6944

Реалити чек: пять признаков того, что Самара застряла в матрице

Павел Чечулин

На этой неделе киностудия Warner Bros. сообщила о возвращении культовой «Матрицы». Новым фильмом займется постановщица предыдущих частей Лана Вачовски, а главные роли вновь исполнят Киану Ривз и Кэрри Энн-Мосс. Первая часть франшизы, вышедшая в 1999 году, покорила сердца миллионов зрителей — и, кажется, предсказала будущее. Редакция «Большой деревни» пересмотрела классику, а потом оглянулась вокруг и нашла пять подозрительных совпадений жизни города со знакомым сюжетом.

Люди носят одинаковые вещи

Необъяснимая популярность некоторых брендов и моделей одежды вызывает серьезные сомнения в осознанности выбора, который самарцы делают в магазинах. Город последовательно качает на волнах популярности то поясных сумок, то стритвира, а девчонок в мам-джинсах и кроп-топах трудно отличить друг от друга. И главное, неясно, как желание выглядеть стильно и подчеркнуть свою индивидуальность, приводит к прямо противоположному результату: все выглядят, как с обложки — но с одной и той же. Не значит ли это, что массовым сознанием кто-то управляет — сначала на уровне желания надеть трикотажное платье с кроссовками или купить лонгслив «Юность», а потом?

Чиновники из года в год не могут справиться с одними и теми же проблемами

Решение важных городских вопросов уже давно напоминает циклический сбой в алгоритме, а не реальную работу. Власти ежегодно обсуждают реконструкцию набережной, ремонт дорог и открытие Фрунзенского моста — как будто Самара действительно застряла в матрице и каждый год прогресс ее обновления сбрасывается к исходному значению. Причем в расход идут даже совершенно новые сооружения, построенные, например, для ЧМ по футболу.

В Самаре есть метро, на котором никуда не уехать

В финальном фильме трилогии Нео оказывается на станции метро, которой управляет таинственный Проводник. Все попытки зайти в вагон и покинуть перрон оказываются бессмысленными, так как хозяин метрополитена явно не желает, чтобы кто-то уходил с его платформы. В итоге приходится драться с ним или звать на помощь Тринити. В самарском метрополитене, слава богу, никто никого не бьет, но его структура, разработанная десятки лет назад, давно не отвечает нуждам большей части горожан: ехать без пробок хочется всем, а на Безымянку — нет.

На окраинах Самары строятся человеческие инкубаторы

Можно как угодно относиться к «Кошельку» и Южному городу, говорить об экологии и удобстве застройки, но сходство новых районов и коконов, в которых жили люди в «Матрице», определенно есть. Это и тотальная нехватка места для жизни, и однообразные квартиры, и максимальная удаленность от мира. «Крутые ключи» уже называли гетто, человейником и сравнивали с концлагерем, однако для многих семей выбор синей таблетки — один из немногих вариантов купить собственное жилье.

Без компьютерных технологий не обходится даже поездка на трамвае

Искусственный интеллект все глубже внедряется в повседневную жизнь города, в то время как участие человека в организации общественных процессов, наоборот, падает. Кибер-технологиями сегодня пытаются заменить даже кондукторов в самарских трамваях и кассиров в «Магните». Причем замещение происходит не только во внешнем пространстве, но и дома: многие, например, не могут представить комфортной жизни без интернета вещей. Такими темпами человек скоро не сможет конкурировать с ИИ и уступит ему все ведущие роли в социуме. Кстати, узнать, удастся ли вам выжить во время восстания машин, можно в этом тесте.