826

Фабрика-кухня грез

Саша Краснов

Многолетняя битва за легендарное здание Фабрики-Кухни между урбанистами и частными застройщиками наконец-то подошла к концу. 10 декабря здание перешло в областную собственность. Место силы, где в свое время планировалось одновременно кормить полторы тысячи советских граждан, затем располагался бар «Сквозняк» и работала легендарная кулинария, станет Средневолжским филиалом Государственного центра современного искусства, крупнейшей арт-институции в стране. Мы встретились с будущими руководителями филиала, художниками и кураторами Романом и Нелей Коржовыми и попытались разобраться, как будет организована работа центра и зачем он нужен городу.

 

Вопрос о Фабрике-Кухне назрел давно. О том, что памятник авангарда находится под угрозой сноса, первым заговорил Виталий Стадников, который смог привлечь к этому внимание самарцев и мировой архитектурной общественности. Сноса не допустили, однако собственники здания не спешили выполнять охранные обязательства и фактически ждали, пока здание разрушится само.

Вопрос сдвинулся с мертвой точки, когда им вплотную занялся депутат Госдумы Александр Хинштейн. Официально о том, что в здании Фабрики-кухни, скорее всего, будет филиал Государственного центра современного искусства впервые стало известно во время приезда в Самару министра культуры Владимира Мединского. Со вчерашнего дня эти планы уже имеют под собой юридическое основание.

Эскиз функционального содержания Средне-Волжского филиала ГЦСИ

Выставочная зона: залы для размещения отдельных или общих экспозиций, фойе, гардероб, туалеты, образовательно-информационная площадка (медиатека с читальным залом), кафе с детской зоной, зона отдыха, книжный магазин, летнее кафе.

Образовательная и общественная зоны: зал для лекций, мастер-классов, конференций, симпозиумов и семинаров, кино-видео показов, кафе-клуб или ресторан.

Служебные помещения: офисы сотрудников, издательский центр, видеолаборатория, фотостудия, складские помещения для хранения временных выставок, архивов, помещения для резиденций, творческих мастерских.

 Производственная зона: универсальный цех экспериментального производства, мастерская для обслуживания выставочной деятельности, складские помещения для материалов, художественные ателье-мастерские.

 Парковая зона универсального назначения.

ГЦСИ — это крупная музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства, которая была учреждена в 1992 году Министерством культуры. Помимо центрального офиса, расположенного в Москве, она имеет крупные филиалы в Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Владикавказе и Томске. Здесь важно посмотреть на карту и понять, что самарские художники в принципе никогда и не могли рассчитывать на собственный филиал, несмотря на сотрудничество с ГЦСИ с 2007 года. В структуре царило негласное правило: один округ — один филиал, а столицей ПФО, как известно, является Нижний Новгород, где с 2002 года ГЦСИ занимает громадную площадку «Арсенала».

Однако, следом за министром культуры в Самару приехал генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин, и подтвердил, что действительно в Поволжье будет два филиала ГЦСИ: Волго-Вятский и наш, Средневолжский. Идея Миндлина состояла в том, что во-первых, Волга очень большая и есть два совершенно разных самодостаточных арт-региона, а во-вторых, филиалы должны открываться там, где есть общественные инициативы. В Самаре с 1997 года работает в Самаре общественный фонд Романа и Нели Коржовых «Центр современного искусства».

Что же значит открытие собственного филиала и как это повлияет на развитие города?

Концепция

Бренд Фабрики-кухни, безусловно, будет сохранен, однако, он будет интерпретирован и переосмыслен с точки зрения современного искусства: фабрика — это пространство производства, а кухня — это лаборатория, где создаются идеи и пространство для дискуссии. Данная концепция перекликается с идеей главного детища Коржовых — Ширяевского биеннале, где художники, приезжающие со всей Евразии, на протяжении нескольких недель создают произведения современного искусства, включаясь совместно друг с другом и окружающей обстановкой русского села в лабораторно-алхимический процесс.

 

Интеграция

Один из важных моментов взаимодействия с городом — это интеграция ГЦСИ в городскую среду. Здание Фабрики-Кухни связывает историческую часть города со спальными районами и находится на границе этих зон. Кураторам важна возможность коммуникации с жителями окраинной части города, с людьми, которые по различным причинам не попадают на выставки в Художественный музей или в галерею «Виктория», которые, возможно, никогда и не были в музеях.

«Само здание относилось к заводу и было построено для рабочих, и стоит попытаться их сюда вернуть. И здесь речь, скорее, идет о паблик-арте или о попытке напрямую взаимодействовать со средовыми коммьюнити, жителями одного района или работниками одного предприятия, которые, вероятно, придут в музей посмотреть не на Марину Абрамович, а на портрет своего соседа дяди Васи», — объясняет Неля Коржова.

 

Роджер Баллен — один из фотографов, который снимал жителей средовых коммьюнити

Пространство серпа целиком превратится в выставочное пространство. Для обеспечения частой ротации выставок в центре не будет основной экспозиции, зато будут выставляться фрагменты обширной коллекции центрального ГЦСИ. Так как музеи сейчас стремятся к организации больших и громких выставок-блокбастеров, нужно понимать, что в регионах проще реализовывать такие выставки, являясь филиалом крупной организации (ГЦСИ как раз соответствует этому определению). Это значит, что есть государственное финансирование и постоянное пространство для экспозиций, наличие связей и бренда организации.

Экспозиция

В ближайших планах кураторов — организовать большую выставку видеоарта, провести специальную программу в рамках Ширяевской биеннале, фестиваль современного искусства «Каспий» с участием таких стран, как Азербайджан, Иран, Туркмения и многое другое.

Спешим успокоить взволнованных горожан: пространство центра не будет сдаваться по частям под частные галереи и магазины и не превратится в «Винзавод», где продают расчески «From Syberia with Love» и рубиновые броши.

 

Выставка в Уральском ГЦСИ «2012. Новые обстоятельства»

Генерация

Одним из важнейших направлений во всех филиалах ГЦСИ является образовательное. В Самаре планируется организовывать образовательные программы для различных генераций: например, в детской программе будут рассказывать про Йозефа Бойса и его отношения с материалами (войлоком и жиром) и животными, а потом дети сами смогут с ними работать. Ученики художественных училищ получат возможность не только рисовать яблоки и головы, но и создавать объекты современного искусства.

Кроме того, ожидается большое количество публичных лекций по современному искусству, как общеобразовательных, так и приуроченных к какой-либо выставке, анализирующих ее. Это будет попытка ответить зрителям на вечный вопрос по отношению к современному искусству : «Я это не понимаю». В пространстве центра обязательно будет обширная публичная медиатека, где, помимо открытого доступа к книгам и журналам, накопится коллекция дисков и файлов по истории искусства.

 

На видео: перформанс Йозефа Бойса, в котором он три дня жил в одной комнате с койотом

Резиденция

Одним из главных проектов внутри здания будет появление особой зоны, которая станет временной резиденцией для самарских художников. Сейчас в Самаре около 30 авторов, работающих в различных жанрах современного искусства: Владимир Логутов, ЧЖНС, Оксана Стогова, Сергей Баландин, etc. В отличие от членов Союза Художников, мастерских и свободных выставочных пространств почти ни у кого из них нет. Таким образом, сформировался прямой заказ — художники, причем не только из нашего города, но и из окружающих городов, хотят иметь свое личное арт-пространство, хотя бы во временное пользование.

Будет создана специальная программа, которая на конкурсной основе позволит занять на год мастерскую, где можно будет комфортно работать и устраивать собственные выставки. Для художников и кураторов будут проводиться лекции и воркшопы, а также специализированные занятия по английскому языку, которые заменили бы им google translate, позволили бы общаться с художниками со всего мира лицом к лицу и читать англоязычную прессу.

 

На видео: работа «Рамка искусственности» одного из главных современных художников Самары Владимира Логутова 

Агрегация

Одной из основных идей Самарского филиала ГЦСИ является агрегация, централизация всего лучшего в арт-жизни города: от Куйбышевской кинохроники до школы перформанса, от самарской арт-критики до киноклуба «Ракурс». Кроме внутреннего объединения в единый арт-кластер, важно налаживание междугородних и международных контактов: организация выставок, лекций, акций по международному обмену, чтобы художник не путешествовал как турист, а попадал в свою профессиональную среду.

Решение о расположении филиала в главном городском памятнике конструктивизма, безусловно, политическое. Концепция и ее наполнение еще только обсуждаются (по этой ссылке — исчерпывающий материал наших коллег о прошедшем 10 декабря заседании рабочей группы). И пока даже окончательно не понятно, как будет реставрироваться здание. В любом случае будет архитектурный конкурс, на соискательные работы уже выделено порядка 30 миллионов рублей. Сама реставрация займет, скорее всего, не один год, и потребует около 400 миллионов рублей. Однако еще до того, как она закончится, Коржовы планируют начать использование здания для нужд искусства. Это означает, что мы арт-события в Фабрике-Кухне мы увидим даже скорее, чем можно было мечтать.