775

На следующей остановите

Текст:Катя Рассказова Фото: Вероника Синицына

С друзьями и родственниками выходит встретиться не так часто, как с газелистами, которых волей-неволей видишь по нескольку раз за день. Однако фактически о них мы почти ничего не знаем. Проехавшись от Управы до площади Революции, мы разузнали, как устроена работа водителя городского маршрута. 

Престиж

Водить — самый быстрый вариант отбивания денег. Нужно только купить машину, или взять в аренду. Если бы был маршрут понтовый,50-й, 1-й, 67-й, то нужно было бы еще денег — откат короче. А я на 96-м , этот обычный, как-то сам раскрутился.

Контроль

Каждый месяц платишь аренду за машину, а каждый день с утра ездишь в офис, где тебя проверяет механик и медсестра. Если, например, пьян — не допустят. Проверяют и состояние машины, под нее не полезут, конечно, только внешне посмотрят: чтобы лампочки горели, таблички висели на своих местах. Понедельник и четверг — чистый день.

Еще у нас есть собственная служба безопасности. Они могут сесть в машину как обычные пассажиры, и смотреть, как висят указатели, правильно ли едешь и где останавливаешься, как с пассажирами разговариваешь. Они же могут просто инспектировать город, ездить по маршруту и следить за водителями снаружи.

Пассажиры

Пока конфликтных не было, совсем пьяных, которые ходить не могут, тоже не возил. Вечером, конечно, пива наберут и едут. Но тихо себя ведут и бутылки за собой убирают.

Раньше был таксистом. Отличие есть — в такси люди считают, что им вообще должны красную ковровую дорожку постелить, а здесь все равно, едут и едут.

Еще многие очень хотят сесть вперед. Мне ездить рядом с пассажирами не нравится. Поэтому обычно я кладу на сиденье кассу и куртку — рано утром еще холодно. Да и некуда больше вещи складывать.

Не я набираю людей в салон до отказа — они сами набиваются. Могут все на одной остановке залезть, не скажешь же людям — выходи. В газели проще — там посадил сидячих и все, а у меня есть семь стоячих мест.

Льготники у нас тоже есть, вон, какое-то удостоверение бабушка показывала недавно. Мне так-то все равно, а некоторые за двадцать рублей драку устраивают.

Потерянные вещи

Больше спрашивают про потерянное, чем забывают что-то. Ко мне залезла один раз на «Империи» женщина, которая оставила сумку в предыдущей маршрутке. Посоветовал ей поехать в отстойник маршрута или перейти дорогу и подождать ту маршрутку. Это была конечная, через час она все равно здесь же проедет. Но женщина не успокаивалась — просила телефон начальника. Я ей говорю, что наш начальник не бегает и не ищет ее сумку, а она не верит. В общем, просто паника у человека. Не знаю, чем эта история кончилась.

Еда и остальное

На конечной, в столовой готовят две тёти, посменно. Кафе чисто для нас, только столы и стулья, еда однообразная: макароны, котлеты, чай, кофе. Всего рейсов в день четыре. В перерывах все в основном едят в столовой, можно еще поспать в машине.

Если захочешь в туалет — тоже только здесь, а по пути — терпеть. У нас не как в Англии, где водители имеют право использовать свое левое заднее колесо.

Пробки

Когда стою в пробке, то радио слушаю или клипы смотрю. Пробок у нас как таковых не бывает, только на Авроре если. Сейчас как раз, около 16:00, надо по-быстрому забрать людей и выехать отсюда, чтобы не встать.

Штрафы

Кто платит штраф — зависит от нарушения. На организацию перекладываются большие штрафы — от пятнадцати тысяч. Например, когда механик не расписался в путевке.

Коллектив

Весь параллельный мир газелистов заключается в маршрутных часах. Как я тронулся, слежу за временем, чтобы других не обгонять и не догонять. Потому что если я еду за кем-то — ничего не заработаю. С нарушителями режима никак не разбираемся. Просто есть те, кто всегда нарушает, и еще на маршруте очень много новичков.

На маршрутах существует конкуренция, у нас соперники 67-й, 392-й и 45-й. 45х много и ездят они быстро, даже гоняются с нами. Не понимаю, почему, это ведь муниципальный маршрут, у водителей есть оклад.

Выручка

Сейчас говорят, что плохи дела. Раньше продавали по 450-500 билетов, сейчас — по 300, потому что стало много машин на маршруте. Бюджет такой: если машина твоя — 5000 рублей в день заработаешь чистыми, если арендованная, придется отдать около 3000 рублей. Хозяину невыгодно, чтобы машина простаивала, поэтому он может взять двух водителей посменно. Бензин — за наш счет, выходит где-то на 1000 рублей в день. Меньше всего ест Пежо, потом Мерседес, а больше всех Хундай, но у него и вместимость самая большая.

Карьера

У многих машина в аренде, рабочий график — три через три или два через два. Почти у всех водителей есть вторая работа и потому сложно назвать это назвать профессией. Карьерный рост светит только если найти организацию с вахтой и работать за оклад. Лично я водить планирую еще как минимум года три, чтобы отбить машину.