перерисовал лица, и получился немножко Пикассо. Первая выставка называлась «Mix Mox», вторая — «Parasit». Изначально была иная сценография, иной план выставки и в ней был еще один проект, который я хотел показать — про кошек, называется «War for territory», там кошки бандитские такие, районные, часто без глаза.

Но получилось, что вся это сценография не срабатывает: если оставить все, как я изначально придумал, выставка бы длилась только неделю. Я хотел показать эти видео, где дети играют перед камерой, матерятся и все серии фотографий. Колбасы не будет, кошек тоже не будет, и анонсированной работы «Сообщение без адресата» тоже — хотя вроде бы это актуальные темы в Самаре. Тогда что я буду выставлять?

Творческая встреча с Иварсом Гравлейсом пройдет в «Галерее одной работы», что на ул. Молодогвардейская, 96, 4 октября с 19-00 до 21-00.