1552

Стоп-кадр: 5 объектов культурного и исторического наследия, которые мы почти потеряли

Фото: Анна Романова Текст: Николай Щера

В начале марта на улице Арцыбушевской стена одного из домов обрушилась на соседнее здание. Причиной назвали ветхое состояние постройки. «Большая деревня» прошлась по городу и сфотографировала пять зданий, которые тоже могут рухнуть в любой момент. В отличие от дома на Арцыбушевской, 126, все они — объекты культурного и исторического наследия, а значит, не могут быть отремонтированы силами жильцов или волонтеров. Короче, смотрим на снимки — как в последний раз.

Дом Егорова-Андреева

Некрасовская, 61

Построен не позднее 1913 года. Архитектор — Дмитрий Вернер — также проектировал музей ПУРВО, здание универмага «Юность» и особняк Фон Вакано.

Изначально это был доходный дом, на первом этаже которого размещались торговые помещения, а второй и третий сдавали иногородним фирмам. После Перестройки он оказался в частной собственности и впоследствии даже выставлялся на продажу за 49 миллионов рублей.

В конце 2000-х произошло обрушение угловой части здания. Накануне чемпионата мира по футболу 2018 года стоимость реконструкции оценивалась в 200 миллионов.

Здание украшено зеленой майоликовой плиткой, лепниной и венками. Между окнами второго и третьего этажей — овальные медальоны с барельефами танцующих женщин, на балконах — кованые перила, над верхним этажом по центру — изваяние орла.

Самарское Реальное училище

Алексея Толстого, 31

Здание построено не позднее 1850 года. Заказчик строительства — Иван Макке, купец, владелец сети винных лавок.

Учебное заведение с уклоном в «естественные и математические направления» открылось в здании в 1880 году. Здесь учились писатель Алексей Толстой, инженер и деятель революции Глеб Кржижановский, единственный российский Нобелевский лауреат по химии Николай Семенов, дети из семей известных самарцев — Фон Вакано, Субботиных, Головкиных, Щербачевых. Выпускником реального училища также является архитектор Дмитрий Вернер, о работе которого мы писали выше.

Здание реального училища считается образцом модерна с элементами классицизма — высокими сводами, монументальными лестницами, просторными помещениями и оригинальными дореволюционными интерьерами. Фронтон училища украшен фигурами братьев Диоскуров, которые на данный момент частично разрушены, а над главным входом изображено женское лицо в обрамлении крыльев.

Первая реконструкция здания состоялась уже в 1909 году и проводилась при участии архитекторов Михаила Квятковского и Платона Шаманского — вероятно, именно по их проекту была возведена изначальная постройка. После революции в здании работали средняя школа, детский сад, позднее Суворовское военное училище, военно-медицинский факультет мединститута. Оно пережило несколько крупных пожаров — в 1850-м, 1996-м и 2016-м, после чего перешло на баланс муниципалитета.

Несмотря на то, что в 2018 году был подготовлен проект первоочередных противоаварийных работ за 5,4 миллионов рублей, здание так и осталось незаконсервированным. За это в начале 2020-го областное управления госохраны объектов культурного наследия оштрафовало мэрию на 200 тысяч рублей.

Винный склад Иванова

Венцека, 61

Строение возведено не позднее 1908 года по проекту архитектора Георгия Мошкова, который также спроектировал, к примеру, дом Филимонова на углу Ленинской и Льва Толстого, где в 2010-х располагались бары «Саша» и «Кратер».

Здание выделяется арочными окнами, богатой лепниной, картушами, кариатидами, балконами, нимфами и десятью вазонами на карнизе. Когда-то угол дома украшала скульптура, изображающая бога вина Бахуса, а крышу над ним — две женские фигуры. Но они не сохранились.

Несколько помещений сейчас находятся в частной собственности, остальные — у департамента управления городским имуществом.

Дом Сурошникова

Венцека, 33

Дом построен в 1881 году. Изначально это было одно из трех зданий усадьбы, составлявших единый архитектурный ансамбль. В ней семья Сурошниковых проживала до переезда в 1912 году. Автором проекта является Михаил Муратов, который в числе прочего знаменит участием в создании Кафедрального собора, располагавшегося на месте нынешней площади Куйбышева.

Некогда добротное здание из красного кирпича в недавнем прошлом планировалось приспособить под детский сад, но найти компанию для восстановительных работ так и не удалось.

Особняк Субботиной-Мартинсона

Алексея Толстого, 30

Образец самарской неоготики, этот памятник назван по фамилиям своих бывших владельцев. В середине XIX века была возведена каменная двухэтажка безо всяких башен и эркеров. В 1910 году ее приобрел купец Субботин для своей дочери — есть даже версия, что барельеф в виде женской фигуры на фасаде особняка — это изображение его бывшей хозяйки. В 1914-1916 дом перестроили по проекту архитектора Михаила Квятковского — появился еще один этаж, стрельчатые окна и майоликовая плитка на фасаде.

Сейчас это жилой дом, который рассыпается на глазах и на головы местных. О том, как здесь живут, о чем переживают и молятся, читайте в материале «Большой деревни» по ссылке.