1277

Как это устроено: выставки животных из приютов

Дарья Ларцева

В 2019 году в Самаре прошли две благотворительных выставки «Друг человека», в результате которых 104 обитателя местных приютов для животных обрели хозяев, а с 7 по 9 февраля 2020 года состоится еще одна. «Большая деревня» встретилась с организаторами — Инной Тарасенко и Анной Кузуб. Узнали, как «Экспо-Волга» стала площадкой для такого нетипичного мероприятия, легко ли искать спонсоров и почему брать питомцев из приютов — это нормально.

Выбор профессии и путь любви к животным

История с благотворительными выставками и работа, тесно связанная с животными, появились в жизни героинь не только из-за любви к четвероногим. У Анны Кузуб все произошло, скорее, наоборот: привязанность выросла из семейного дела — магазина зоотоваров «ЗооПарк», в котором девушка работает с 16 лет.

Время от времени магазин становился спонсором коммерческих выставок — например, по продаже породистых кошек — и такие мероприятия казались девушке жестокими и несправедливыми. Однако участие в них позволило ей увидеть работу индустрии изнутри — и понять, что подобные ивенты можно проводить и в благотворительных целях.

«Некоторые мои родственники плохо себя чувствовали, но животные, которые в большом количестве обитали у нас дома, делали их счастливыми несмотря ни на что, — вспоминает Анна. — Наблюдая за этим, я поняла, что хочу работать именно для таких вот обычных людей, с обычными котами и собаками, которые их радуют и успокаивают. Хочу помогать им находить друг друга».

Инна Тарасенко стала работать с животными, когда сама столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем. Она занялась поисками занятия, которое помогло бы отвлечься от мрачных мыслей, и наткнулась на несколько волонтерских движений, помогающих бездомным животным. В семье Инны всегда держали питомцев, а заботу о четвероногих считали абсолютной нормой. Включившись в работу добровольцев, она начала помогать собакам и кошкам: брать их на кураторство и передержку.

Со временем стало понятно, что в городе не хватает круглосуточного стационара для четвероногих. «Я столкнулась с проблемой, что в Самаре просто некуда везти уличных животных, если они серьезно заболели, — объясняет Инна. — В городе не было квалифицированной команды, которая была бы готовой 24 часа в сутки наблюдать за сложными — а часто опасными и заразными — пациентами, ухаживать за ними, да хотя бы просто дать временный кров. Тогда мне в голову пришла идея организовать такое место самой — так и появился „ФлагманВет“. Это произошло почти пять лет назад, но мы до сих пор остаемся одними из немногих, кто не отказывает в помощи бездомным животным в тяжелом состоянии».

Первые выставки и трудности с площадкой

Анна и Инна познакомились в 2014 году, в первые дни открытия «ФлагманВета», и пообщавшись, поняли, что их объединяет интерес к проблемам бездомных животных и желание придумать, как пристраивать их сразу в большом количестве. В итоге девушкам удалось не только найти такой способ, но и реализовать его всего год спустя.

В 2015 году в ТРК «Аврора молл» состоялась первая выставка питомцев из приютов. На ее создание девушек вдохновил московский Woof Fest — ежегодный столичный фестиваль, во время которого обитателям приютов находят хозяев, а также собирают средства для развития проекта «Мокрый нос» — первого в России многофункционального Центра помощи животным. В качестве площадки выбрали «Аврору», потому что, во-первых, там было много свободного места, а во-вторых, администрация охотно соглашалась на проведение общественно значимых ивентов.

«Конечно, та выставка существенно отличалась от того, что в этом году проходило в „Экспо-Волге“, — рассказывает Инна. — В первую очередь форматом: в торговый центр мы могли привезти только кошек, потому что размещение собак связано с рядом сложностей. Им требуется регулярный выгул, к тому же они крупнее и громче, поэтому для них нужно гораздо больше транспорта и кураторов. Другое существенное различие — в размерах площадки: в „Авроре“ в нашем распоряжении был лишь небольшой коридор, а теперь в „Экспо-Волге“ — целый павильон. Но тем не менее, мы и тогда были очень довольны».

Почти сразу стало понятно, что нужно искать более удобную площадку, но все локации, которые рассматривали организаторы, не подходили по тем или иным параметрам. В итоге, чтобы найти пространство, куда можно было бы пригласить всех четвероногих, потребовалось целых четыре года. В декабре 2018-го Инна обратилась в администрацию Ленинского района и попросила помощи в проведении выставки. Там ее выслушали, но помочь не смогли: в районе тоже не нашлось подходящей локации. Однако историю ждал счастливый поворот сюжета: «Мое предложение попало в администрацию Октябрьского района, — рассказывает Инна. — Буквально через два дня мы уже были на переговорах в „Экспо-Волге“ и назначали дату мероприятия. Оно состоялось 6 апреля 2019 года».

Спонсоры и партнеры

Несмотря на то, что «Экспо-Волга» предоставляет помещение бесплатно, все необходимое для организации выставки — оборудование, баннеры, печатную продукцию — нужно оплачивать. Поэтому перед каждым мероприятием Анна Кузуб ищет спонсоров — это ее зона ответственности. Первыми предложения о сотрудничестве получают компании, связанные с зообизнесом: дистрибьюторы и производители кормов, аксессуаров и гигиенических средств для животных. Крупные игроки при этом, как правило, отказывают, так как вкладывают деньги только в столичные проекты. Правда, в последний раз выставку поддержала международная компания Hill’s. В основном же ивенты спонсируют менее масштабные участники рынка — такие, к примеру, как российский производитель кормов для животных «Блитц» или изготовитель наполнителей «Сибирская кошка».

«За всю историю проведения выставок нас поддержало больше десятка крупных компаний», — отмечает Анна. Мы в обязательном порядке отчитываемся за выделенные средства, но их не всегда хватает. Тогда нам приходится оплачивать расходы самостоятельно. Хорошо, что с увеличением числа мероприятий растет и число спонсоров».

В информационном плане все проще: самарские блогеры и СМИ охотно откликаются на просьбы организаторов и размещают бесплатные анонсы, а некоторые даже сами проявляют инициативу. Например, «Самарская газета» и «Комсомольская правда» делали фотоотчеты с выставок, а местные селебрити, среди которых ведущий Александр Чумак и стилист Наталья Денежкина, приглашали в «Экспо Волгу» своих подписчиков в соцсетях и сами проявляли интерес к ивентам: спрашивали, как все прошло и скольким животным удалось найти дом.

«Очень здорово, что люди адекватно относятся к происходящему и понимают, что взять к себе бездомную собаку или кошку — это не стремно, — подчеркивает Инна. — Мы получаем слова поддержки не только от медийных персон, но и от представителей администрации. Они относятся к нам как к серьезной организации: готовы вести переговоры, сотрудничать — и тоже забирать домой животных с выставки. Несмотря на все трудности, мы не бросаем свое дело, постоянно ищем и находим единомышленников, которые доверяют нам и стараются нас поддержать — если не финансово, то словом и делом. Самый яркий пример такой помощи — возникновение самих выставок. То, что нам удалось все организовать, найти помощь на каждом из этапов и получить результат, — все это говорит о том, что отношение людей к проблеме бездомных животных постепенно меняется. Сам факт, что у нас получилось, и есть наш главный мотиватор».

Вопросы организации и ответственность перед посетителями

При организации выставок катастрофически важен человеческий ресурс, ведь почти каждому животному на мероприятии нужен куратор. Но лишь немногие соглашаются на эту роль, поскольку приходится иметь дело с крупными собаками, которых нужно выгуливать, и с кошками, которые в любой момент могут поцарапать или укусить из-за стресса. На первой встрече нехватка помощников ощущалась особенно остро — перед мероприятием Анна и Инна не спали двое суток: «Мы подготавливали павильон, заполняли огромное количество бумажек, искали недостающих волонтеров, транспорт. На второй выставке все было проще — нам предложил свою помощь Самарский дом молодежи, без этого мы бы вообще не справились».

Когда наступает день икс, и все — представители приютов, спонсоров, кураторы с животными — начинают приезжать одновременно, проследить, чтобы не возникло путаницы, оказывается довольно сложно. При этом функцию контроля делегировать некому: только организаторы знают, как все должно выглядеть в итоге. Так что площадка всегда должна быть готова заранее: нужно точно знать, куда направить каждого из участников — в торговую зону, зону спонсоров или на фэшн-маркет.

«Кроме того, нам как руководителям мероприятия важно быть уверенными в том, что все животные на выставке привиты и стерилизованы, — объясняет Инна. — Мы несем ответственность за их безопасность для посетителей и для нас очень важно, чтобы люди не боялись к нам приходить. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству только те организации, которым доверяем — в частности, приюты, которые на постоянной основе лечат своих подопечных в „ФлагманВет“. Это „Надежда“, „Участие“, „Зооспасение“, „Хати“, зоогостиница „Кот Бегемот“. Иногда сотрудничаем с отдельными людьми, которые берут собак и кошек на передержку, но обязательно предварительно беседуем с ними, проверяем документы и состояние животных».

Итоги и перспективы

В апреле 2019 года выставку посетили около полутора тысяч человек, а в октябре — уже в два раза больше. Посчитать точное количество довольно сложно, поскольку у мероприятия свободный вход. Зато точно известно, сколько питомцев попали домой: в апреле — 16 собак и 29 кошек, а в октябре — 18 собак и 41 кошка. Правда, некоторых из них вернули обратно.

«Иногда люди очаровываются питомцем, но оказываются не готовы к его появлению в доме или обнаруживают аллергию на шерсть. Мы в любом случае даем новым хозяевам наших подопечных адаптационный период, чтобы они могли оценить свои силы. Возвраты — это неизбежно и совсем не стыдно. У многих до сих пор осталось представление, что вернуть животное — это позор, и лучше потихоньку от него избавиться. Мы против такого подхода и стараемся говорить — каждому лично и со сцены: „Ребята, если не получилось, сразу звоните — мы приедем и заберем“.

Девушки надеются, что в будущем выставка станет регулярной и более масштабной. Однако, чтобы двигаться дальше, нужно справиться с рядом конкретных проблем. Например, сейчас, по словам Анны Кузуб, основным вопросом остается пристрой крупных собак: „Они могут жить только в частных домах, а „Экспо-Волга“ — это павильон в центре Самары, куда люди из пригорода вряд ли приедут, чтобы выбрать себе животное. Так что важная задача на данный момент — найти еще одну площадку, удобную именно для таких посетителей“.

Также в планах команды — популяризация местных приютов. Например, девушки хотят попробовать повторить проект магазина ИКЕА в Москве, где по всему торговому залу были расставлены картонные фигуры животных с подписью: «Ищу дом». Причем Инна подчеркивает, что для реализации такой идеи важно подобрать приятный визуал: «У нас принято давить на жалость картинками грязных щенков с оторванными лапами, а у людей куча своих проблем — болезни, кредиты, ипотеки, — и они не хотят видеть тему бездомных животных как тему вечного страдания. Они хотят быть причастными к чему-то позитивному, и этот позитив должен красиво выглядеть». Именно поэтому «ФлагманВет» проводит профессиональные съемки своих питомцев, пытаясь показать счастливую жизнь, которую на самом деле дарят животные.