1465

Аркадий Гершман: «В последние пятьдесят лет российские города откровенно деградировали»

Текст: Арина Гриднева Фото взяты из блога «Город для людей»

С 9 по 14 сентября в Москве прошел первый этап проекта «Архитекторы.РФ», в котором приняли участие четыре самарских архитектора. Образовательная программа направлена на улучшение городской среды в российских городах и помогает специалистам предотвращать и решать проблемы во время реконструкции общественных пространств — центральной площади, пешеходных улиц или ближайшего к вашему дому парка.

Пообщались со спикером программы, автором блога «Город для людей» и соавтором проекта «Веломосква» Аркадием Гершманом и выяснили, что мешает провинции стать комфортной, почему дорога до ближайшего магазина превращается в ежедневный стресс и есть ли шанс все исправить.

— Вы путешествуете и ведете блог «Город для людей», изучая, насколько комфортна среда в российских и зарубежных городах. Что вы пытаетесь донести до аудитории?

— В российских городах накопилась куча проблем, потому что обмен информации между регионами идет очень медленно, а многие принципы строительства и организации пространств давно устарели. Так что главная загвоздка не в климате или недостатке денег, а в том, что люди просто не знают, куда двигаться и как преобразовывать города, чтобы в них было приятно жить.

Ошибки повторяются из раза в раз, и жители к этому привыкают: изо дня в день видят разбитый тротуар и постепенно начинают думать, что так, наверное, у всех. Взгляд замыливается и создается впечатление, что все нормально. Я езжу по городам, потому что со стороны гораздо проще увидеть проблему и обнажить ее. К тому же, как правило, это типовые недостатки, и уже известно, как от них избавиться.

Я независим от местных чиновников, поэтому готовлю и выпускаю материал, который многим не нравится. Меня часто спрашивают, почему про российские города я пишу плохо, а про иностранные хорошо: у нас я стремлюсь найти проблему и предложить ее решение, а в европейских странах стараюсь подмечать полезный опыт, чтобы в дальнейшем применить это в России. Люди обижаются, но нужно воспринимать мои посты как повод измениться. Первый шаг к решению проблемы — ее признание, и я стараюсь помочь сделать это быстрее.

— Вы коренной москвич?

— Нет, я из Красноярска, но живу в Москве.

— А как часто бываете в провинции?

— За последние пять лет я посетил около ста городов от Коломны до Иркутска, но все равно много где еще не был. Всегда приятно иметь определенный запас мест, в которые нужно приехать. Правда, каждый год он уменьшается.

Я бываю в провинции примерно каждые две недели, и везде ситуация обстоит очень по-разному. Круг проблем типовой, но в каждом городе свои изюминки: где-то трамваи востребованы и в хорошем состоянии, а где-то их полностью убили, посчитав, что это устаревший вид транспорта. То же и с архитектурой: кто-то уповает на современные наработки, а кто-то строит на основе генерального плана 1970 года. Ситуация везде разная, но негативных моментов, как правило, больше. Наша задача сделать так, чтобы хорошее наконец вытеснило плохое.

— Что же должно произойти, чтобы хорошее вытеснило плохое?

— Городской средой нужно заниматься комплексно. Можно вернуть деревья на улицы, но роль общественного пространства от этого все равно не раскроется. Важно решать проблему со всех сторон: прокладывать широкие тротуары, ставить уличную мебель и строить безопасные наземные переходы. Только так система начнет работать.

Российские города все чаще теряют людей, потому что находятся в хвосте мировых тенденций

Сейчас люди зависимы от автомобилей, потому что, когда они выходят из квартиры, испытывают микростресс. Даже подъезд и двор накладывают негативное впечатление. Из-за этого все пытаются спрятаться в машины, где можно установить свой климат-контроль, послушать музыку и ощутить комфорт. Поэтому многие воспринимают машину не как железо на колёсах для поездок, а как неотъемлемое право, но это не так. Как только в городе образуются хорошие общественные пространства, у людей появляется возможность сравнивать. Они начинают спрашивать «Почему улица у моего дома не такая удобная, как в центре?» или «Почему я должен идти мимо грязных машин, чтобы попасть в магазин, хотя в соседнем квартале такого нет?». Появляется запрос, и чиновники понимают, что люди готовы выйти из автомобилей, если город станет комфортным и появятся варианты жить по другим сценариям. Как только жители перестанут испытывать стресс, выходя из дома, уменьшится количество машин и город станет дружелюбнее.

— Зачем вообще развивать городскую среду? На что это влияет, кроме того, что становится чуть красивее и комфортнее?

— Города конкурируют за людей. Чем больше у нас хороших специалистов, тем лучше условия для бизнеса, развития личности, да и комфорта в целом. Российские города все чаще теряют людей, потому что находятся в хвосте мировых тенденций и не понимают, какие условия нужно создать, чтобы специалисты с высокими запросами остались в регионе.

Важно заниматься городской средой — прокладывать велодорожки, которые способствуют улучшению экологии и дают альтернативу личному автомобилю, или задумываться об обустройстве набережной, чтобы люди не сидели дома и в торговых комплексах, а больше гуляли, проводили время в кафешках и получали приятные эмоции. Это может показаться мелочью и «вообще у нас много других проблем», но это важные мелочи, которые делают жизнь интереснее и насыщеннее.

Небольшие города реанимировать гораздо проще, чем миллионники

Как-то мэра Москвы спросили, понимает ли он, что столица утягивает людей из провинции и живет за их счет, и он ответил, что Москва — это последний пункт перед тем, как человек уедет за границу, поэтому важно создавать хорошие условия, чтобы они остались в городе. Это правильно, потому что регионы не понимают, каких людей они теряют.

— Если не решать проблемы в городах, чем это черевато?

— Люди будут убегать туда, где есть, чем заняться. На самом деле небольшие города реанимировать гораздо проще, чем миллионники, потому что там, как правило, сохранили все старое и не успели наделать плохого. Думаю, подъем в России начнется с Тулы, Калининграда и других городов подобного размера. Они компактные и насыщенные сервисами и возможностями, так что ты не чувствуешь себя в деревне, но в то же время не испытываешь проблем, которые есть в мегаполисах.

— На сайте «Индекс городов», где показан уровень комфорта и организации городской среды, Самара отмечена красным индикатором. Это означает, что все очень плохо. Та же ситуация с 80% российских городов. С чем это связано и как из этого выбираться?

— Это связано с тем, что в последние пятьдесят лет города откровенно деградировали. Подходы к строительству упрощались, и сейчас мы оказались в порочном кругу: никто не понимает, что нужно делать, а жители привыкают к тому, что все довольно плохо и не проявляют запроса на качественно новый уровень развития. Точечные проекты, которые реализовали в городах к чемпионату, были направлены в том числе и на то, чтобы показать людям, что можно сделать все удобнее. Знаю, что в Самаре сделали пешеходную улицу в центре, например, и это позволило посмотреть на город с другой стороны. Люди поняли, что можно жить и без машин.

— Что еще вы слышали о городской среде в Самаре?

— О Самаре я знаю только то, что у вас построили метро, которое высасывает все деньги из бюджета и особо не работает. Метро — это не всегда хорошо, а иногда и вовсе очень долго и дорого. Можно найти этим деньгам лучшее применение. Были случаи, когда в городах закрывали станции и целые системы метро, потому что это просто не выгодно.

Вообще, транспорт — важная тема, потому что он определяет жизнь города. Если до какой-то точки вам ехать два часа или больше, то скорее всего без острой необходимости вы никогда там не окажетесь, а значит никогда не заглянете в определенные магазины, не встретите девушку своей мечты и так далее. Важно смотреть на проблему комплексно и делать не только знаковые общественные пространства, но еще и протягивать к ним определенные маршруты.

Не стесняйтесь говорить «Ребята, какого черта?»

Еще я слышал про самарскую набережную. Был довольно классный проект первой очереди, но дальше, насколько знаю, начались упрощения. Это досадно. Когда достиг определенного уровня, зашкварно спускаться ниже.

— Что делать жителям города, если они хотят изменений и чувствуют, что достойны лучшего?

— Самое главное — не закрывать глаза на проблемы. Не стесняйтесь говорить «Ребята, какого черта?». Только так можно на что-то повлиять. Никто не поймет, что вы думаете о городе, если эти мысли только в вашей голове. Когда я только начинал говорить о городах и каких-то процессах в них, получал много критики, потому что никто ничего не понимал и не хотел слышать. Со временем ситуация изменилась и сегодня уже не нужно объяснять, что платная парковка — это хорошо, потому что центр значительно освободился от машин. Люди чувствуют, что в городе становится комфортно и все чаще остаются в Москве на выходные вместо того, чтобы бежать на дачу в Подмосковье. Теперь тут удобнее ходить до работы от метро или автобуса, можно спокойно гулять, посидеть в кафе, позвать девушку на свидание или, в конце концов, заняться сексом в Зарядье. В общем, появилось много вариантов.

Еще важно понимать, что для преобразований не обязателен большой бюджет. То же, что делают в Москве, можно делать и дешевле — например, убрать парковку с помощью пластиковых или железных столбиков вместо того, чтобы двигать бордюр или выкладывать плитку. Ставите в образовавшейся зоне скамейки, сажаете зелень — и место сразу смотрится иначе. Та же ситуация и во дворах: можно огородить территорию валунами и засеять травой или посадить цветы. Да, возможно, сначала их украдут, но со временем люди поймут, что это сделано не для одного человека, а для всех, и почувствуют, что дорога до дома стала приятнее.