5779

Она развалилась: легендарные тусовочные места Самары, которых больше нет

Олег Степанников, Антон Радучев

Это радость со слезами на глазах: ровно два года назад, 1 апреля, прошла премьерная вечеринка Round в клубе Untitled — последней на данный момент танцплощадке Самары, которую можно отнести к «легендарным». «Окультуренный индастриал» просуществовал всего три месяца. Впрочем, время отправляет на покой даже, казалось бы, самых непобедимых монстров индустрии. Рассказываем с любовью о своих бывших и с особой нежностью вспоминаем первых: «Айсберг», «Аура», «Здесь», Manhattan, «Летний» — от пафоса и до андеграунда, от мезозоя до современности.

НОЧНОЙ КЛУБ «АЛЛАДИН»

В 1996 году ведущие и диджеи радиостанции «Европа плюс» открыли в бывшем ДК завода имени Масленникова ночной клуб. По замыслу, он должен был стать центральным техно-подиумом города: там были запрещены ведущие, розыгрыши и живые выступления — только многочасовые сеты.

При информационной поддержке известной радиостанции «Алладин» быстро набрал популярность. За пультом побывали самые модные диджеи того времени — Jefferson, Фонарь, Сухов и не только, а освещать события приезжали журналисты со всей страны. В их числе были, например, спецкоры из «Птюча» — рейверской библии девяностых.«Алладин» даже издавал собственный глянцевый журнал (!), где публиковались интервью с диджеями и снимки гостей.

Главной же фишкой клуба была верность современной электронной музыке: пока в «Джунглях» давали концерты HI-FI и Шура, в «Алладине» нон-стопом гремели техно-сеты. За эту преданность заведение полюбил весь город — на главных привозах количество гостей превышало тысячу человек.

В 2000 году «Алладин» неожиданно закрыли, а не его месте открылся КРЦ «Звезда», который работает до сих пор.

НОЧНОЙ КЛУБ «ДЖУНГЛИ»

Еще один подарок 1996 года — «Джунгли» на территории «Кинапа»: место открылось в декабре, и если верить Евгению Козаченко, это был «первый клуб, где были пальмы», здесь же появились первые городские «випки».

«Джунгли» открывала группа Джимми Джи & Мистер Босс, известная по хиту «Давай подвигай попой», на артистов из зала летели чипсы — в ответе за это двое посетителей в меховых бабайках, еще не знакомые с клубной культурой. Это не помешало клубу очень успешно стартануть: проект окупился уже через два месяца — так «Джунгли» запустили вторую волну развлекательного бизнеса в Самаре. В общем, это был такой шоу-биз, каким мы его уже не представляем.

Новая площадка была заточена под выступления эстрадных звезд: Маликов, Пенкин, Минаев, группа «Лицей», «Агата Кристи», «Дюна», Кристина Орбакайте и Киркоров — в «Джунглях» побывали все, а на концерте Линды публика и вовсе «вынесла двери». При этом ископаемые тусовщики не могут забыть «Вечеринку чахлых Берендеев», когда в клуб пригласили практически всех диджеев Самары, что обеспечило аншлаг. Постоянными же резидентами «Джунглей» были, к примеру, Vitamin, MaraZm и Шаля, а хорошую рекламу клубу делали периодические конкурсы «эротического танца».

Тем не менее, в 1999 году «Джунгли» закончились. После реконструкции в здании открылся ночной клуб «BeerЖа», а затем, в 2008, Teatro, которые также ушли в закат. Инсайды о клубах мезозойского периода Самары, включая «Весну» и «Торнадо» можно чекнуть в ЖЖ пользователя resident-063.

НОЧНОЙ КЛУБ MANHATTAN

Один из первых ночных клубов города открылся в 1997 году — он вырос из дискотек в «Доме Офицеров» и стал едва ли не первым клубом с приставкой «rave». «Манхеттен», как феникс, умирал и перерождался бесчисленное количество раз. Оно и понятно: андреграунд как он есть, сомнительная репутация, которой не помогали никакие рестайлинги, и удаленность от центра, которая только добавляла масла в огонь. Стрельба из травматического оружия по диджеям, посещение концерта RSAC сотрудниками ФСКН, которые приняли 30 человек, — подобные истории клуба никого не удивляли. Впрочем, при этом здесь же умудрялись проводить Science Slam.

«Манхеттен» был своего рода аутсайдером и потому раскрывал объятия мероприятиям, которые не принимали другие площадки, — одному богу известно, сколько вечеринок от 140 bpm и выше он взял на себя.

В октябре 2017-го клуб — наше уважение! — все еще цеплялся за жизнь и последний раз объявил о перезапуске. Площадка пошла по пути угасающих звезд девяностых и переименовалась в Manhattan Project, она выходила в сезон с новым баром и командой, которая ориентировалась на «преображение» — и позвала на первую вечеринку ILL Connection и Zaхvat, а также Олега Терешкова. Как мы знаем, не помогло. Сейчас бывшая легенда переформатировалась в компьютерный клуб с кальянами — и все еще живет.

НОЧНОЙ КЛУБ «АЙСБЕРГ»

В 1998-м пришло время кричать «привет-привет» титану культурно-развлекательного мира — комплексу «Айсберг». Основатели приложили все усилия, чтобы сделать из него конфету — и у них получилось: клуб получил гран-при Международного фестиваля архитектуры и дизайна за лучший общественный интерьер.

Огромный зал на постоянной основе собирал уйму людей — рекордом по посещаемости стало более 1500 зрителей на концерте советско-американской группы «Парк Горького». Конечно, тут, как и в «Алладине» с «Джунглями», было легко наткнуться на колоритных ребят, будто сошедших с кинофильма «Жмурки», но в то время барсетки и золотые цепи были аналогом леопардовых туфель — то есть символами благополучия, без которых не обходилась ни одна тусовка.

Ночной клуб «Айсберг» в 2005 году. В дальнейшем тусовочная жизнь на Дачной, 2 была довольно разнообразной: там был и претенциозный танц-бар Lost Ивана Кабина, при смене владельца изменивший название на Lust, и Barrel club, и вот сейчас — Nebar — последний открылся здесь в июне 2018 и неожиданно продолжает традицию шоу-биза конца девяностых. Только теперь еще и с фотосетами в ванной.

НОЧНОЙ КЛУБ «АУРА»

Клуб открылся на Красноармейской, 1 в 2003 году и стал центром притяжения для самарской золотой молодежи. Пафосные колонны, позолоченные статуи, лихо закрученные винтовые лестницы и красный цвет в интерьере производили вау-эффект, и место действительно казалось очень виповым. При этом там довольно часто можно было застать мероприятия разряда посвящений в студенты.

«Аура» делила помещение с дэнс-баром «Пушистый барсук». Девушкек go-go, отжигающих топлес, в приличном месте в то время можно было увидеть не часто, поэтому «Ауре» такое соседство только добавляло очков.

История закончилась в 2009-м. Владелец клуба Иван Кабин утверждал, что «Аура» просто изжила себя, исчерпала потенциал. Тогда же он анонсировал появление на ее месте нового проекта, который так и не родился. Впрочем, редакция до сих пор надеется на возрождение первоначального концепта: местные колонны были бы отличной декорацией для техно — видели лично.

«МТЛ АРЕНА»

В конце нулевых, во время местного драм-расцвета, «МТЛ» была крупнейшей рейв-площадкой города. Rave Arena, Therapy Sessions, «Пиратская станция» — эти мероприятия объединили тысячи любителей электронной музыки, и тут без гипербол: «Арена» вмещала до 3000 человек. В разное время ее посетили Pendulum, диджей Fresh, Aphrodite, Paul Van Dyk и многие другие звезды мирового уровня. Место любили еще и за то, что под одной крышей здесь было организовано четыре (!) танцпола разной музыкальной направленности.

В настоящее время «МТЛ Арена» действует как домашний паркет БК «Самара» и площадка для поп-концертов: из последних громких привозов — Hurts и «Руки Вверх».

АРТ-КЛУБ «БУМАЖНАЯ ЛУНА»

«Бумажная луна» — это не только фильм Питера Богдановича, но и названное в его честь место сбора самарской богемы образца нулевых. В арт-клубе было несколько тематических комнат, но самым запоминающимся оставался зал с нагромождением всевозможных излишеств — чего стоили одни только инсталляции воздушного шара и столы-корабли.

У «Луны» не было единой концепции, поэтому внутри случались мероприятия самого разного формата — от джазовых концертов до драм-вечеринок, от литературных вечеров до кинопоказов, на которые собиралась местная богема. Впрочем, «Бумажка» была знаковым местом разве что для нее да для Ирины Хакамады и Петра Мамонова, которые там выступали. По сути у места не было конкретной идеи, а все, что от него осталось — миф о самарской творческой интеллигенции.

«Бумажная луна» со временем закономерно потеряла актуальность и тихо закрылась в 2010-м. В 2014 году помещение заняло танцевальное заведение от Миши Балу Comprendo, которое, надо отметить, поминают не реже предшественницы. Сейчас в здании находится бар «Вечно молодой» — правда, вопреки первому впечатлению многих горожан, он не унаследовал место «Луны», а занял совершенно другое помещение.

РОК-БАР KRATER (TENEBRIS)

Концертная площадка напротив ДК железнодорожников открылась 17 декабря 2010 года, часто меняла названия, но по сути оставалась одним и тем же местом сбора неформалов 2010-х. По сути «Кратер» был аналогом рок-бара «Подвал», на сцене которого могли без особых проблем выступать молодые группы местного разлива и изредка — иностранные гости. В сентябре 2012 вместо «Кратера» открылся — клуб с идентичной концепцией «Еее, рок!». Его история тоже было недолгой — площадка закрылась в апреле 2013 года. Год спустя в помещение на Льва Толстого, 97 въехал караоке-бар Isaevclub. Мода уходит, рок-бары тоже, остается только «Подвал», который скоро отметит 20-летие (!).

АРТ-БАР «ПО ТУ СТОРОНУ»
& «МиМ»

Не все поймут, не многие вспомнят: открытие арт-бара на Куйбышева, 89 в 2012 году происходило с невиданным размахом — колонки были выставлены прямо на улицу, в окнах во весь рост танцевали go-go, а на входе стоял охранник с лицом из палаты мер и весов суровости — тогда «По ту сторону» был едва ли не единственным местом с фейсконтролем. Здесь уже тогда посасывали кальяны и устраивали джазовые четверги, но в то же время за пультом можно было встретить и Андрея Кинли, и Raketa 4000. В 2013 году «По ту сторону» переформатировался в андеграундное кафе «МиМ», былое величие и неогламур уступили место флуоресцентным грибочкам в оформлении, местным электронным хардкорщикам из Evil Electro и даже twerk батлу (!). Вишенкой на торте стал привоз Александра Пистолетова и диджея Oguretz из «Реутов ТВ» с канала 2X2. «МиМ» закрылся в 2014 году, и, кстати, где сейчас Александр?

АРТ-КЛУБ «ЗДЕСЬ»

Подвальное помещение на Ленинградской, 37 в начале нулевых было чем-то вроде клуба «для тех, кто в теме»: вывеска отсутствовала и найти вход можно было разве что по толпе веселого народа в переулке, ведущем куда-то в глубины местного Арбата. Артовость клуба подчеркивали забавные гуманоиды, сделанные из скотча для одной из тусовок. Восьмибитные вечеринки и танцы от fm8, рок-концерты и виниловая барахолка — в «Здесь» было все. Тут же кому-то удалось попробовать первые коктейли от идеолога «Аоши» Юры Изуми, который делал в подвале свои первые шаги в миксологию.

КАФЕ-БАР «САША»

«Саша» — первый самарский проект тольяттинских промоутеров Стаса Сутулова, Леши Валиневича и Андрея Дыченкова. В 2014 и 2016 они же отвечали за поп-ап проекты «Летний бар» и «Ку-ку!».

В заведении была классная полноценная кухня (никаких снеков «на отвалите»), хороший бар с коктейльной классикой и собственными придумками, режим работы с утра до ночи по будням и практически фулл-тайм по выходным и отчаянно классные вечеринки, на которых нашлось место и Лене Липелису, и дуэту La Vtornik. А еще в «Саше» проходили первые планерки «Большой деревни» и первые ивенты лектория «Человек наук».

Английская домашняя мебель 1950-70-ых годов с мягкой обивкой, футуристичные стулья, дубовый паркет, винтажные светильники, кованая лестница и кирпичная кладка XIX века были уместной декорацией для сказки, которая просуществовала с конца 2013 до середины 2014, но в сердцах стареющих хипстеров (а мы как раз из них) — осталась навсегда.

«ЛЕТНИЙ БАР»

Легендарный «Летний» открыла команда бара «Саша» в 2014 году. Заведение расположилось на парковке у Дачной, 2 в двухэтажном недострое. Заведение существовало как поп-ап проект: почти все в нем сколотили из паллет, а танцевать и наливать приглашали по пятницам и субботам — за крепыш, кстати, отвечал шеф-бармен Дима Дедов, который позже разрабатывал карту «Ку-Ку!», а также коктейли вроде «Техно-тюлень» и «Козья ярость» для рейвов «Большой деревни».

За три месяца здесь отыграли Леня Липелис, Даша Малыгина, Raketa4000, Cream Soda, а также все местные — от Жени Козаченко до Пчелы и Кривули. В конце концов, именно здесь сделаны все самые расхожие снимки Вити Цоя.

«Летний» закрылся 20 сентября, свято место пустовало недолго: в июле 2015 года холдинг Milimon Family открыл на месте «Летнего» тогда еще сезонный Bootlegger bar, а в 2016-м здание реконструировали под работу крглый год.

Формат «Летнего» вошел в местные тренды, и в 2015 году успех попытался повторить бар «Мичурин» — палатка на 300 квадратов слева от «Экспо-Волги». С виду одно и то же: парковка, временные конструкции и одноразовые стаканы. Разница была в музыке и эстетике: в «Летний» каждые выходные везли топовых диджеев из Москвы и Питера, а в «Мичурине» музыку ставили локальные любители алкодэнса и фанаты Blink182, на фоне которых разовые выступления 813 и Maiden OBEY выглядели, как золотой зуб во рту у дворняги. И все это — с кальянами. В общем, было странно.

UNTITLED

Танцплощадка в стиле «окультуренный индастриал» открылась 1 апреля 2017 года. Место заняло территорию бывшей денс-студии «Луна», бок о бок с клубом «Звезда», где за полгода до этого прошел арт-техно-рейв Moon Phase. Во главе Untitled стояли промоутер Витя Цой и отец fm8 Сергей Пфпф, которые сразу заявили, что клуб — проект временный, но для поп-ап истории масштаб был грандиозным: первая вечеринка Round прошла на 700 квадратах, а ее хедлайнером стал казанский дуэт PTU. За три месяца здесь выступили Obgon, диджей 1985 и Moa Pillar, который поздравлял с днем рождения «Большую деревню». Короче, Самару бомбануло ровно на одно лето — из-за флера рейва нулевых, бетона и качелей.

Постепенно площадка становилась все меньше, ушла в крутое пике и через три месяца закрылась. Последним мероприятием 24 июня стала вечеринка Hot, где выступили Саша Протон, Леша Валиневич, Panorama Channel и Сергей Пфпф — короче, золотой состав группы «Виа Гра», если бы ее собирал не Меладзе, а наша редакция.

Позже на месте Untitled решили открыть музей рок-н-ролла, но в апреле 2018 года, вспыхнул верхний ярус здания — пожар был потушен в течение нескольких часов, никто не пострадал — разве что сердца тех, кто был причастен к клубу без имени.