3695

Гид: 5 зданий десятилетия, без которых невозможно представить Самару

Ксения Частова

В 2010-2019 годах в Самаре реализовали несколько знаковых строительных проектов, которые прославились на всю страну. Новый терминал аэропорта позволил городу принять тысячи футбольных фанатов, а планировка «Кошелев-проекта» навела ужас на пользователей рунета. В самарском центре повылазили небоскребы, а недалеко от них вырос первый в регионе пятизвездочный отель. «Большая деревня» навела справки и вспомнила, как появились эти постройки и почему они стали знаковыми.

Трехэтажка «Кошелев-проекта»

Строительство микрорайона с бюджетным жильем стартовало рядом с торговым комплексом «Мега» в апреле 2010 года. Подрядчиком стала корпорация «Авиакор» Владимира Кошелева. На начальном этапе проект называли по фамилии бизнесмена, но впоследствии району дали новое имя. На всеобщем голосовании, проведенном застройщиком, его решили окрестить Крутыми Ключами — по названию хутора, который располагался на территории в начале XVIII века. Там проживали ландмилицкие солдаты, несшие сторожевую службу вдоль построенной в 1732-1733 годах Ново-Закамской линии укреплений.

Первые 22 дома построили в рекордные сроки — всего за пять месяцев. И именно эти типовые трехэтажки «Кошелева» стали знаковыми, составили лицо нового микрорайона, по которому его теперь знают во всей стране. Новоселов ждали квартиры с чистовой отделкой, стеклопакетами, индивидуальным отопительным котлом, телефоном, интернетом и кабельным телевидением. В кухнях уже были подключены мойки, а в санузлах установлена сантехника.

При этом за один квадратный метр застройщик просил всего 29 450 рублей, тогда как средняя цена за единицу жилплощади по Самаре достигала 45 269 рублей. Понятно, что при таком раскладе микрорайон начал быстро набирать популярность. Комментируя спрос на жилье в Крутых Ключах в интервью журналу «Первый», Владимир Кошелев рассказывал, что в 2010 году в Самаре наблюдался «самый настоящий потребительский голод, доступного жилья просто не было» .

Однако не все новоселы остались довольны покупкой. «Одинаковые дома стояли друг к другу практически вплотную, парковочных мест не хватало, в квартирах было слышно буквально все, что происходит у соседей. «Кошелевский» балкон шириной в человеческую ступню и вовсе превратился в мем; его приспосабливали под хранение покрышек и платформу для цветочных горшков. Кто придумал эти дома и типовую планировку микрорайона, до сих пор неизвестно: директор по маркетингу «Корпорации „Кошелев“ Ирина Шведова утверждает, что эскиз „сам Владимир Алексеевич нарисовал на бумажке“; сам же Кошелев рассказывал, что „надергал“ архитектуру с самарской улицы Победы, отстроенной в послевоенные годы», — писала в своем тексте для «Медузы» бывший главред «Большой деревни» Полина Накрайникова.

Из-за планировки «Кошелев-проект» нередко сравнивают с концлагерем. «Разработчики проекта даже не пытались работать с застройкой и разделять как-то пространство на публичное и частное. Вы никогда не поймете, где двор, а где улица. Работал принцип Ctrl+C — Ctrl+V. Даже самые скудные советские спальники так не делали», — рассуждает в своем блоге самарский архитектор Дмитрий Орлов. Он указывает и на транспортные проблемы Крутых Ключей: «Из центра города без пробок сюда можно доехать примерно за час. С пробками — в два-три раза дольше. Общественный транспорт представлен маршрутками и ПАЗиками, ехать на них просто унизительно и дольше минут на 30. Рядом есть железнодорожная станция, но электрички ходят крайне редко, путь до того же центра может занять часа два-три».

В настоящий момент «Кошелев-проект» делится на несколько кварталов: первые очереди с заглавным названием «Крутые Ключи», дальше «Бавария», «Город чемпионов», «Детский мир», «Пять бульваров» и «Видный». В общей сложности застройка занимает 160 гектаров, а жилая площадь составляет 700 тысяч квадратных метров — это 16 тысяч квартир и 50 тысяч жителей. Цена за квадратный метр в 2019 году варьируется уже в пределах от 38000 до 55800 рублей.

«Свечка» на Вилоновской

За последнее десятилетие в Самаре стало появляться не только бюджетное жилье, но и новостройки бизнес-класса. В их число вошли такие жилищные комплексы, как «Евроквартал», ЖК «На Вилоновской» и ЖК «Империалъ». Анализируя новый тренд, эксперты рынка недвижимости предположили, что мода на развитие бизнес-класса стала вполне логична из-за избытка жилья в эконом-сегменте.

«Свечка» на Вилоновской пока что самая высокая в Самаре. Она представляет собой трехсекционный жилой дом с пристроем под магазины и заведения и подземным паркингом. Здание сдано в эксплуатацию 2014 году. Застройщиком выступила компания «Трансгруз». Высота центральной секции составляет больше 130 метров, это 33 жилых этажа, техэтаж и крышная котельная. По бокам от нее находятся две 28-этажки. Для того, чтобы возвести такой «небоскреб», застройщику пришлось применить технологию «стена в грунте»: еще до начала разработки котлована он забетонировал подпорную стену по всему периметру здания. Чтобы поднимать материалы на верхние этажи в каждой секции был установлен грузовой лифт, а для защиты рабочих от ветра и падений компания смонтировала специальный экран.

Всего в ЖК «На Вилоновской» 335 квартир. В каждом подъезде установлено по три лифта. До последнего 33-го этажа на них можно добраться за минуту с небольшим. Горожане время от времени ругают ЖК за испорченную панораму площади Куйбышева и неуместность: здание высится прямо над деревянной избой и окружено постройками старого города — короче, «вся Россия в одной картинке».

Сами жители жалуются на дорогие услуги промышленных альпинистов, плохой прием сигнала от всех операторов сотовой связи и нестабильную работу лифтов. Одни недовольны входной группой «Пятерочки» и кричащими рекламными вывесками, которые якобы портят фасад ЖК, другие жалуются на посетителей магазина, которые паркуются на газоне.

Отель «Лотте»

В 2009 году строительная группа Владимира Кошелева заявила о планах возведения на улице Красноармейской между Самарской и Галактионовской гостиницы Hilton Garden Inn Riverside Hotel. Внутри должно было расположиться 195 номеров, а объем инвестиций оценивался в 2 миллиарда рублей. Однако в марте 2015 года по неозвученным в СМИ причинам подрядчик отказался от этой идеи: вместо «Хилтона» в тех же границах решено было построить отель южнокорейской компании Lotte Group. По приблизительным оценкам стоимость проекта выросла до 5 миллиардов рублей.

В августе 2015 года застройщик получил разрешение на строительство гостиничного комплекса с торгово-офисными помещениями и начал возводить пятизвездочный отель Lotte. Работы велись круглосуточно, на площадке одновременно задействовали от 140 до 220 человек. Ввести объект в эксплуатацию изначально планировали в конце 2017 года, но по факту гостиница распахнула свои двери для постояльцев только в мае 2018 года. Для гостей здесь предусмотрено 193 номера, ресторан La Terrazza, 11 конференц-залов, фитнес-центр и бассейн на крыше здания с панорамным видом на город. Цена номера за сутки колеблется от 6300 до 22400 рублей.

Новый терминал аэропорта Курумоч

Строительство нового терминала «Курумоча» стартовало в июле 2013 года, а дебютный международный рейс из него состоялся в ночь на 24 февраля 2015 года — самолет направлялся в Алма-Ату. Это был один из первых проектов, реализованных в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018. Во время чемпионата новое здание предполагалось использовать наряду со старым: как объяснили представители аэропорта, по требованиям ФИФА болельщики соперничающих команд должны прилетать в разные терминалы.

Стоимость проекта эксперты оценивали в 5 миллиардов рублей. В общей сложности пятиэтажный аэровокзальный комплекс занял 42 тысячи квадратных метров. На первом этаже сейчас проводят все операции, связанные с обработкой багажа, здесь же расположилась галерея прилета, на втором находятся представительства авиакомпаний и зона трансфера, а на третьем — пункты паспортного контроля и залы ожидания для внутренних и международных рейсов.

В общей сложности новый терминал готов принимать по 3,5 миллиона пассажиров в год. При этом уже существует проектное решение по его расширению, после реализации которого поток может увеличиться вдвое.

ТК «Амбар»

В начале десятых группа «Виктор и Ко» выкупила участок площадью в 115 тысяч квадратных метров у группы компаний «СОК». Спустя два года по адресу Южное шоссе, 5 появились корпуса будущего торгового комплекса, однако сроки открытия постоянно сдвигались — в частности из-за проблем с узакониванием права собственности на постройку. В ходе судебных разбирательств выяснилось, что разрешительная строительная документация формировалась параллельно с ведущимся строительством. Спустя некоторое время суд встал на сторону оператора ТК — компании «Волга-Ритейл» — и признал его права на объект.

Торжественная церемония открытия «Амбара» состоялась 2 августа 2014 года. Организаторы презентовали его как «новый, уникальный торгово-развлекательный комплекс европейского формата», «дом, в котором вы найдете все, что искали». Для большего сходства с домом торговые галереи ТК разделили на восемь тематических зон — прихожую, детскую, зимний сад, гостиную, гардероб, библиотеку, кухню и домашний кинотеатр. Общая площадь комплекса составила 118,1 тысяч квадратных метров. Это пространство занимает более 200 магазинов, а также 18 ресторанов и кафе.

В ноябре 2019 года «Амбару» аукнулись проблемы прошлых лет: стало известно, что получение необходимых разрешений и согласований задним числом может закончиться сносом торгового комплекса. На его месте еще в советское время наметили строительство третьей линии метро. По замыслам создателей, она должна была связать Самарское заречье с городом. «По действующему генплану станция метрополитена у нас нарисована в схеме как раз под торговым центром «Амбар», что технически не может быть исполнено без сноса «Амбара», — сообщил «Самарскому обозрению» руководитель департамента градостроительства Самары Сергей Шанов. Теперь операторы ТК и площадки за ним, «Волга-Ритейл» и «Юг-Строй», пытаются уговорить градостроителей внести изменения в городской генплан.