55

Среда обитания: 3 способа улучшить спальные районы

Микрорайоны начинали строиться во времена, когда главной задачей было дать людям отдельное жилье, а вопрос комфорта отходил на задний план. Прошло больше полувека, но подход остался тем же: типовые застройки — это коробки для сна, построенные без учета потребностей человека. Как изменится жизнь микрорайона, если воплотить в жизнь мечту Хрущева, научить соседей обмениваться вещами и построить новые дома из старых? В рамках проекта «Горожане как потребители» студенты Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» исследовали спальные районы и искали возможности сделать их местом, где людям будет приятно жить и работать.

Исследование Анастасии Шевелевой «Город доступа»
После распада СССР в России начался период массового потребления — товаров стало много и все они были в свободном доступе. Параллельно это усиливалось расцветом потребительских кредитов. В результате на дорогах и во дворах появилось слишком много автомобилей, а в домах — старых и ненужных вещей. Студентка Анастасия Шевелева исследовала этот вопрос и пришла к выводу, что это плохо сказывается и на общей обстановке в городе, и на отношениях между людьми.

Сейчас люди снова готовы начать делиться и брать вещи на время. Появляются ресурсы, на которых путешественники могут найти бесплатное жилье, открываются коворкинги, где люди арендуют рабочие места на короткий срок, проводятся ярмарки, где все желающие могут отдать ненужные вещи. Чтобы эта тенденция развивалась дальше и улучшала городскую среду, Анастасия разработала модель микрорайона, где будет возможность постоянно обмениваться предметами и навыками. Например, в «Библиотеке роботов» люди смогут взять робота-уборщика на время генеральной уборки, в «Библиотеке умений» — научить соседа ремонтировать велосипед в обмен на уроки иностранного языка, а в «Библиотеке товаров» — одолжить на выходные спортивный инвентарь или маскарадный костюм. Это не только позволит горожанам экономить на покупке многих вещей, но и добавит в жизнь людей новые горизонтальные связи. Важно, чтобы активными участниками процесса создания и развития таких «Библиотек» стали сами горожане, которые лучше знают, какими сервисами они готовы пользоваться на условиях общего доступа.

В зависимости от тех услуг, которые появляются в общем пользовании, каждому микрорайону присваивается свой индекс доступа. Ориентируясь на эти индексы, люди могут выбирать себе квартиру в том или ином районе. Впрочем, в исследовании «Город доступа» автор не предлагает конкретных технологических или архитектурных решений. Но собранные данные и аналитика могут лечь в основу реальных проектов.

Исследование Далии Сафиуллиной «Вторичное использование: переоценка мусора»

У некоторых домов, построенных в советское время, давно истек срок годности, у остальных он закончится в ближайшие десять-двадцать лет. Это значит, что скоро целые микрорайоны пойдут под снос и превратятся в гору мусора. При этом уже сейчас 30% отходов в России связаны с индустрией строительства, а большинство городских свалок переполнено.

Решением этой проблемы может стать вторичное использование старых домов. Здания можно не сносить, а деконструировать, используя специальные технологии. После этого отходы будут использоваться повторно, например, для строительства новых домов или дорог. Еще один вариант — экспортировать вторсырье в страны СНГ или Азии. Особенно прибыльным может быть сотрудничество с Китаем, где ведутся масштабные строительные работы (сейчас Китай активно импортирует вторичные строительные материалы из Австралии).

Технология деконструкции домов уже существует. Причем, разработали ее в России, но пока она используется в основном за границей: российским строительным компаниям просто не выгодно переходить на другую систему. Поэтому решить проблему можно только, если государство начнет поощрять использование новых технологий.

Исследование Матисса Гроскауфманиса и Блажея Чуба «Возрождение хрущевской мечты»
В 1954 году Никита Хрущев запустил грандиозную строительную программу. Он пообещал, что каждая семья будет жить в собственной квартире, пусть не такой большой и красивой как в сталинских домах, но зато своей. Так в России впервые появились микрорайоны, состоящие из одинаковых типовых домов. Изначально Хрущев хотел развивать и инфраструктуру: строить парки, игровые площадки и стадионы, причем так, чтобы любой местный житель мог дойти до них от дома за пару минут. К сожалению, это так и осталось в планах. Со временем мало что изменилось: микрорайоны строятся до сих пор, а развитием их инфраструктуры обычно занимаются в последнюю очередь.

В рамках своего исследования Матисс Гроскауфманис и Блажей Чуба попытались адаптировать строительный проект Хрущева для современных реалий; особенно их интересовала та его часть, которая касается инфраструктуры. Студенты составили список того, что сделает район удобнее для жизни. Во-первых, они предложили построить на государственных территориях игровые площадки, парки и стадионы. Во-вторых, рассчитали, что население района должно быть около 100 тысяч человек. Это оптимальное число, чтобы, с одной стороны, привлечь бизнес и создать рабочие места, а с другой — разместить все детские сады, школы и парки в шаговой доступности для любого жителя. Еще один важный пункт проекта — строительные компании должны нести ответственность за дома и после окончания строительства: следить за сохранностью зданий и заниматься вопросами ЖКХ. Для бизнеса в этом тоже есть своя выгода — они получают долгосрочный проект и 100 тысяч клиентов.

По задумке авторов исследования современный микрорайон должен стать «лоскутным одеялом», состоящим из участков, которые принадлежат государству, муниципалитетам и различным частным компаниям. Так, чтобы государственные участки были равномерно распределены по району. На них будут размещаться публичные пространства: парки, церкви, стадионы и так далее. В итоге, в каждом микрорайоне должны пересекаться интересы совершенно разных людей.

Подробнее об этих и других исследованиях студентов института «Стрелка» в рамках проекта «Горожане как потребители» можно прочитать здесь:http://issuu.com/strelkainstitute/docs/final_report_citizens_as_customers.

 

Вернуться к расписанию постов