108

«Ретушь — это необходимость, а не личный выбор»

Текст: Вероника Синицына

7 апреля в Самаре пройдет десятичасовой мастер-класс Марата Сафина, тезки теннисиста и одного из самых растиражированных фотографов в российских социальных сетях. Популярности он достиг благодаря применению ювелирной ретуши, желание научиться которой заставляет города выстраиваться в очереди на его заветные мастер-классы. «Большая Деревня» познакомилась с фотографом и узнала, чему мы можем научиться на его мастер-классах.

 

— В последнее время появилось очень много фотографов, желающих чему-то «научить» других. В чем особенности твоего мастер-класса?

— В моем случае появилось много фотографов, желающих научиться чему-то у меня. Спрос рождает предложение, а не наоборот. Я просто физически не могу ответить на все просьбы объяснить что-то лично, потому и провожу платные мастер-классы, где стараюсь давать людям информацию, которую они не смогут где-то еще найти. Программа постоянно меняется. Это происходит органично и без особых усилий с моей стороны. Просто в какой-то момент я понимаю, что можно усовершенствовать, заменить или упростить в тех методах, которые я использую. Подобное «озарение» может произойти даже во время мастер-класса. Я люблю работать с активной, думающей и подготовленной аудиторией. Люблю, когда задают вопросы или предлагают свои варианты. Хочется, чтобы слушатели не просто перенимали мою манеру обработки, а понимали суть действий, которые я произвожу. Чтобы потом они смогли адаптировать знания, полученные на занятиях, под свои цели и задачи. Также я провожу бесплатные «стримы». В них я даю людям информацию, которую можно найти и в интернете, но всем лень искать. Это своеобразная база, и мне хотелось бы, чтобы люди, приходящие на мои мастер-классы были с этой базой знакомы. Так будет легче и продуктивней работать.

 

— Сколько обычно длится съемка? У тебя, в основном, постановочные кадры, а как же возможность поймать момент, уловить движение, показать естественность?

— Если ты снимаешь на природе, то никогда нельзя быть на 100% уверенным, что все пойдет по твоему плану. Погода и свет меняется постоянно. Нужно просто идти и снимать, ловить этот свет, ловить нужный момент. Съемка обычно длится не два и не три часа. Мы едем в нужную местность на рассвете и снимаем до последнего луча солнца, проходим большие расстояния, ищем интересные виды, ракурсы, ждем нужного состояния природы, чтоб получить ту одну единственную фотографию.

 

В фотографии должна быть атмосфера, которая затягивает, в которой нет игры, нет фальши, тебе становится интересно, что предшествовало этому моменту и почему герой этой фотографии оказался именно здесь и при таких обстоятельствах. Происходит то же, что возникает при просмотре хорошего фильма. Ты веришь в происходящее на экране, ты это сам проживаешь внутри, какие-то образы откладываются в твоем подсознании. Этот фильм становится важной частью тебя, твоего самопознания. И тогда фильм становится произведением искусства, а не просто объектом массовой культуры. А в хороших фильмах, как и в фотографиях, обычно хороший свет, цвет, удачно подобраны актеры. Так что нельзя выделить какой-то один фактор, важно все в совокупности. Нужно вовремя «поймать» нужного человека в нужном месте, чтоб получить хороший кадр.

 

— Сколько времени уходит на обработку одного кадра? При просмотре удивляешься детальной проработке мелочей.

— На обработку одного кадра у меня уходит две-три минуты, и этому я пытаюсь научить людей на своих десятичасовых мастер-классах. Все мелочи нужно учитывать во время съемки. Я фотограф и получаю удовольствие от процесса фотографирования, а не от обработки. Но обрабатываю все фотографии, даже пленочные. Ретушь — это необходимость, а не личный выбор.

— Совсем недавно у тебя появился паблик «Неформат»который стремительно набирает популярность. Несколько самарских девушек (Алена Ларинина, Настя Муханова, Даша Галочкина и др.) в числе рекомендованных девушек моделей. Какие критерии отбора?

— Я путешествую по всему СНГ, у меня накопилось большое количество знакомых моделей и просто девушек с интересной внешностью. К тому же, я постоянно ищу новые лица. Сначала это была личная закрытая группа, в ней я хранил базу интересных людей, которых планировал поснимать. Потом я решил все это опубликовать, потому что часто спрашивают ссылки на моделей. Теперь и мне самому удобно (не нужно искать новые лица, их предлагают на стене сообщества), и людям интересно.

 

 Я бы хотел поработать с половиной из опубликованных в сообществе девушек. Не все из них подходят под формат моей съемки. Я не люблю работать с фэшн-моделями, потому что редко они могут вести себя естественно, к тому же мне не нравится работать с высокими девушками, так как я сам невысокого роста. У меня есть требования помимо внешних данных. Модель должна быть некапризной, понятливой. А ввиду довольно сложных условий, в которых нам часто приходится работать, очень ценными качествами является хорошая физическая форма и «морозоустойчивость». Без этого преодолеть километры пути будет проблематично, и совсем не хочется, чтоб кто-то после моих съемок заболел.

— На твоих снимках преимущественно девушки, мужской пол не приветствуется?

— Мужчин я не снимаю, потому что с фэшн-моделями я не люблю работать, а парни с обычной внешностью не особо рвутся фотографироваться.

— Что или кто тебя вдохновляет?

— Меня вдохновляют хорошие фильмы. Я могу по нескольку раз пересматривать фильм, если мне нравится работа оператора.


— Планируешь ли расширять границы, проводить мастер-классы за пределами России?

— Меня приглашают с мастер-классами в ряд стран Западной Европы, даже определены какие-то даты, но я не сказал бы, что особо хочу заграницу. Во-первых, я плохо знаю иностранные языки, а работа с переводчиком меня мало привлекает. Во-вторых, мне бы хотелось, чтобы иностранцы стали чаще приезжать в Россию, а не мы постоянно рвались к ним. У нас есть чем гордиться, у нас такая огромная страна с самой замечательной природой. Пока я не объеду все места своей родины, в которых мечтаю побывать, нет смысла ехать дальше. Я поехал с мастер-классами, чтобы увидеть свою страну во всем многообразии. За границей меня мало, что привлекает.