1161

Как это устроено: фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер фест»

Автор: Ксения Лампова Фото: Дмитрий Красильников

«Том Сойер фест» — это фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на средства спонсоров. Каждый год организаторы из разных городов выбирают одно или несколько зданий, построенных в конце XIX — начале XX века, и берутся за ремонт фасадов. Все работы ведутся под присмотром координатора, а каждый пришедший на стройку волонтер делает то, что ему по силам. В 2015 году проект стартовал с трех домов на улице Льва Толстого в Самаре, а в этом году стройка откроется уже в 47 городах — 21 мая организаторы дали старт юбилейному пятому сезону.

При поддержке «Мастеров России» «Большая Деревня» встретилась с идеологом фестиваля Андреем Кочетковым и выяснила, как сделать из хорошей идеи раскрученный бренд, почему важно разговаривать с чиновниками и что мотивирует волонтеров проводить на строительной площадке целое лето.

Андрей Кочетков


Идеолог «Том Сойер Фест»

Тот самый дом

Работа «Том Сойер феста» в любом городе начинается с поиска объектов. Чаще всего мы работаем с многоквартирными домами, но был опыт восстановления деревянного офисника и даже музея. В первые годы после запуска проекта нас интересовала, скорее, архитектурная значимость зданий, но затем мы поняли: фокусироваться нужно на конкретных пользователях и собственниках, у которых не хватает ресурсов или компетенций на то, чтобы содержать свои дома, но есть желание делать это и понимание ценности таких построек. В 90% случаев они не относятся к официальным объектам культурного наследия из реестра, а просто имеют солидный возраст.

Без поддержки жителей дома работа фестиваля серьезно осложняется. Многие люди просто не хотят лишнего шума от стройки, и одна только мысль о том, что все лето в их дворе будут находиться незнакомые люди, вызывает дискомфорт. Нам нужно, чтобы всем на площадке было комфортно, так что главный принцип — добровольность и согласие всех сторон.

Как только дома найдены, мы начинаем готовить сметы. В среднем, восстановление одного дома обходится в 200-300 тысяч рублей, но вообще разлет может быть колоссальным, от 40 тысяч до полумиллиона — итоговая стоимость зависит от размера дома, его текущего состояния и запланированных видов работ. При этом под деньгами мы подразумеваем не стопки купюр, а стоимость товаров и услуг. Если материалы и инструменты нам предоставляют партнеры, живых денег в проекте может вообще не быть.

Бумажная работа

Объекты найдены, а их жильцы согласны принять помощь волонтеров — теперь нам нужны профессионалы, которые создадут эскизные проекты фасада. В идеале этим должны заниматься реставраторы, или хотя бы архитекторы — те, кто понимает что-то в наследии.

Когда проект готов, необходимо получить одобрение жильцов: требуется согласие ⅔ собственников, а если большая часть квартир в доме не приватизирована, придется обращаться в муниципалитет.

Затем мы идем к чиновникам — это может быть главный архитектор района или города или главный художник, везде по-разному. В маленьких городах бывает такое, что за подобные вопросы не отвечает вообще никто — значит, там мы этот этап пропускаем. Процесс согласования зависит от запала администрации и уровня лояльности. Если речь об обычном многоквартирном доме, он длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Если же организаторы решили взяться за здание, признанное объектом культурного наследия, то проект необходимо согласовать с органами охраны памятников — такая процедура занимает гораздо больше времени и сил, и сделать это удается далеко не всегда.

Никаких дедлайнов для работ на обычном доме в документах не прописывается — есть только устные договоренности. Мне кажется, лучше делать один объект несколько лет, но качественно, чем пытаться что-то по-быстрому восстановить к условленной дате, как это было в Самаре накануне чемпионата мира по футболу.

Команда мечты

Для запуска «Том Сойер феста» в любом городе достаточно одного человека — но практика показывает, что к концу сезона он будет в предсмертном состоянии. Хорошо, когда на город приходится четыре-пять координаторов, каждый из которых четко знает свой круг задач: кто-то разговаривает с партнерами, кто-то координирует строительные работы, кто-то взаимодействует с медиа. Поскольку это волонтерская история, мы стараемся дать каждому работу по способностям и по душе.

Координаторами «Том Сойер феста» становятся люди, которые замотивированы довести дело до конца. Обычно это ребята из тусовки урбанистов, имеющие большой опыт работы с исторической архитектурой и некоторую репутацию в сообществе. Но в последнее время появилась и другая тенденция: фестивали в Кимрах и Тюмени вытащили координаторы-студенты, которым по 21-23 года. Это хорошо, потому что нас пытаются убедить в том, что наследие молодежи не нужно, а на самом деле ничего подобного: они зачастую делают все гораздо качественнее — хотя бы по той простой причине, что готовы отдавать больше времени работе на площадке.

Наша стратегия — максимальная горизантализация полномочий. В этом году из 47 городов, в которых пройдет фестиваль, я посещу в лучшем случае десять. Для координаторов у нас есть большой междугородний чат, который из-за разницы в часовых поясах никогда не замолкает: если у организаторов появляются какие-то вопросы, им тут же отвечают более опытные коллеги, которые все это уже проходили. Конечно, ко мне продолжают обращаться напрямую: обычно я помогаю разобраться с какими-то нестандартными ситуациями, но не принимаю окончательных решений — просто делюсь своим мнением.

Денежный вопрос

После того, как сметы и проекты фасадов приняты, а координаторы готовы к работе, мы начинаем поиск денег: ведем холодные переговоры, рассылаем презентацию проекта по почтам потенциальных партнеров. Нам нужны краски, инструменты, строительные материалы — соответственно, мы общаемся с их производителями и ритейлерами. Еще мы стремимся заключить договоры со спонсорами — компаниями, готовыми поддерживать проекты социальной направленности. Например, в Самаре это МТС или Хлебозавод № 5, которые закупают на свой бюджет необходимые по смете материалы.

Главное правило организации устойчивого проекта: не нужно складывать все яйца в одну корзину — из-за этого заглохло огромное количество классных инициатив. Если нужен миллион, ищите пять спонсоров, которые дадут по двести тысяч — если двое из них вдруг передумают, справиться будет легче.

Можно искать поддержку и в виде грантов, но здесь свои сложности: когда ты берешь деньги, ты сразу становишься что-то кому-то должен. («Том Сойер фест» в 2017 году получил президентский грант от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» — прим.ред.). Если фестиваль в городе только запускается, то чем меньше денег, тем лучше. Когда просишь десять миллионов, а еще и на сто тысяч ничего делать не научился, то добровольно себя связываешь по рукам и ногам.

Я завернул уже кучу грантожоров, которые звонили мне и говорили: «Ой, давайте мы грант напишем. Выиграем — будем делать, не выиграем — не будем». Столько людей по всей стране совершенно безвозмездно вложили в этот бренд кучу времени и сил — просто из любви к наследию, а кто-то, еще ничего не сделав, пытается на нем заработать. Сейчас в проекте больше сорока городов, а зарплату получают всего несколько координаторов — и только там, где удалось найти ресурсы и для домов, и на оплату их труда. Это люди, которые уже не первый год тащат на себе фестиваль и по факту по три-четыре месяца работают на объекте пять дней в неделю, да и в остальное время занимаются разными подготовительными работами.

 Во Франции соотношение профессионалов и волонтеров в реставрационных кампусах — примерно один к восьми. Получается очень эффективно: один координатор на восемь добровольцев постоянно может видеть, что они делают, и качественно их координировать. Французы подобными работами на объектах наследия занимаются уже 50 лет — думаю, они не просто так пришли к этой идее.

Есть еще краудфандинг — это хорошая история для небольших населенных пунктов. Так, организаторы проекта в селе Богатое собрали по своим фермерам около 50 тысяч рублей, еще 100 тысяч собрал фонд «Внимание» — все, можно запускать фестиваль. Крупный город на краудфандинге не вытащишь — у нас просто нет такого медийного охвата, но его все равно важно использовать: у каждого человека должна быть возможность почувствовать личную сопричастность.

Работа с волонтерами

Основное, что нужно понять: волонтеры никому ничего не должны. Работа с ними строится так: они приходят на площадку, координатор проводит инструктаж по технике безопасности и берет с каждого расписку, в которой участники отказываются от претензий к организаторам в случае получения травмы. При этом мы никого не заставляем лезть на леса. Задача координатора — подыскать для волонтера такую работу, которой ему было бы приятно заниматься. Кому-то нравится красить, кому-то шкурить, а кому-то в кайф залезть на крышу — и координатор должен сложить этот пазл.

В группах фестиваля «Том Сойер фест» публикуют график работ — расписание для самарских волонтеров можно найти по ссылке. Сейчас работы ведутся на Садовой, 47 (у синагоги)

Образовательная площадка «Мастера России» запустила бесплатные онлайн-курсы, которые помогут разобраться, как согласовать и провести городское мероприятие. Записаться можно по ссылке.