19

Просто фантастика: 5 идей с конференции инноваторов

Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»

Полное расписание постов — по ссылке

Изобретение пассажирского лифта и электрического кондиционера — сравнительно простых практичных устройств — радикально изменило облик большого города, сделав возможным появление доселе невиданных пространств, программ, стилей жизни. При этом для современников этих изобретений они остались практически незамеченными. Только десятилетия спустя, когда их стали применять повсеместно, масштаб события стал очевиден. На конференции «Технологии фантастического», которая проходила в институте «Стрелка», художники, ученые и исследователи говорили о новых изобретениях, которые потенциально изменят облик города. «Городской конструктор» выбрал пять самых интересных идей.

 

Зеркала вместо фонарей

Жителям северных городов зимой всегда не хватает солнца и тепла. Немецкий инженер Йоахим Маасс разработал проект «Солнце в темноте», который может решить эту проблему быстрее и дешевле всего. Он предлагает устанавливать на холме над городом несколько подвижных зеркал площадью около семнадцати квадратных метров. Зеркалами можно будет управлять дистанционно через интернет, направляя свет на нужные участки города. Такой проект уже был реализован в небольшом норвежском городе Рьюкан.

 

Город в воздухе

 

 

Многие мегаполисы уже сейчас стали перенаселенными и слишком тесными, поэтому идея многоуровневых городов в последнее время особенно актуальна. Томас Сарасено — один из архитекторов, работающий в этом направлении. Он спроектировал модель воздушного, или «облачного» города, состоящего из надувных платформ, гибких солнечных панелей и углеродного волокна, которые могут подняться в воздух с помощью ветра. Пока он работает над отдельными конструкциями, которые больше похожи на арт-инсталляции. Например, «Солнечный колокол», который представляет собой пятиметровую конструкцию, состоящую из перевернутых пирамид. Он настолько легкий, что поднимается над землей от силы ветра, но при этом может выдерживать вес человека. В будущем такая конструкция может стать городской смотровой площадкой.

 

Процессор вместо батареи

 

Офисы 50-х годов представляли собой однородную среду, в которой вся техника: печатные машинки, телефоны, а также вся мебель была сделана в едином стиле. Современные офисы построены по совершенно другому принципу. В их интерьере появилось ядро: источники энергии и wi-fi, вокруг которых организовано все пространство. Такие же процессы, хотя и более медленно, происходят в масштабе города. Бенедикт Клуэтт — координатор программы C-lab при Высшей школе архитектуры — разработал проект, благодаря которому технологии будут не просто формировать вокруг себя пространство, но и делать жизнь горожан лучше. Клуэтт обратил внимание на то, что в огромных центрах по обработке информации стоят тысячи серверов, на их работу затрачивается огромная энергия, но около 80% из нее идет на охлаждение. Он предлагает использовать тепло, которое производят эти серверы, на обогрев зданий. Эта идея может показаться утопичной, но несколько подобных проектов уже существует. Еще в середине прошлого века архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ разработал дизайн Краун Холла — здания Иллинойского технологического института, которое отапливалось за счет тепла, идущего от пола через шахты.

 

Город, распечатанный на принтере

Разница между тем, как архитектурные проекты выглядят на чертежах, и тем, какими они получаются в реальности, часто бывает очень большой. Особенно это касается сложных многоуровневых объектов. Архитектор Саша Джокич и дизайнер Петр Новиков предложили свое решение этой проблемы. Они разработали 3D-принтер Mataerial, который может напечатать любой крупный архитектурный объект из быстросохнущего пластика или даже металла. Он моментально застывает и обеспечивает надежность конструкции. Преимущество такого способа в том, что он позволяет максимально точно воспроизвести чертеж, к тому же все процесс занимает очень мало времени, например, целый павильон можно распечатать за пять дней.

 

Городские дирижабли

 

 

Во всем мире дирижабли используются в основном для рекламы или для тушения пожаров. Но поскольку стоимость дирижабля сопоставима со средней ценой автомобиля и учитывая состояние российских дорог, в России дирижабли могут иметь более интересные перспективы. Генеральный директор компании Lokomosky — Светлана Тупанова работает над проектом, который поможет возродить традицию дирижаблестроения в России. Обычные дирижабли могут развивать скорость до 75 км/ч, но сейчас разрабатывается модель двигателя, который поможет ему разгоняться до 120 км/ч. Кроме того, у него есть масса преимуществ: он работает на гелии, может неделю летать без дозаправки и способен приземлиться практически на любой поверхности.