16742

Какая боль: 5 убер-объектов ЧМ, которые не продержались и года

Ника Прокофьева

Самару перед ЧМ преображали как могли: красили развалюхи, которые потом снесли, ставили фальшфасады, чтобы иностранцы повелись на внешнее благополучие, строили стадион, рабочим которого так и не заплатили, рыли тоннель под проспектом Кирова, благодаря чему Московское стало перманентной пробкой на полтора года, и сажали вдоль залатанных дорог дорогие растения. Рассказываем, что из наследия ЧМ не прожило и года и какие объекты не продержались даже до самого мундиаля.

Стадион

Главный объект ЧМ строили долго, трудно и со скандалами, еле успев к мундиалю. Однако он, всосав 19 миллиардов бюджетных денег, до сих пор так и не перешел в собственность области.

Изначально федеральные власти собирались передать стадион региональным сразу после ЧМ, но местное правительство оказались не в восторге от этой идеи. Причина — многочисленные дефекты, допущенные при строительстве. Принять «Самара Арену» хотели только после устранения всех неполадок. Этому помешала процедура банкротства в отношении СК «Татдорстрой»: субподрядчик с апреля не платил рабочим.

В сентябре выяснилось, что основание стадиона просело. Теперь передача объекта зависла на неопределенный срок — это признает и минспорта РФ.

Кроме того, существует проблема с грунтовыми водами и подтоплением стадиона — возле него уже пробурили скважины для наблюдений за уровнем воды и собрались строить коллектор для сбора осадков, но не успели: в апреле там забил настоящий гейзер.

О прочих проблемах многострадального спортивного объекта можно почитать в нашей летописи, где собраны все косяки, допущенные при его возведении.

Трамвайная линия до «Самара Арены»

Первые эскизы трамвайной линии к стадиону были опубликованы в декабре 2012 года — тогда планировалось, что ж/д вокзал и стадион свяжет скоростной трамвайный маршрут, который позволит болельщикам добираться из одного конца города в другой всего за 45 минут. Предполагалось, что трехсекционные трамваи будут ходить по линии каждые две минуты, а самарцы увидят готовый проект 31 декабря 2017 года.

Но в марте 2017 года выяснилось, что до стадиона пустят не трехсекционные, а обычные трамваи. Тогда же затормозилось и строительство участка от улицы Ташкентской до Радиоцентра — стройке века мешал владелец магазина с пельменями. Затем сроки сдачи линии в эксплуатацию перенесли на март 2018 года.

Долго — не значит качественно: весной 2019-го рельсы новой ветки основательно подмокли. «Талая вода либо вода из ливневок вышла на трамвайные пути, из-за чего их подмыло. Возможно, забилась канализация», — сообщил в начале апреля директор ТТУ Михаил Ефремов. Фото потопа можно заценить по ссылке. Трамвайное движение восстановили 30 апреля.

Тоннель под проспектом Кирова и Московским шоссе

Московское шоссе от проспекта Кирова до улицы Георгия Димитрова перекрыли в обоих направлениях 30 мая 2016 года для строительства тоннеля под «Самолетом». Тогда сообщалось, что неудобства для водителей и пассажиров общественного транспорта продлятся три месяца. Три раза «ха»: движение на развязке полностью возобновилось только 1 сентября 2017-го.

Казалось бы, после увеличения сроков на целый год можно не сомневаться, что все сделано на совесть, — но легкий дождик 7 апреля 2019-го окончательно размыл эту иллюзию, а водителям пришлось ездить по капот в воде. Как сообщили в минтрансе, «из-за высокой влажности произошло замыкание, выбились автоматы и отключились насосы».

Отметим, что реконструкция магистрали проходила с 2015 по 2018 год, за это время в дорогу было вложено около 13 миллиардов рублей — но после завершения ремонта горожане неоднократно жаловались на его недочеты. В мае 2018-го на свежеотремонтированной дороге в экстренном порядке пришлось устранять колею, в апреле 2019-го вдоль Московского по-срочному укрепляли светофоры, которые разворачивало ветром, а эллипс на пересечении с улицей Луначарского до сих пор мешает строительству новых сходов в метро и местным жителям — дорогу построили слишком близко к жилому дому. В этом году за 18 миллионов сделают проект устранения допущенных ошибок.

Погибшие туи

Обочины главной дороги города перед ЧМ решили украсить редкими в наших широтах растениями: по окончании ремонта вдоль шоссе было высажено 3800 туй и можжевельников. В мае 2018-го туи получили ожоги из-за яркого весеннего солнца. В качестве эксперта на осмотр растений пригласили гендиректора садового центра Веру Глухову, которая заявила, что корневая система деревьев придет в норму в течение 3-5 лет — и только тогда они снова приобретут зеленый цвет. По итогу в конце мая поврежденные растения пришлось убрать. Средняя цена саженца в Самаре на тот момент составляла 5000 рублей, таким образом, под весенним солнцем сгорело около 19 миллионов бюджетных денег.

История получила продолжение в этом году — власти, наконец, решили проконсультироваться с «подрядчиком по устранению недостатков в рамках гарантийных обязательств», на что заменить погибшие туи.

Четвертая очередь набережной

Завершение работ по благоустройству 4-ой очереди набережной неоднократно переносилось — ее открыли только 12 июня, буквально за пару дней до начала ЧМ-2018.

Из-за недочетов проектирования склоны у Ладьи неоднократно размывало. Первый раз «сель» сошел там 21 июля. На место выехала Елена Лапушкина — она дала нагоняй подрядчикам и потребовала привести набу в порядок за две недели. Однако по истечении этого срока, 8 августа, ливень снова смыл грунт со склонов на набережной. Фото грязевых потоков доступны по ссылке.

В середине августа выяснилось, что из 68 проблем подрядчик решил в лучшем случае половину, а в октябре департамент градостроительства Самары подал против него иск из-за срыва сроков работ. Выявленные недостатки ремонта устранили только к концу осени. Сюрприз — в марте выяснилось, что у Ладьи «растаяла» плитка.