40

«Кискам нравится»

Витя Фомин
Весеннее солнце уже настолько теплое, а городские площади настолько сухие, что самое время задуматься о том, как провести свой выходной день: в борьбе с абстинентным синдромом или же с пользой для здоровья. Бесстрашные скейтеры уже наснимали гигабайты видео в честь открытия сезона, милые девочки на роликах уже надели новые наколенники, а самарские фиксеры уже собрали новые велосипеды и готовы вдарить по педалям.

Fixed gear — это разновидность таких велосипедов, о которых в России знают далеко не все. Вся тусовка, как ни странно, сконцентрирована в столицах, но и в Самаре нашлись люди, которые не отступают от современных спортивных трендов.

«Большая Деревня» встретилась с главным двигателем самарской fixed gear-тусовки — уроженцем Ямало-Ненецкого автономного округа Богданом и узнала, где взять красивый велосипед и как с его помощью найти новых подруг.

Богдан Сапижак, 19 лет, студент и фиксер

— Расскажи что такое fixed gear?

— Это велосипед с прямой передачей: то есть передняя и задняя звезды сцеплены намертво и получается, когда ты едешь, ты не можешь остановить движение своих ног. Чем быстрее ты едешь, тем быстрее крутятся педали вместе с ногами. Отсутствуют передачи в привычном смысле этого слова, нет тормозов. Некоторые любят говорить, что fixed gear — это такие же велосипеды, которые были в Советском Союзе: «Орленок» там, еще какие-то, но по сути это совершенно другое. Вся суть в задней втулке. Звезда прикручена намертво к втулке и она не крутится свободно.

— Откуда вообще взялся fixed gear?

— Вообще, такие велосипеды первоначально использовали в трековом велоспорте. Да и до сих пор на треке используют только такие велосипеды.

— Почему именно фикс, а не ВМХ, например?

— Я долго до этого катался на скейте, и ВМХ меня вообще не привлекал. Экстрима хватало и на скейтборде. Кому-то нравится по лесу гонять на МТВ (Mountain bike — прим. ред.), кому-то по городу ездить с передачами, а мне вот понравился fixed gear. Это стильно, удобно и быстро. Можно выбрать то, что тебе нравится. Фиксы в основном, всё-таки, собирают по частям, а не покупают комплитом, как большую часть BMX, которые простаивают в «Ашанах» и «Спортмастерах».

— Fixed gear — это дорого?

— Можно купить велосипед в сборе тысяч за 13, а есть и совершенно космические аппараты. Есть такое понятие в тусовке, как «hip-hop slave bike», это типа «раб хип-хопа» ты такой. У тебя спортивный велосипед тысяч за 500, а ты едешь, такой на расслабончике, за пивом в магазин, например. Многое зависит от того, насколько ты паришься на счет этого.

 «Есть такое понятие в тусовке, как «hip-hop slave bike», это типа «раб хип хопа» ты такой. У тебя спортивный велосипед тысяч за 500, а ты едешь, такой на расслабончике, за пивом в магазин, например»

— А ты сам паришься? У тебя велосипед дорогой и классный?

— Тут уже дело в том, что мне нравится и как мне удобно. Когда я начинал кататься, я собрал из того, что было, и вообще не парился, главное, чтобы это ездило. Сейчас я даже не думаю о том, как это выглядит и как это едет, у меня, скорее, уже спортивный подход. Не сказать, что я классный спортсмен или что-то вроде того, но сейчас спортивный экспириенс играет наиболее значительную роль.

— Мы знаем, что ты основал свое коммьюнити «Fixed Gear Samara», как ты к этому пришел, сколько у тебя человек в банде?

— Не могу сказать, что его основал я, потому что начинали кататься и до меня. Один чувак по имени Стас начал кататься еще в 2011 году. Он прочитал где-то, заинтересовался, собрал себе велосипед. А вот когда я начинал кататься, уже было 3-4 человека, которые друг друга знали. Сейчас появился более живой интерес. Не могу сказать точно, сколько сейчас людей у нас катается, но примерно человек 20. Ну как 20, у многих велосипед есть, и он просто стоит дома. Они думают, что если фикс есть, его можно фотографировать, выкладывать в инстаграм, ставить хэштеги, и будет хорошо.

— Вы проводите какие-то свои мероприятия, что вы на них делаете?

— Да, мы собираемся. К примеру, я проводил гонки в честь закрытия сезона. Было и открытие сезона, которое прошло вяло. А так — мы собираемся, катаемся вместе, общаемся, едим шаурму. Мы с чуваком как-то ездили в Казань на велосипедах. Выехали в 6 утра, в Казани мы были к вечеру, но мы сами не доехали. Просто уже не могли ехать, ульяновские дороги — это вообще кошмар. На месте мы вписались у ребят из тусовки, а обратно поехали на автобусе.

«Мы с чуваком как-то ездили в Казань на велосипедах. Выехали в 6 утра, в Казани мы были к вечеру, но мы сами не доехали»

— Бывают соревнования по fixed gear?

— Бывают разные дисциплины. Есть гонка по очкам. Это взято с профессиональных шоссейных соревнований. То есть, есть трасса, и ребята ездят по кругу до самого конца. Например, первый круг ты проехал первым, получаешь четыре очка, второй круг проехал четвертым — получаешь одно очко, и кто больше очков набирает, тот и выиграл. Есть спринты — это как драг-рейсинг. Кто быстрее проедет определенный отрезок трассы, тот и победил. Есть «Uphill» — это какая-то горка, ну и вверх по ней. Есть длинные спринты по городу. А есть очень известный вид соревнований, который называется «Alleycat». Изначально это были соревнования для курьеров. Fixed gear-велосипеды были популярны раньше в США и Японии среди курьеров, а теперь уже и во всем мире. Сначала все собираются вместе, и каждому участнику раздаются маршрутные листы. Нужно проехать все точки и уже потом идти на финиш. Кто первый — тот и победил. Есть еще такие «аллейкэты», где нужно на точках выполнять какие-то задания. В Киеве например проходил такой «аллейкэт», где одним из заданий было приехать в тату-студию и срисовать татуировку у мастера. У нас тоже были мысли по проведению «аллейкэта», надеюсь, в этом году реализуем.

— Как быть новичку? Где брать детали в Самаре? Где кататься?

— Кататься по дорогам, как минимум. Если ты едешь, ты должен ехать быстро, а не тащиться по тротуару 10 км/ч, так, что тебя обгоняет каждый пешеход. Это уже какой-то «тротуар гир» какой-то получается. Чтобы не бояться кататься по дорогам, лучше заранее где-то научиться ездить: на какой-нибудь площади или у себя во дворе. Ну а если совсем страшно, то можно поставить тормоза, чтобы было спокойнее.

Чтобы кататься, нужно собрать велосипед. Для этого нужна рама, колеса, руль и все, все, все остальное. В Самаре возможно достать детали наверное только от тех людей, которые свое продают. А вообще есть ebay, интернет магазины всякие, форум, группы Вконтакте — по-другому, увы, никак. Если ты ничего не знаешь о fixed gear, то желательно почитать всякие блоги в интернете. Нужно общаться с людьми, чтобы понять, что хорошо в велосипедах, а что плохо.

— Был такой момент, что как только я поставил свое новое карбоновое колесо, мы стояли где-то в центре города, и недалеко от нас стояли девушки, выпивали. Одна из них подошла и произнесла: «О, какой классный велосипед, чей это он?» Ну, ты понял, в целом, кискам нравится.— Фикс или женщины?

Подробности можно узнать в блоге ребят или в группе вконтакте.