3479

Как это устроено: храм в ТК «Амбар»

Текст: Любовь Саранина Фото: Дмитрий Красильников

Ровно полгода назад в ТК «Амбар» открылся храм. Это новый опыт для Самары, но не уникальный для страны: первая церковь при торговом центре появилась в Красноярске в 2016 году. В Сибири, судя по публикациям, о таком соседстве говорили без обиняков — по крайней мере, от него точно никто не открещивался. Ситуация в Самаре сложнее: у местного храма по сути до сих пор нет настоятеля, а представители «Амбара» воздерживаются от комментариев о своем арендаторе. По итогу «Большая Деревня» потратила несколько месяцев на то, чтобы разобраться, кто сегодня ищет бога в торговом центре.

Очень осторожный старт

Два года назад в Красноярске открылся храм при торговом центре, о котором тут же написали и портал «Православие и мир», и блог Ильи Варламова. Часовня Федора Томского заняла отдельный кабинет на четвертом этаже торгового проспекта «Мега». Если верить фото 2016 года, в убранстве обошлись по минимуму: иконы развесили в ряд прямо на фиалковых стенах, большая часть утвари — деревянная. Как пишет сайт местной епархии, сперва по инициативе руководства ТЦ появилась отдельная молитвенная комната для «духовного кормления сотрудников охраны и посетителей»: отец Георгий регулярно проводил здесь духовные беседы, исповеди и причастия. Вскоре помещение уже не вмещало всех прихожан, и те попросили администрацию комплекса масштабироваться до полноценного храма. Это был первый в России случай, когда его обустроили внутри торгового центра.

Новое слово в православной архитектуре сказали и в Петербурге. Еще в 2012 году здесь открылся Храм святого праведного воина Феодора Ушакова — в составе жилого комплекса на проспекте Королева. Сама церковь «зажата» стеклянными новостройками, образуя с ними единый и одновременно разноречивый ансамбль, а на первом этаже здания расположен супермаркет «Диета». Правда, вход в универсам и в храм — это все же разные двери. Посмотреть, как это выглядит, можно по ссылке. Местные жители прозвали строение «Спас-на-Диете». Еще одно народное прозвище — «Церковь шаговой доступности». Храм, разумеется, стал героем питерских инстаграмов, а СМИ, обратившие внимания на фото в соцсетях, отметили, что несмотря на всю спорность такого зодчества, он пользуется популярностью у горожан.

Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Санкт-Петербурге. Источник фото

В конце августа читатели самарского сайта «63.ру» прислали в редакцию первые фотографии будущей церкви в одной из секций «Амбара»: пользователи засняли процесс монтажа иконостаса. Ситуацию прояснила администрация торгового комплекса: там подтвердили, что в здании расположат храм в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая купина».

Вскоре информация о новой церкви появилась в местных медиа, в том числе на «Большой Деревне». Реакция читателей оказалась предсказуемой: посыпались вопросы в стиле «Оплата наличными или можно картой?» или «Без молитвы страшно покупать или продавать?». Если у начинания и были сторонники среди наших подписчиков, они предпочли держать свое мнение при себе.

В самарской епархии о местном ноу-хау говорили с осторожностью. В пресс-службе нам подчеркнули, что новый храм, как и в случае с Красноярском, — идея администрации «Амбара». Также редакции рассказали, что он «приписан» к местной семинарии, а постоянного настоятеля пока нет: богослужения проходят раз в неделю, и едва ли не каждое воскресенье в храм отправляют нового священника. То есть по факту, резюмировать работу церкви никто из ее представителей не может.

Первый запрос маркетологам «Амбара» редакция направила 30 октября. Мы попросили подтвердить, действительно ли идея принадлежит руководству ТК, а также рассказать, является ли епархия арендатором торгового центра и планирует ли группа компаний «Виктор и Ко», которой принадлежит ТК «Амбар», расширение проекта и строительство полноценного храма на прилегающей к моллу территории.

Менее чем через час представители торгового центра прислали редакции официальный пресс-релиз с заголовком «Под благодатной защитой». В документе подтверждалось, что руководство молла обратилось с идеей к митрополиту Самарскому и Тольяттинскому Сергию, и тот «благословил это доброе начинание». Свое решение «Амбар» объяснил долгими партнерскими отношениями с епархией. Также в релизе отмечалось: «Исконно на Руси верили, что чудотворная икона Божией Матери „Неопалимая купина“ оберегает от различных несчастных случаев». Сокращенный вариант текста размещен на сайте самарской епархии в разделе «Анонсы/Конкурсы».

Повторное письмо на почту компании «Виктор и Ко», а также последующее обращение к руководителю маркетингового отдела «Амбара» никаких результатов не дало.

Сотрудники сибирской «Меги» подчеркивают, что в ее окрестностях храмов нет. При этом сам торговый проспект располагается в жилом районе города. Вблизи самарского «Амбара» тоже пока не построили ни одной церкви — ближайшая расположена в Толевом. Сейчас идет строительство храма в «Южном городе». Как сообщила нам специалист по внешним связям компании «Древо» (застройщик «Южного города» — прим. ред.) Елена Беспалова, его закончат в 2020 году.

Работа и служба

Службы в храме ТК «Амбар» проходят по воскресеньям и большим церковным праздникам. Начало — в 10-00.

Павильон расположен в «кармане» одной из аллей, вплотную к выходу. Ориентир — кофейня «Старбакс», от нее — поворот направо. Проще всего подъехать к храму на бесплатном пазике: от его остановки до нужного входа — не больше ста метров.

Впервые редакция посетила церковь 4 ноября. В зале, оформленном по всем канонам, молится всего трое прихожан. В этот день сюда направили отца Евгения — молодого по виду священника, на тот момент клирика прихода храма в честь Сретения Господня в «Кошелеве». Он здесь впервые и пока о местном приходе ничего не знает. От вопроса о том, как он сам относится к решению открыть храм в торговом центре, Евгений теряется, но, наконец, находит нужные слова: рассказывает, что издавна в местах торговли старались обустроить часовни или молельные комнаты, чтобы оберегать купцов и их дела.

Через две недели по стеклянной стене храма пустили белый полупрозрачный тюль, также здесь появились «административный» стол и обращенная лицом к стеклу небольшая лавка. В продаже — кружки, иконы, свечи для домашней молитвы и календари в ассортименте: с ликами святых, отрывник «Православная кухня» и женский календарь «Прихожанка». В начале двенадцатого двери храма оказались закрыты — служба уже закончилась.

25 ноября на службу пришло четыре женщины. Две из них выбегают из храма с просвирой в руках раньше окончания литургии. На предложение поговорить выпаливают: «Мы здесь работаем, нам некогда». На пару фраз задерживается вышедшая за ними Алина: она — тоже сотрудница ТК, приходит в храм по возможности и всю церемонию не выстаивает — надо возвращаться к работе. Отец Федор, который служит в это воскресенье, подтверждает: таких здесь большинство, а в целом литургию посещает до пяти человек. При этом он отмечает: сегодня на службе были и те, кто приехал сюда специально. «Правда, не знаю, откуда именно, домов-то рядом нет», — добавляет священник.

Отец Федор тут не в первый раз. С ним приехала Ирина — юная певчая, студентка регентского отделения семинарии. «Тут так шумно. Даже не знаю, стоило здесь открывать храм или нет, — отзывается девушка. — С другой стороны, его же открыли не для показухи, а чтобы люди приходили, молились, чтобы как-то приводить людей к Богу. В мой первый приезд тут вообще никого не было, а сейчас уже появились прихожане — 3-4 человека хотя бы».

Новые споры о вере

Мы вернулись в «Амбар» после новогодних каникул, 13 января — и снова в начале двенадцатого служба уже завершилась. Перед нами закрытые двери, за которыми догорают пять свечей, в местной лавке появилось сразу несколько изданий Евангелия, Закона Божьего и Нового Завета крупным шрифтом. В ТК «со двора» заходит девушка с ребенком, решительно идет к павильону и дергает его двери. По словам Юлии, они, разумеется, приехали сюда не за тем, чтобы молиться, но почему бы не зайти в храм, если он есть? «Это удобно», — объясняет посетительница.

Правда, те, кому такая логистика ближе остальных, мнения Юли не разделяют. Стена к стене с храмом расположен магазин «Мото-вело-спорт». Его консультант Денис рассказывает, что в церкви по соседству ни разу не был и не собирается туда идти: «Это дикая вакханалия, ничего хорошего в этом нет. Если читать Библию, то там написано, что Иисус выгнал торговцев из храма, а они [администрация торгового центра] затащили Иисуса в торговлю. На мой взгляд, это дико. Они создали это место лично для себя, потому что набожные люди, но потом и сами перестали туда ходить. Это надругательство над верой. Тогда вместо Henderson нужно сделать мечеть, а рядом посадить баптистов».

Консультанты магазина одежды Lexmer, из которого лучше всего видны двери храма, затею тоже не одобряют. Елена, опасливо снизив громкость, говорит: «Каждый удивился бы такому. Человек идет на службу в свою церковь, к своему батюшке. Это должен быть „свой мир“, а здесь служба рядом с музыкой и плясками. И несмотря на то, что я вообще в принципе хожу в храм, сюда [в церковь при ТК] для меня идти странно». Ее поддерживает коллега Ирина: «Тут развлекательный комплекс, кинотеатры, аттракционы, и храм здесь просто неуместен».

Запутанная дорога к богу

Вскоре двери храма открывает местный администратор — Серафима Никитична Кузнецова, которая заняла свою должность с нового года. На работу она приходит пешком из совхоза Кряж. При ней павильон открыт с двух часов дня до восьми вечера в будни и до пяти вечера в выходные. Батюшка по-прежнему приезжает сюда только на время службы. Серафима Никитична считает настоятелем Иеромонаха Никиту (Корёжина), «правую руку владыки». Он же — настоятель храма Бориса и Глеба в парке Победы и проректор семинарии по общим вопросам. Правда, пока его все так же часто подменяют другие священники — отец Никита постоянно занят, в разъездах.

По словам Серафимы, число прихожан увеличивается медленно. Даже в Рождество на утреннюю службу пришло «стандартное» количество верующих: «На каникулах людей было больше, человек по десять [в день] точно заходили. А сейчас по пять-шесть — в основном, те, кто тут работает: кто свечки поставит, кто закажет [молебен], кто просто постоит, помолится. Храм очень уютный, мне он нравится, просто люди еще не знают о нем».

Прирост паствы и равнение на Восток

27 февраля нам наконец удалось связаться с отцом Никитой. Он объяснил, что настоятеля как такового у храма по-прежнему нет, зато число прихожан, хоть и робко, но растет: последний раз он сам служил здесь 15 февраля, на Сретение, и насчитал на литургии аж 15 человек, а в обычные воскресенья их уже около 10.

«У меня много других обязанностей, поэтому иногда бывает так, что я не могу совершить богослужение лично, но есть закрепленный священник, который мне помогает, на сегодня это отец Антоний. Народ в храме есть и в будни, но „Амбар“ — в большей степени торговый центр выходного дня, поэтому было принято решение совершать богослужения только по воскресеньям и большим праздникам».

При этом, отмечает отец Никита, к концу зимы у храма уже сложился свой приход — пока небольшой, всего из пяти человек. «Люди спрашивают о разном: у кого-то вопросы о жизни, у других — по поводу совершения конкретных таинств, кто-то пришел первый раз и выясняет, как часто здесь вообще проходят богослужения».

Администрация «Амбара» — автор многих грамотных маркетинговых начинаний. Бесплатные автобусы до ТК, базар с фермерскими продуктами на территории комплекса, регулярные развлекательные мероприятия вроде чемпионата по дрифту или собственного шоу «Голос» — все это призвано сделать пребывание в торговом центре максимально комфортным. Храм — по сути, еще одна идея «для людей» — оказался самым спорным начинанием. Никита Корежин не отрицает, что то и дело сталкивается с критикой и непониманием. Вопрос, как он сам относится к открытию храма в ТЦ, священник комментирует аккуратно.

«Если владыка благословил эту идею, то мы не можем обсуждать его решение. Но мне эта затея сама по себе кажется хорошей. Храм в торговом центре — это как минимум необычно. Я бывал в командировках в мусульманских странах, и там абсолютно спокойно относятся к мечетям в моллах — это не вызывает никакого ажиотажа. Чаще у людей, которые заходят в храм, эмоции положительные, я слышал много добрых слов, но и негатива хватает. Одни благодарят, другие не понимают — приходится объяснять, как так получилось».