1969

Гид: 7 зданий-памятников советской архитектуры

Текст и фото: Ксения Частова

Почти 101 год назад Самару, как и все другие города России, захватили события Октябрьской революции. Российская империя пала, а ее место заняла советская — подарив людям новый уклад жизни, новые ценности и, конечно же, новую архитектуру. Присматриваемся к самым ярким образцам советского модернизма, разбросанным по улицам города.

Статья подготовлена на основе материала Армена Арутюнова «Полюбить советскую архитектуру: Самара» для Strelka Magazine.

Зональный вычислительный центр

Адрес: Полевая, 5

Время постройки: 1980-1982 годы

Архитекторы: Алексей Моргун, Алексей Герасимов

Дом с «летающей тарелкой» строили специально для размещения Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги. Авторами проекта стали архитекторы Алексей Герасимов и Алексей Моргун. Оба в разное время занимали пост главного архитектора города.

Архитектурная композиция состоит из двух перпендикулярных друг другу параллелепипедов, на пересечении которых возвышается «летающая тарелка» диспетчерской, придающая зданию космический акцент. Решение сделать операционный зал цилиндрическим было продиктовано округлой формой щита управления.Согласно первоначальному виду проекта, центр хотели украсить ленточным остеклением. В таком случае фасад здания перечеркивал бы непрерывный ряд окон. Однако эту задумку так и не реализовали — позже Алексей Герасимов признался современникам, что сразу выступал против нее. Конечную форму и ритм окон ему навеяли перфокарты, которые на тот момент использовали для хранения данных.

Дворец бракосочетаний

Адрес: Молодогвардейская, 238

Время постройки: 1979-1983 годы

Архитекторы: Алексей Герасимов, Ваган Каркарьян

Через дорогу от Зонального вычислительного центра разместилось еще одно здание, над которым поработал Алексей Герасимов — теперь в паре с заслуженным архитектором РСФСР Ваганом Каркарьяном. В Самаре его руке принадлежит не один десяток проектов, в числе которых гостиница «Волга», аэровокзал аэропорта Курумоч, Дом актера и Дом Советов.

Среди актуальных задач советской власти стояла необходимость найти альтернативу церкви — в частности, предстояло придумать советский обряд бракосочетания и создать для него «храмы» нового типа. Этим еще в октябре 1944 года озадачился начальник Главного управления учебных зданий Комитета по делам архитектуры при СМ СССР Андрей Чалдымов. «Храм — это не театр, не кино, не зал заседаний, а новый тип сооружения государственного значения, торжественно-монументальной архитектуры, с привлечением средств живописи, скульптуры, отражающих великие традиции народа и, в частности, героику Отечественной войны. Храм с его службами должен качественно отличаться от всех культурно-массовых мероприятий, проводимых до настоящего времени. В храме должна быть создана обстановка большой торжественности, серьезности, сосредоточенности, углубленности», — писал он в своем письме правительству.

Придумать такой «храм» для Куйбышева решил Ваган Каркарьян. В 1960 году, будучи молодым архитектором, он спроектировал свой вариант Дворца бракосочетаний на Волжском проспекте между гостиницей «Волга» и Ярмарочным спуском (сегодня это место занимает площадь Славы). Но хрущевская борьба с излишествами поставила крест на судьбе проекта, и к идее проектировки «храма» для молодоженов Каркарьян вернулся больше десятка лет спустя. На тот момент он уже пребывал в статусе главного архитектора «Куйбышевгорпроекта». Заказ на проектировку ЗАГСа поступил к нему от городских властей.

В 1973 году Ваган Каркарьян объявил внутриинститутский конкурс на лучший проект — им оказался эскиз Алексея Герасимова, который стал невероятно смелым решением для Куйбышева тех лет. Смелым настолько, что Каркарьян засомневался, удастся ли объяснить партийному руководству, что это.

Своей нестандартной композицией ЗАГС на Полевой обязан наклонными стенами-пилонами, из-за которых внутреннее пространство вызывает ассоциации с чем-то сакральным. В планировке использована форма креста. Зал торжеств украшен витражом из прибалтийского цветного стекла работы художников Вячеслава Герасимова и Александра Нагнибеды. Крылья «теремка» занимают вспомогательные помещения.

Строительство ЗАГСа продлилось десять лет. Смелый проект, к счастью, не принес авторам никаких проблем, хоть их и ждали: во избежание согласования в Госстрое здание оформили как объект бытового обслуживания, пристроенный к двум 14-этажным жилым домам. А в 1984 году работу Алексея Герасимова и Вагана Каркарьяна все-таки наградили дипломом II степени во Всероссийском конкурсе лучших архитектурных произведений.

Дом Советов

Адрес: Молодогвардейская, 210

Время постройки: 1960-1986 годы

Архитекторы: Алексей Моргун, Ваган Каркарьян, Валентин Черняк

О создании нового административного центра города задумывались еще до войны. Наконец, на закате 1940-х стартовало строительство монументального сталинского ансамбля на Самарской площади. Но завершить проект не успели: его пришлось свернуть из-за постановления Никиты Хрущева «Об излишествах в архитектуре».

На смену сталинскому ансамблю должен был прийти мемориальный комплекс архитекторов Юрия Храмова, Вагана Каркарьяна, Михаила Труфанова и художника Георгия Кикина. Его хотели возвести с двух сторон Ярмарочного спуска, соединив их переходом. Однако проект самого мемориала в обход конкурса поручили москвичам — архитектору Андрею Самсонову, скульпторам Павлу Бондаренко и Олегу Кирюхину. На спуске отсыпали площадку, на краю которой в 1971 году появился 53-метровый монумент, увенчанный фигурой рабочего с крыльями в руках.

Проектом Дома Советов архитекторы Алексей Моргун, Ваган Каркарьян и Валентин Черняк стали заниматься еще в период строительства монумента — пустующее место на обретенной площади надо было занять. Идей рождалось множество — в их числе, например, было предложение дублировать Бостон Сити Холл.

По итогу фасад шестиэтажного Дома Советов облицован белым мрамором, а весь периметр здания «прострочен» равноудаленными друг от друга пилонами. Центральный вход размещен прямо напротив Вечного огня, а потому сдвинут немного от центра. Простота архитектуры не случайна: для того, чтобы здание зрительно не подавило вертикаль монумента Славы, авторы проекта сознательно ограничили его высоту и отказались от Т-образной планировки.

Дом актера

Адрес: Вилоновская, 24

Время постройки: 1973 год

Архитекторы: Николай Красько, Ваган Каркарьян

Участок под Дом актера на улице Вилоновской выбрали из-за территориальной близости театра оперы и балета и театра драмы. Здание строили с 1965 по 1973 год по проекту архитекторов Николая Красько и Вагана Каркарьяна. В своей книге «81 архитектурный шедевр» бывший главный архитектор Самары Виталий Стадников и экс-преподаватель кафедры архитектуры и дизайна СГАСУ Олег Федоров писали о нем так: «Корпус театра показывает продолжение архитектуры периода „оттепели“ в брежневскую эпоху. Компактное здание осторожно вписано в историческую среду, сочетаясь масштабом с соседями. Тем не менее, архитектура строго функциональная, ясная. Первый остекленный этаж занят вестибюлем и баром-рестораном. На втором находится зрительный зал. Светлый входной холл зрительного зала открыт в сторону сквера через прозрачную стену-экран. Он снабжен прогулочной галереей, спускающейся к внутреннему дворику при артистическом кафе. На глухой плоскости над входом расположен алюминиевый рельеф скульптора Штеймана, намекающий на театральную функцию здания».

В начале 2000-х первый этаж был реконструирован под ресторан, а оригинальный фасад искажен.

Дворец спорта авиационного завода

Адрес: Физкультурная, 101

Время постройки: 1972 год

Архитекторы: Николай Никитин, Алексей Моргун

В 1970 году «Ордена Ленина, ордена Боевого Красного Знамени авиационный завод 6-го ГУ МАП СССР» (сейчас «Авиакор») освоил серийное производство пассажирского лайнера Ту-154. Заказы на эту модель стали быстро расти, закономерно увеличивая штат работников предприятия, которое в итоге стало обрастать социальной инфраструктурой. Так в 1972 году построили и Дворец спорта на Физкультурной, — проектировкой занимались архитекторы Николай Никитин и Алексей Моргун.

Современный спорткомплекс быстро превратился в один из центров спортивной жизни города. В нем умещались крытый легкоатлетический манеж, теннисный корт, залы для занятий боксом и борьбой, и танцевальные классы, и бассейн для гребли на байдарках и каноэ. Для внутренней отделки был использован цветной пластик и древесина ценных пород. Внешне Дворец выглядит просто и лаконично. Особенность здания — безрамное остекление входов и редкие алюминиевые переплеты с максимальной площадью стекла. Сбоку — объемные изображения спортсменов, выполненные в желтом, красном и синем цветах.

С 1994 года Дворец стал принимать в своих стенах легкоатлетический турнир, учрежденный Константином Титовым, — «Кубок губернатора». Это соревнование заняло 1-е место в рейтинге Европейской ассоциации легкой атлетики (ЕАА) и продержалось там в течение пяти лет. «Кубок губернатора» использовали как один из отборочных этапов перед чемпионатами по легкой атлетике в закрытых помещениях, проводимых в России, Европе и мире.

Спортивный комплекс при этом постепенно ветшал. В 1999 году его перевели на самофинансирование — сразу закрылось несколько секций, а на месте спортзалов разместились различные магазины. «Если по своим спортивным характеристикам он еще хоть каким-то требованиям соответствует, то для обычных зрителей является просто безнадежным сооружением. На „Кубке“ болельщики вынуждены находиться в верхней одежде (мест в раздевалках для нее нет в принципе), причем толком разглядеть происходящее не представляется возможным: народ толпится на лестницах и в проходах, а сидячих мест на втором ярусе Дворца очень мало. Да и само спортсооружение всем своим морально устаревшим видом производит грустное впечатление, хотя на его косметический ремонт и тратится из года в год круглая сумма денег. Явно не желают соответствовать статусу лучшего однодневного турнира в Европе и воробьи, досаждающие зрителям на балконе и заодно нещадно атакующие единственный расположенный здесь лоток с холодными сосисками в тесте. Поэтому эпизодические объявления ведущего о том, что мы, мол, находимся в замечательном и очень красивом Дворце спорта (подобные слова не раз произносил и сам губернатор) зрители воспринимали без должного энтузиазма», — писал в 2004 году журналист «Комсомольской правды» Андрей Федоров. Последний 14-й «Кубок губернатора» прошел здесь в 2008 году.

Сейчас Дворец спорта авиационного завода называется Дворцом легкой атлетики. Реставрационные работы в здании, стартовавшие не так давно, близятся к завершению. «Готовы к первым занятиям спортивные залы для различных видов спорта, заканчивается работа по обустройству санузлов. Закончились монтажные работы по установке световой конструкции на крыше здания», — пишут администраторы официальной группы спорткомплекса «Вконтакте».

Рашпиль

Адрес: Осипенко, 32

Время постройки: 1987 год

Архитектор: Александр Белоконь

Этот монолитный дом самарцы признали самым страшным среди городских многоэтажек. В народе зданию дали прозвища «Рашпиль», «Кукуруза», «Терка» и даже «Ананас». Все они возникли благодаря своеобразному виду фасада: грязно-серый, он состоял из переплетения мелких «зубцов»-балконов.

Дом построили в 1988 году по проекту архитектора московского Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования жилища Александра Белоконя. Над темой строительства жилых домов из монолитного железобетона он работал еще с 1970-ых годов и до «Рашпиля» занимался проектами в других городах. Среди них — пугающая 25-этажная высотка на улице Объединения в Балашихе, сразу несколько домов в Алма-Ате, Уфе и Минске. В столице Белоруссии известность получили два здания на перекрестке улиц Машерова и Богдановича. Из-за своеобразного рисунка балконов жители дали им название «дома-соты».

«Рашпиль» известен и как первая в Самаре 20-этажная высотка. Всего в доме уместилось 152 квартиры, по восемь на каждом этаже. В торцах располагаются эвакуационные лестницы. По инсоляционным соображениям (а может, и просто по творческому замыслу автора) здание обращено к волжской панораме глухим торцом. То есть, лакшери-вид на реку его жителям недоступен.

По мнению Самарской региональной организации союза архитекторов России, «двадцатиэтажный монолит играет ключевую роль в монументальной композиции проспекта Ленина» и «это «замечательный пример позднего брутализма». «Серая громада с характерными бетонными разводами стала особенно очаровательной, когда появилось беспорядочное остекление балконов. Люди хозяйственно включили их в теплый контур», — подчеркивается на сайте союза.

Впрочем, в 2017 году громада перестала быть серой: вопреки возмущению урбанистов, дом-кукурузу начали перекрашивать в белый цвет. Закончили весной 2018-го — сегодня балконы и стены здания полностью белые.

Ленинский мемориал

Адрес: Ленинская, 142

Время постройки: конец 1980-х — 1991 год

Архитекторы: Евгений Розанов, Алексей Моргун, А.Панферов, Всеволод Шестопалов

Крупнейший архитектурный ансамбль, посвященный памяти вождя мирового пролетариата, воздвигли вскоре после смерти Владимира Ленина, на его малой родине — в Ульяновске. Во главе комплекса — здание мемориала с музеем, универсальным киноконцертным залом и домом политического просвещения внутри.

Нечто подобное планировалось соорудить и в Куйбышеве. Объект решили разместить возле дома купца Рытикова (ныне Дом-музей Ленина), где семья Ульяновых прожила три года. Под строительство расчистили сразу два квартала дореволюционной застройки — 89-й и 97-й.

Проектированием филиала Центрального музея им. Ленина занялся Институт Мезенцева при участии местных специалистов. Перед центральным входом в мемориал собирались оборудовать парадную площадь с памятником Владимиру Ильичу, напротив — построить Дом политпросвещения и соединить весь этот комплекс пешеходным бульваром с площадью Куйбышева. По итогу удалось реализовать лишь лишь часть проекта. Ни бульвара, ни Дома просвещения город так и не получил.

В здании Ленинского мемориала обустроили два этажа. Первый — прозрачный, с ленточным остеклением из черного тонированного стекла. Второй нависает над ним. Он отделан белым известняком и украшен «знаменосными барельефами, разорванными стеклянным экраном в месте обзора старой среды вокруг дома Ульяновых», — пишут в книге «81 архитектурный шедевр» Виталий Стадников и Олег Федоров. Барельеф изображает достижения страны и счастливых граждан. Над этими сценами трудились художник Алексей Штейман и скульптор Евгения Штейман-Деревянко.

Изнутри помещение пронизывают лестничные блоки выполненные из красного кирпича, завершаясь только снаружи здания трапециевидным фонарем. Административные и хозяйственные помещения тоже выступают за пределы мемориала.

С 1990-х здесь находится историко-краеведческий музей имени Петра Алабина. Современное название учреждения повесили прямо поверх старого — из-под новой таблички видны высеченные в известняке буквы.