1223

Чем запомнилось это лето: 13 знаковых событий

Лайма Кошман

Лето — это маленькая жизнь, и его окончание — всегда траур, но лето 2018-го мы провожаем с особой болью и готовимся вспоминать с особой нежностью, ведь там было все: радость побед и горечь поражений, танцы на улицах до утра и современное искусство на них же, потери и находки. «Большая Деревня» собрала самые знаковые события сезона в ностальгическом гиде.

Чемпионат мира

Событие июня, изменившее город до неузнаваемости: благодаря чемпионату фасады домов посвежели, морщины на дорогах разгладились, а главное, в Самаре появился новый стадион — огромный, красивый и страшно дорогой. Основные события, впрочем, разворачивались не на нем, а в фан-зоне, где горожане плечом к плечу болели за наших и заливали эмоции в «Турбазе Ветерок» — баре-легенде с пометкой «мама ама криминал».

Изменились и сами самарцы: во-первых, вспомнили, что русский — не значит грустный, и оторвалились, как в последний раз; во-вторых, вышли на новый уровень гостеприимства: сербов встречали гигантской плескавицей, предоставили целую «Метелицу» для колумбийской вечеринки и помогли восстановить билет растерянному мексиканскому деду. Некоторым чемпионат принес еще и денег — горожане умудрились заработать на сдаче квартир, ставках и просто подрабатывая возле площади Куйбышева.

В общем, этим летом самарцы влюбились — не столько в иностранцев и в футбол, сколько в то, каким может быть город — дружелюбным, чистым и полным счастливых людей.

Гигантские граффити на фасадах

Чемпионат ушел, но кое-что осталось: например, муралы на самарских панельках. В рамках проекта «Истории чемпионов» известные уличные художники создали девять рисунков — над ними работали Миша Most, Валера Чтак, Слава ПТРК и другие. Все сюжеты, разумеется, связаны с футболом: тут вам и гол Диего Марадоны, и великий вратарь Лев Яшин, и знаменитый поцелуй в лысину Фабьена Бартеза.

Красоту и символизм оценили не только горожане: сначала твердую пятерку работам поставил главред Sports.ru Юрий Дудь, а затем и сама сборная России по футболу. Так спорт неожиданно заставил самарцев гордиться местным уличным искусством — сегодня появилась даже карта локальных граффити и муралов, где можно посмотреть все работы.

Реконструкция Струковского сада и набережной

В конце мая Струковский сад открыли после реконструкции, длившейся год: там переложили пешеходные дорожки, заново отстроили лестницы, отреставрировали старинный фонтан и стелу Максима Горького, а также соорудили перголу. Как выглядело пространство сразу после обновления, можно посмотреть в нашем фоторепортаже.

Обновили и 4-ю очередь набережной: апгрейдили стеллу Ладьи, а территорию вокруг поделили на три каскада: у самого спуска на пляж задумали светодинамический фонтан, чуть выше — амфитеатр, велодорожки, детскую площадку, тренажеры и брусья, а также санитарные зоны.

Фонтан получился неприлично большим: 4 яруса, 385 метров площади и 15-метровые струи не оставили равнодушных — так, Дмитрий Азаров в своем твиттере сравнил его с мавзолеем, а блогер Илья Варламов раскритиковал цвет и запах воды, попутно отметив «убогий примитивный дизайн» местных урн и скамеек.

Дальше — больше: 16 июля новую набережную залило потоками грязи с плохо укрепленных склонов, а мэрия при приеме работы выявила 68 недочетов, которые подрядчик пообещал устранить.

«ВолгаФест»

2 и 3 июня на набережной прошел третий «ВолгаФест». В этом году события и площадки фестиваля объединила общая тема будущего, организаторы отказались от одного музыкального хедлайнера, а едва ли не главным событием стали стройка и уничтожение огромного маяка из картона, верхушку которого унесло порывистым ветром. Тем не менее, если верить цифрам, несмотря на холод и постоянную угрозу дождя, к Волге пришло 65 000 человек, а сама команда «ВолгаФеста-2018» признает его самым любимым из всех. Оценки события и мнения о нем — по ссылке.

Кстати, организаторы уже намекнули на тему «ВолгаФеста-2019» — это будут коллаборации. По задумке команды, площадки на набережной станут менее разобщенными. В пример директор феста Михаил Савченко приводит следующую ситуацию: художники построят шатер, в котором затем разместится уличный театр или площадка для мастер-классов. Ожидается, что все участники будут находиться в тесном взаимодействии и сотрудничать друг с другом.

Пирамиды позора

Еще одна история об инсталляциях, которую город обсуждает с конца мая — именно тогда перед частными домами в Самаре стали устанавливать трехтонные пирамиды с надписью «Здесь живет должник». Конструкции ставили, чтобы пробудить в неплательщиках совесть и заставить погасить долги за услуги водоснабжения. Акция быстро стала публичной: за установкой наблюдали соседи, прохожие, а также местные и федеральные СМИ. Пик интереса вызвало уголовное дело, которое возбудили после того, как один из должников попытался самостоятельно увезти пирамиду с участка, — и закрыли, так как не нашли состава преступления.

Наш подробный репортаж о бетонных грузах долгов читайте по ссылке: кому пришла идея ставить пирамиды и почему изначально вместо них у домах должников хотели оставлять статуи зайцев, сколько весит арт-объект и как его устанавливают, а еще — что чувствуют те, перед чьим домом появилось гигантское напоминание о долгах.

Отзыв лицензии у «Газбанка»

Продолжим о финансах: 11 июля Центробанк отозвал лицензию у самарского «Газбанка». Сайт ЦБ РФ сообщал, что причиной послужило проведение операций, направленных на сокрытие реального финансового дохода банка и уклонение от требований об оценке принимаемых рисков. Кроме того, по информации Центробанка, «Газбанк» нарушал законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов и нормативные акты ЦБ.

Итогом отзыва лицензии стала паника среди держателей карт и владельцев счетов, а у банкоматов выросли очереди за наличкой — кое-кто успел вырвать из железной пасти свои кровные, но уже к 12-00 все терминалы были опечатаны.

Спустя почти неделю власти все-таки решили успокоить горожан: 16 июля Дмитрий Азаров написал в твиттере, что намерен держать ситуацию под личным контролем, и пообещал, что потерь по заработной плате и социальным выплатам не будет.

Повышение пенсионного возраста

16 июня Правительством Российской Федерации в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий повышение пенсионного возраста — мужчинам на 5 лет (с 60 до 65 лет), женщинам — на 8 лет (с 55 до 63 лет). 19 июля он был рассмотрен в первом чтении и принят. И только после этого Владимир Путин высказался о нововведении: 20 июля во время встречи в волонтерами Чемпионата мира он заявил, что итоговое решение будет приниматься в ходе широкой дискуссии с участием представителей органов власти, экспертного сообщества и общественных организаций.

Опрос, проведенный порталом «Зарплата.ру», показал: более 80% самарцев не считают, что повышение пенсионного возраста обеспечит им благосостояние в старости, а треть горожан уверена, что уже после 50 лет у них не останется сил на работу. Абсолютное большинство опрошенных — 95% — заявили, что не поддерживают это решение.

29 августа 2018 года Владимир Путин выступил с телеобращением к гражданам страны по вопросу пенсионной реформы и предложил 6 мер по ее смягчению.

Надгробный камень на детской площадке

Самара меметическая: этим летом жительница дома на Ново-Садовой пожаловалась чиновникам на гранитный памятник криминальному авторитету Беркуту, установленный рядом с детской песочницей. На твит обратил внимание политик Александр Хинштейн и пообещал «лично демонтировать криминальный пантеон». По рассказам местных, раньше здесь находилась еще и памятная беседка, которую установили приближенные Беркута, но она не сохранилась до наших дней. Через несколько дней надгробие исчезло — но убрал его не политик, а некие «неизвестные». Как бы то ни было, фото детей, играющих возле могильной плиты, разлетелось по сети, — а прочитать историю Владимира Беркута и других персонажей из девяностых можно по ссылке.

Закрытие крупных заведений

Хотелось бы сказать, что уходят лучшие, но не скажем: этим летом Самара осталась без ресторана Beerhouse Italiano, известного вменяемой пиццей и сомнительными вечерами с караоке, пивного ресторана «Фрау Мюллер», гастробара «The Суп» с экспериментальной кухней и ресторана «НеБрюгге», владельцы которого утверждают, что он все же вернется, обновив концепцию.

Из действительно болезненных потерь — бар Bridge DoJo. Заведение просуществовало в городе с 2015 года и показало самарцам, что в мире есть нечто большее, чем «виски-кола», — и что за это нужно платить 400 рублей. «Бридж» дважды менял формат, а под конец ударился в азиатский стиль с неоновыми трубками в интерьере. В 2018 году местные вечеринки перестали собирать толпы, но ни замены, ни аналогов у заведения в Самаре так и не появилось. Как уходила легенда, читаем в пронзительном интервью с владельцем «Бриджа». Этому городу нужен новый герой, и станет ли им коктейль-бар Napitki на Стара-Загоре, — большой вопрос.

Открытие ресторанов-гигантов

Этим летом самарские фуди почувствовали себя Гулливерами в стране великанов: город неожиданно обзавелся ресторанами-гигантами, что, впрочем, только радует. На набережной вырос двухэтажный «Перчини» с открытой террасой на крыше, а недалеко от Загородного парка — трехэтажный комплекс Big House с караоке-рестораном.

На этом летние открытия не заканчиваются: в город пришла сеть корейских кафе K-Town, на Ново-Садовой распахнул двери дорогой и претенциозный ресторан «Артишок», а на Самарской появился первый тапас-бар «Коза». Больше ответов на вопрос «Где бы поужинать?» — по ссылке.

Вечеринки на неочевидных площадках

«Город-курорт» — это не только о Волге и пиве, но еще и о танцах: за последние лет пять мы привыкли к тому, что в Самаре регулярно появляется сезонная площадка для дискотек под открытым небом — от «Летнего бара» и «Мичурина» до легендарного «Ку-Ку!». Короче, ютиться в душных помещениях, когда на улице больше плюс двадцати — просто грешно, и прошлогоднее отсутствие такой локации не смог компенсировать даже Untitled, но, к счастью, это поняли не только мы, но и самарские промоутеры — именно поэтому прошедший сезон подарил нам сразу три новых летника.

Мы играли в настольный теннис и чувствовали себя героями американских ромкомов на заднем дворе «Дома 77», затестили совершенно волшебную баржу от создателей «Библиотеки» на другом берегу Волги — и надеемся на ее работу в полную мощь в следующем году. Впрочем, магическое на этом заканчивается: еще одна звучная попытка эксплуатировать летнюю волжскую тему и провести вечеринку на Проране закончилась провалом и скандалом. В общем, надеемся, что ребята учтут все ошибки и следующим летом мы еще скатаемся за Волгу на «Омике». И нет, мы не забыли про террасу Beluga.

Ширяевская биеннале

14 августа правый берег Волги превратился во временный международный центр совриска: там открылась X Ширяевская биеннале — самое крупное событие современного искусства в Самарской области, а также традиционный повод для солд-аута в сельских разливайках. Как и всегда, художники из разных стран представили свои арт-объекты, а организаторы — альтернативную программу с выставкой в «Гудке» и кинопоказами от Романа Черкасова.

Впрочем, не обошлось и без скандалов: накануне «номадического шоу» философ и поэт Виталий Лехциер опубликовал в фейсбуке гневный пост о том, что его фотография попала на афишу биеннале против его воли. Какие еще события заставили возмутиться культурное сообщество и чем запомнилась юбилейная биеннале — в диком репортаже Сергея Баландина, который был не только зрителем, но и участником событий.

Появление новых звезд

Между тем на сцене самарского искусства объявили выход центениалов: например, мы узнали о Сене Лисейчеве, выступающем под ником Yung Ferry. 17-летний самарский музыкант записывает треки в собственной спальне на мобильный телефон, однако за год музыкальной карьеры он успел стать открытием «Индиривера», скатать на музыкальные фестивали в Ульяновске и Санкт-Петербурге, а 7 августа отправился в тур по шести городам России. Интервью со звездочкой читаем по ссылке.

Еще одно музыкальное открытие сезона — группа «Саунд Машин». За два года существования проекта ребята дали более 40 концертов, в том числе за пределами родной области и в столице. Команда называет свой жанр «поволжский грув» и записывается где угодно, но только не на профессиональной студии. «Большая Деревня» поговорила с ними о маленьких гонорарах, репетициях в гараже и переходе к современной музыке.

Появились и новые молодые художники: один из самых интересных — Антон POEHALI. Антону Жукову 17 лет, но он уже основал свой бренд, продал первую картину, обзавелся менеджером, сделал персональную выставку и добился того, что его работы репостят группы с миллионами подписчиков. Куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин встретился с Антоном и его 15-летним менеджером Ангелиной Ворожейкиной, чтобы узнать, чем живут и для кого работают художники нового поколения, какой смысл они вкладывают в свое творчество и как его продвигают.

Также есть смысл ознакомиться с работами художника Миши Гунько — еще год назад он спокойно учился в техническом вузе, не знал, кто такой Сергей Баландин, и вообще не считал, что занимается искусством, а сегодня его работы побывали на «Карманном авангарде», фестивале современного искусства «Ай» в Музее Модерна и в галерее Lothringer13_Florida в Мюнхене. Мы поговорили с еще одним героем самарского поколения Z о внезапной славе, его собственных загонах и их влиянии на творчество, а также о том, как двадцатилетние арт-революционеры меняют город и мир.

И, конечно, не обошлось без триумфальных возвращений уже известных самарских арт-деятелей: Павел Куприянов, известный участием в группе «Мама не узнает» и самыми гибкими пальцами на всем волжском побережье, открыл серию концертов на собственном балконе. Вышло пронзительно и лирично — фрагмент выступления можно посмотреть в редакционном инстаграме.