17

Давай джазу!

Текст: Константин Поздняков

PczLCHf51rU

Марина Джаззи — это замечательная вокалистка, остроумная собеседница и тонкая ценительница музыки и литературы. Встретившись с Мариной за кружкой пива, мы выяснили все о ее симпатиях и антипатиях, научились опознавать хипстеров и узнали правду о молодежном самарском поп-панке, безжалостном и беспощадном.

— Привет. Думаю, что если ты начнешь рассказывать обо всех своих музыкальных свершениях — это будет очень долго, поэтому давай поговорим о твоем настоящем. В каких коллективах ты сейчас поешь?

— В группе Чистый Воздух. Там я пишу песни, вокальные партии, мы все вместе работаем над композициями, выступаем и записываемся. Играем смесь фанка, рока и регги. По вокальной манере — это что-то джазовое, правда я и рэп читаю, и делаю звукоподражания. Возможно, в будущем буду и партии духовых пропевать. Для первого официального сингла у нас уже есть две записанные вещи, мы их даже свели, но пока медлим, после летнего отдыха тяжело сразу включиться в работу. Еще есть проект D’Oushn, электронный. Сейчас мы с Ильей, клавишником и аранжировщиком группы, живем на два города, но скоро он переезжает в США, и проект будет жить на две страны. Мы уже давно работаем в режиме online, подкидывая друг другу партии и темы.

— Кстати, о текстах — а ненормативная лексика в них присутствует?

— Она присутствует, причем приходится делать цензурные версии для концертов, менять слова. От этого меня, если честно, подташнивает. Но ничего не поделаешь, обстоятельства к этому приводят.

— Я знаю, что ты пишешь музыку и тексту для столичных и питерских поп-артистов. Как получилось, что тебе заказывают песни?

— Так вышло, что Илья работает на студии в Москве, и исполнители часто хотят определенный текст, мелодию, гармонию. Как только я начала этим заниматься, мне было весело, я мутила ироничные вещи, чтобы и самой было не стремно, но потом все-таки решила подстроиться под клиентов. Была одна вещь с двойным дном, но там и не совсем поп-проект был, что-то вроде трип-хопа: песня была о природе лжи, а ребята просили что-нибудь с романтической образностью. Но в итоге всем все понравилось.

— В чем разница между хипстерами и хиппи?

— Это сейчас одно и то же. Раньше хипстером считался человек занятый в сфере искусства и относящийся к контркультуре. В 50-е это явление сформировалось. Контркультура боролась с массовым культом. Ну а хиппи — это уже 60-е, это уже сложнее, они там коммунисты, марксисты, социалисты и против войны во Вьетнаме. Хиппи тогда и сегодня — это разные вещи. Что касается современных хипстеров, то это вообще люди «около искусства» — и все.

— Как же опознать хипстера?

— Я в Москве, на Красной площади, слышала, как парень говорил своим друзьям, что купил какие-то коллекционные очки RayBan, и поэтому он крут. Типа у меня есть очки, я интересуюсь искусством, и это круто.

— Как тебе Москва?

Да это Готэм (город из комиксов о Бэтмене — прим.авт.), а Собянин — Амбал.

— Сейчас многие ратуют за ЗОЖ, даже рок-н-ролльщики. Не пьют, не курят. А у тебя как обстоят дела с трэшем и угаром?

— Я люблю бухать (смеется). Хорошо, конечно, когда люди ведут здоровый образ жизни, но мне не нравится, когда присутствует агитация всякого рода. У хипстеров то же самое: интересуйтесь искусством, а не то отстанете от жизни.

0G4xx2a7z_I

— С выпивкой все понятно, а где ты любишь поесть?

— В «Голодной пиранье» на Московском шоссе милое помещение. Но я там не ем, я там пью. «Пиранья» — это для тех, кто хочет в кабак. В «Тануки» не так давно ходила. В «МакДоналдсе» бываю, но редко, поскольку турбо-эффект — это бесплатное приложение к «МакФаку». Пиццу «Фабио» люблю заказывать, она просто огромная и вкусная!

— Кто тебе из самарских музыкантов симпатичен, а кто не нравится?

— А обязательно кого-то ругать надо? На меня просто никто не наезжал так, чтобы зло критиковать. AlbertoSaysPassion понравились. А вот новый альбом Бажинды не понравился. Сделано, конечно, все хорошо и качественно, звук отличный. Я не заметила интересных ходов, развития мелодии. Когда пели хоть Ксюша (первая вокалистка BBTEL — прим. авт.), хоть Паша (Павел Тетерин, лидер AlbertoSaysPassion и экс-фронтмен BBTEL — прим. авт.) — были свои фишки. У Ксюши много мажорных регги-гармоний, у Паши были офигеть какие переходы от мягких тонов до депрессухи, и монотонные песни они делали круто. А тут я послушала новый альбом и мне показалось, как будто это не инди-рок, а какой-то доктор Элбан. Только Элбан пел: «итс май лайф», а они нет. Ну, пусть не обижаются.

А у Паши отличный полуакустический проект, нет барабанов — электрогитара, акустическая гитара и клавиши. Это светлая музыка, там есть нотки Паши, нотки Radiohead, типичные для Паши речитативы. Паша стал петь лучше, он стал петь удивительные партии «внизу», появилась губная гармошка. Тексты меня порадовали. Само по себе наличие бэквокала, копирующего гитару, очень круто. Гитарист тоже очень классный. У него очень прикольная примочка, я таких не видела.

— Все-таки мы говорим о качественных коллективах, достойных группах, а ведь в Самаре полно откровенно плохой музыки. Кто из горе-музыкантов больше всего раздражает?

— Я вот попадала на панковские концерты в клубе «Кратер». Была там, например, группа «По ту сторону» — это жесть жестяшная. Не могу ничего хорошего сказать о молодых поп-панкерах, играла одна группа целиком пьяная, названия я не запомнила. Их в итоге охранник со сцены утаскивал. Вот им бы я вломила.

— Есть желание попробовать себя в других стилях, новых проектах?

— Я б с удовольствием попела джазовые стандарты в биг-бэнде: Basin Street Blues, Like Someone in Love, Fever, My Funny Valentine, ну и так далее. У Джорджа Майкла есть альбом отличных перепевок классики свинга. Новый альбом Black Sabbath с вернувшимся Оззи очень понравился, хотела бы попробовать что-то потяжелее поиграть, но у меня свои фишки в вокальном плане, поэтому с металлом пока не срастается.

— Художник, недавно нарисовавший картину «Кот. Вид сзади», тоже музицирует. Если он альбом джаз-стандартов запишет, будешь слушать?

— А! Так это кот был? Автору картины в психушку срочно надо. Нет, я лучше Жириновского послушаю.

— Сейчас на телевидении появляются интересные в музыкальном и артистическом плане шоу, «Голос», «Один в один». Ты как к таким программам относишься?

— Я приветствую такие шоу. Конечно, это лучше чем какая-нибудь «Фабрика звезд», где основной принцип: «научу петь даже медведя». И я очень рада, что эти программы развеяли миф о попсе как единственно возможной музыке. Но «Владимирский централ» все равно никуда не денешь.

— Что сейчас читаешь?

Лавкрафта дочитываю. «Случай Чарльза Декстера Варда» очень понравился. Здорово, что все подается в форме писем и дневников, газетные вырезки, эдакий пастиш. И система образов очень необычна. Вообще-то в детстве я думала, что Некрономикон реально существует.

— И последний вопрос: кого бы ты отправила на Евровидение?

Да кто угодно может поехать. Бажинда, Паша или я. Но я была бы счастлива, если бы там выступил «Кровосток».