1826

Follow me: 5 вдохновляющих историй самарских трендсеттеров

Текст: Павел Чечулин Фото: Анастасия Силакова

Сегодня трендсеттером может стать каждый — достаточно лишь иметь аккаунт в инстаграме, безлимитный интернет и смелую идею. Этой осенью МегаФон запустил кампанию «Начинается с тебя!», задача которой — показать, что даже один пост в социальных сетях может вдохновить миллионы людей на то чтобы действовать — например, создать собственный бренд одежды или организовать новую техно-вечеринку. Вместе с оператором рассказываем о пяти самарских предпринимателях, которым удалось не только превратить свое увлечение в бизнес, но и запустить городской тренд.

Ввела тренд на локальную дизайнерскую одежду

Сабина Рыжова

Основательница самарского бренда женской одежды Ubka

Шить я научилась в еще школе — просто ради интереса. А потом появилась и практическая польза от увлечения: мне часто приходилось создавать одежду с нуля или переделывать вещи, купленные в магазинах, потому что они либо не подходили по размеру, либо не соответствовали моему вкусу, который с ранних лет был довольно специфическим.

В 2014 году я увидела в сети объявление о городском маркете в «Арт-центре» и очень захотела в нем поучаствовать. Начать решила с юбок — это было легко для старта и оставляло место для экспериментов. Выставка проходила в мае, поэтому я решила сделать что-то яркое и романтичное. Очевидно, мое настроение совпало с настроением покупателей — все лоты разлетелись в первый же день.

Дальше все как-то само закрутилось: ко мне потянулись люди с заказами — сначала это были друзья и знакомые, а позже благодаря сарафанному радио и соцсетям аудитория стала расти. Меня стали приглашать на выставки и ярмарки в других городах, и где-то через год после успеха в «Арт-центре» я решила открыть собственную мастерскую. Дело как-то сразу пошло в гору: первая же коллекция мигом разошлась и то же самое происходит со всеми остальными до сих пор.

В работе мне больше всего нравится творческий путь от образа в голове до реализации. Все начинается с какого-то одного платья, которое мы с коллегами тщательно разрабатываем, а на выходе получается целая линейка. Также мы шьем вещи на заказ и создаем свадебные наряды. Я люблю свое дело, потому что в нем проявляется моя страсть к мелочам и экспериментам: все-таки хочется дарить людям что-то эксклюзивное, что трудно будет найти в масс-маркете. В этом плане мы как бы находимся между потребителем и какими-нибудь «Бершкой» и «Зарой»: предлагаем уникальный продукт, в меру отвечающий трендам, но не слишком концептуальный. Вот в чем, я думаю, основная ценность нашей работы.

Конечно, приятно видеть, как вслед за нами в городе появляются и другие бренды, которые не уезжают в столицу, а стараются работать на местном рынке. Порой это довольно трудно — все-таки малый бизнес в регионах все еще недостаточно развит. Но я верю, что у локальной моды есть потенциал: люди и за пределами Москвы хотят следить за трендами и стильно одеваться — я это знаю точно, и именно это придает мне уверенности и сил.

Ввел тренд на проведение крупных гик-конвентов в торговых центрах

Вадим Смоленков

Организатор фестивалей «Игрополис» и «Котмонавт»

Поп-культура затянула меня в 2015-м, когда я попал на Выставку авторского комикса. Я к тому моменту прочитал всего-то пару графических романов, но все равно пришел, потому что такое мероприятие было довольно редким явлением для города. Там я увидел активную аудиторию, с которой можно было создавать интересные события, сложил это со своей тогдашней работой в антикафе, где постоянно требовались ивенты, — и все сошлось. Так, вдохновившись опытом коллег из паблика Geek empire, я начал проводить первые гик-вечеринки.

После этого в течение года сформировался небольшой кружок организаторов, и мы начали делать мероприятия за пределами антикафе. Первым из них было небольшое интерактивное шоу перед премьерой седьмых «Звездных войн» в кинотеатре «Кино-вертикаль». Получилось очень душевно, но вместе с тем нам удалось собрать больше сотни человек. Окрыленные успехом, мы стали планировать большой конвент, черпая опыт из сети и от коллег из других городов. Так в 2016 появился «Котмонавт» — наша радость и боль.

Боль — потому что опыта создания фестивалей у нас не было, как и гарантий, что мы не потратим деньги впустую и вообще не сядем в лужу. В итоге некоторые страхи оправдались: первый фест прошел с косяками, но был очень тепло встречен гостями, что просто обрекло нас на создание сначала второго, а затем и третьего. Люди полюбили «Котмонавт»: ежегодно собиралось почти по тысяче человек, и мы до сих пор благодарны каждому, кто нас поддерживал. Я до сих пор вижу на улицах ребят в футболках с нашим «маскотом» и очень этому радуюсь.

Но все-таки главная ценность конвента в другом: в городе изменилось само восприятие гик-культуры. Понятно, что количество увлеченных ребят выросло, но даже это не показатель. В 2019 году нам прилетело предложение от ТК «Амбар» провести ивент на их территории, а чуть раньше мы участвовали в создании полноценного фестиваля «Игрополис» в «Гудке». И вот это самое крутое: на движение обратили внимание представители крупного бизнеса — а значит, последует развитие всего комьюнити и в городе станет больше классных событий.

Ввела тренд на экскурсии по Самаре для жителей города

Анастасия Андросова

Основательница экскурсионного агентства «Арт-экскурсии»

Мы начинали в 2013 году, когда работа экскурсоводом вообще не считалась прибыльным делом, а самарцы, услышав об экскурсиях по родному городу, говорили что-то типа «я же тут всю жизнь живу, чего я не видел?». Поэтому предложений именно для местной аудитории практически не существовало. Так что устраивая первые туристические прогулки, мы руководствовались, в первую очередь, собственной любовью к истории, краеведению и старому городу.

Мы отлично помним свою первую экскурсию и ту единственную женщину, которая на нее пришла. Да, поначалу увлечь людей было трудно — на уговоры пройтись и послушать про улицу Куйбышева поддавались разве что друзья. Однако со временем, наш проект становился все более популярным. В первый год мы ограничивались только краеведческими прогулками по историческому центру — их набиралось не больше четырех в месяц. Сейчас мы ежемесячно проводим около 70 программ, среди которых туры по самарским барам, эко-прогулки, посещение Жигулевского пивзавода и множества других мест. Главный хит — экскурсии по самарским дворикам, билеты на них разлетаются за три недели вперед.

Как и шесть лет назад, нашей основной задачей остается разрушение стереотипа о том, что в Самаре не на что посмотреть, — и бурный рост количества наших клиентов и подписчиков в инстаграме подтверждает, что у нас все получается. Местные жители с удовольствием слушают истории купеческой Самары и открывают для себя новые места, а гости из других регионов узнают, что у нас есть не только бункер Сталина и большая ракета.

Меня радует, что в городе появляются и другие экскурсионные агентства. Это значит, что развивается рынок, который может привлечь еще больше людей. Но еще важнее, что сам город становится лучше. Взять хотя бы ту же улицу Куйбышева: вспомните ее шесть лет назад — там же практически ничего не было. А сегодня на ней кипит жизнь: открыто множество баров, проводятся выставки и концерты, кругом полно народа. Подобные изменения очень вдохновляют и чертовски приятно чувствовать себя частью этого процесса.

Ввел тренд на техно-вечеринки

Сергей Пашков

Арт-директор бара «Вечно молодой», основатель промоушена Fm8

Все началось в начале 2010-х. Тогда я еще работал на заводе, учился в школе диджеев и здорово увлекался электронной музыкой — например, тем, что делали ребята из Boiler room. Я думал, что, закончив обучение, буду играть что-то в том же духе, но в Самаре тогда просто не было места для техно — отовсюду звучал унылый дип хаус или попса. В той же школе я встретил Дениса Миронова, которого, как и меня, не устраивало такое положение дел, и чтобы исправить ситуацию, мы основали промо-группу Fm8.

Нашей целью было создание актуальных техно-вечеринок, похожих на те, которые гремели в Барселоне, Франции и Германии и которые мы часами смотрели на ютубе. Для этого нам нужно было, во-первых, убедить владельцев местных заведений, что техно-тусовка не похожа на алко-караоке, а нашу аудиторию составляют спокойные и аккуратные молодые люди. Вторая задача состояла в том, чтобы найти эту самую аудиторию, — и это было гораздо сложнее. На первую вечеринку мы позвали около тридцати своих друзей, из которых пришло всего пятнадцать. На вторую удалось собрать уже сорок гостей, но и это было явно не тем, на что мы рассчитывали.

А к 2013-му волна техно захватила столицу и мы, что называется, попали в тренд. Счет посетителей перешел на сотни — и не только потому, что мы начали продвигать культуру техно одновременно с Москвой. Популярность росла еще и потому, что мы ориентировались на крутые западные рейвы и старались делать максимально качественные мероприятия — такой подход просто не мог не сработать.

Одним из самых мощных наших рейвов стал Moon phase, который мы провели в 2016-м вместе с Маратом Алимбековым. На него пришло около тысячи человек, и это было действительно круто. Другим важным событием и в моей жизни и, как мне кажется, в жизни города стало открытие бара «Вечно молодой». На мой взгляд, его главная фишка в том, что на высокий спрос на качественные музыкальные события он отвечает взаимностью — не натягивает иллюзию техно-антуража на не готовую к этому публику, а предлагает действительно крутую движуху. Такой подход повышает ивентовый имидж Самары, а главное, побуждает других ребят делать собственные крутые мероприятия.

Ввела тренд на бег и любительские марафоны

Василиса Соловьева

Идеолог проекта I love supersport в Самаре

Спортом я никогда особенно не увлекалась, но все изменилось, когда я побывала на Лондонском марафоне. Меня поразил размах забега и факт, что благотворительное мероприятие вообще может собрать столько народа. После этого я сама стала регулярно бегать и сразу поняла, что это мое.

В 2013-м я вернулась из Лондона в Самару и увидела, что у нас в городе любительские забеги не проводятся. Поэтому свой первый полумарафон я пробежала в Тольятти — показала неплохое время, но финишировала последней, так как была единственным любителем в гонке.

Спустя пару недель я прочитала в фейсбуке, что команда I love running Moscow планирует открывать филиалы в регионах и ищет активных представителей. Я откликнулась, заполнила небольшую анкету, после чего мне позвонили и пригласили на встречу в Москве.

Тогда клуб еще только формировался — и кроме меня в столицу приехали представители всего четырех регионов: Питера, Красноярска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Все они были опытными спортсменами — некоторые даже участвовали в соревнованиях Ironman. Я же заявилась на совместную тренировку в майке со стразами — одним словом, выбивалась из коллектива профессионалов. Тем не менее, эта двухдневная встреча еще больше укрепила мою любовь к бегу, и вернувшись обратно в Самару, я начала собирать команду для выступления в одном из столичных масс-стартов.

В 2015 году мы организовали собственный любительский полумарафон — первый в Самаре. В нем приняло участие 350 человек, но важен был сам факт того, что в городе прошли соревнования для непрофессионалов с призами и освящением в соцсетях. После этого к нам стали обращаться люди: кто-то хотел добиваться высоких результатов, кто-то просто поправить здоровье — и каждому нам было что предложить.

Через некоторое время мы стали учить не только бегу, но и другим дисциплинам — плаванию, триатлону и лыжному спорту. Так клуб I love running превратился в настоящую школу I love supersport с профессиональными тренерами, которые проходят подготовку в Москве, врачами и большим количеством собственных соревнований, рассчитанными на широкую аудиторию. Я очень горжусь нашим стартом «Добрый бег», ведь с ним сбылась моя мечта о благотворительном марафоне, похожем на тот, который я когда-то увидела в Лондоне. А еще приятнее видеть, как в городе появляются другие клубы и школы. Да что там, пожалуй, это самое приятное!

Материал подготовлен при поддержке компании «МегаФон»