145

Что хотел сказать художник: 5 интервью о культуре и искусстве

Каждый год интересен тем, что открывает нам новых героев или возвращает на первый план звезд из прошлого. Собрали в одном тексте интервью с теми, кто влиял на культурную жизнь Самары в 2019-м: узнаем, зачем художник Андрей Сяйлев уехал из Самары, Арсений «Вредитель ли?» залез на стену дома, а режиссер Степан Поливанов снял фильм о двухдневном рейве в Тбилиси.

Степан Поливанов — 25-летний режиссер фильма Raving Riot: документалки о двухдневном рейве перед зданием грузинского парламента. Сам рейв стал реакцией молодых жителей Тбилиси на рейды правоохранителей по местным клубам. Автору удалось показать в картине и собственно дэнс-протест, и политиков, и музыкантов, и «очаровательных тусовщиков», которые борются за свободу родной страны.

Главред «Большой деревни» Люба Саранина поговорила со Степаном о том, как он вообще оказался в центре техно-замеса и почему его кино — о юности, а не о политике.

В ноябре в городе прошел иммерсивный спектакль «Рейв 228», участники которого ходили по улицам, искали закладки с паролями для телеграм-бота и слушали монологи настоящих наркоманов. Премьера состоялась в сентябре в Москве и закончилась приездом полиции. По словам создателей из столичного независимого театра «Груз 300», этот проект стал ответом на скандальное дело Ивана Голунова.

Художница Катрин Ненашева, режиссер Диана Мейерхольд и актер Константин Чаплий рассказали «Большой деревне», как прохожие реагировали на поиски пакетиков у здания Большого театра и как постановка попала в Самару, а еще — почему так важно побороть аморфность общества в отношении фальсификаций.

Арсений «Вредитель ли?» — художник-мем из 2019 года: летом он выложил в инстаграм фотки, где он в тельняшке и с бутылкой водки сидит за столом на фоне ковра. Все бы ничего, но действие происходит снаружи заброшенной пятиэтажки на высоте четвертого этажа.

После публикации его приметила куча федеральных изданий, а сам Арсений продолжил создавать сцены русской жизни в декорациях панельки и раскидывать по городу мусорные кубы. В декабре мы номинировали его на «Серебряную козу», но задолго до этого поговорили с автором о том, почему он отказывался общаться с местными СМИ, каково ощущать на себе быструю славу и где граница между приколом и искусством.

Сергей Давыдов — 27-летний драматург из Тольятти, которому удалось попасть в финал конкурса «Евразия», прочитав из пьес только «Ревизора». После этого он приложил руку к созданию спектакля «Прислоняться», да и вообще стал одним из самых востребованных молодых авторов в России.

В марте Сергей представил в «Виктории» свой первый сборник «Полный юнайтед: семь пьес о юности», куда вошли работы, написанные в период с 2014 по 2018 год, — а в апреле мы поболтали с ним о влиянии на творчество курилки аэрокоса, ярлыке «яжеписатель» и жизни в Кошелеве как поводе для депрессии.

Андрей Сяйлев — один из немногих представителей самарского совриска, которого знают по его работам, а не по присутствию на модных тусовках. К примеру, это он создал мозаичное панно «Тетрис» во дворе на Галактионовской, 91 и арт-объект из книг и цемента на входе в Публичную библиотеку.

Автор уже давно работает в Москве и за рубежом,а в ноябре 2019 года заглянул в галерею «Виктория», чтобы представить свою работу на групповой выставке «Нежные касания цифровых тел». Не упустили возможность и расспросили 37-летнего художника о том, зачем он уехал из Самары и какими городами вдохновляется теперь, как можно взломать культурный код волжан с помощью кирпичей и почему не стоит грустить, когда откатываются очередные волны местных художников.