3601

«Ты знаешь, что можешь»: превратить разделочные доски в звезд инстаграма

Текст: Любовь Саранина Фото: Ася Дудина, Александр Хитько, Мария Терехова

Новые герои проекта «Ты знаешь, что можешь», который «Большая Деревня» реализует при поддержке компании МТС, нацарапали письмо в редакцию на разделочной доске, которую сделали сами. Как и другие участники серии, Роман Белоцерковский и Ася Дудина из тольяттинской мануфактуры Smola не побоялись воплотить в жизнь смелую и небанальную идею, которая привела их к коммерческому успеху. Рассказываем, как профессиональные фотографы стали заниматься производством разделочных досок и аксессуаров, которые вызвали ажиотаж на модной московской ярмарке Seasons. Как сработало сарафанное радио, инстаграм и почему в этом деле всегда нужно оставаться онлайн — предприниматели сдают секреты успеха.

«Мы подняли этот рынок: сейчас в Тольятти все делают доски»

С чего все начиналось

Роман Белоцерковский: Мы довольно давно и успешно занимаемся фотографией, ведем фотошколу, в общем, в этом деле мы — молодцы. Однажды я решил, что помимо этого очень хочется создавать что-то своими руками. Мой отец давно занимается деревянным производством, но у него не было своей личной мастерской, я решил помочь ему. Купил необходимое оборудование, снял помещение. Решил попробовать тоже что-то сделать сам, и мне понравилось. Освоив ремесло, стал думать, что бы такое выпускать, что не представлено ни в Тольятти, ни в стране в целом. Посмотрел, что в Европе и Америке широко распространена подача еды на досках. Погуглил — оказалось, в России на тот момент всего две мастерские занимались досками серьезно: использовали интересные материалы, а не просто штамповали произведения народного творчества.

Ася Дудина: Мы любим фотографировать не только людей, но и еду. Для одной из фуд-съемок Рома сделал первые пару досок. Друзья увидели их и стали просить Рому сделать такие же для них. Информация поползла по знакомым — все начали себе такие просить. Так Роме пришлось купить мастерскую, где теперь работает Рома и его отец.

Вообще, мы шутим, что подняли этот рынок: сейчас в Тольятти многие делают доски — и это круто. Хотя, о конкуренции еще долго можно не беспокоиться. По ощущениям, так сильно «запаривается» по поводу формы и текстуры только Рома — он дотошный.

Уникальность формы и материала

Одинаковых досок не бывает, просто потому, что у каждого исходника уникальный рисунок

Роман: Часть досок мы изготавливаем по стандартным лекалам, которые сами разработали. Изначально их было пять из серии «Волна», после вышло дополнительно две коллекции: «Вереск» и «Мука». Чаще форму диктует рисунок древесины.

Ася: Такие доски получаются намного круче, потому что они максимально естественные. Форма взаимодействует с текстурой — такого нельзя добиться шаблонным производством. Шаблон — это ущерб текстуре дерева. Поэтому мы делаем в основном индивидуальные доски. Людям всегда интересно, когда они получают что-то, что не может повториться и будет только у них.

Роман: Мы используем твердые эксклюзивные сорта, которые очень сложно было найти. Сейчас это, например, ильм — из него сделана вся «Волна». Было несколько досок из редкого мраморного ясеня. Недавно я купил красную уральскую лиственницу — лежит, ждет своего часа. Мы не красим доски, чтобы химические красители не соприкасались с едой.

У нас правило: использовать только цельное дерево. При этом я выбираю исходники очень дотошно — по фактуре, цвету, сучкам. За день можно перелопатить тонну дерева, а купить всего пять «кусков». Сейчас наше производство уникально. Есть доски, которые мы реально не можем повторить, просто потому, что доски с одинаковым рисунком нет. Как бы нас ни просили сделать такие же — это невозможно.

Хобби или бизнес

«Пока розничная торговля приносит достаточный доход — мы все же за душевный подход, а не тотальную коммерцию».

Ася: Мы пока не выходили на рынок ресторанов. Сделали один крупный заказ в Москву, и все. Чтобы активно продаваться, нужно сделать коммерческое предложение, а для начала оптимизировать производство. Мы же пока все делаем вручную. Да, станки у нас есть, но задействуем мы их на полную, только когда нужно сделать большую партию.

Роман: Недавно мы участвовали в ярмарке журнала Seasons, который посвящен хенд-мейду. Повезли больше ста досок, и ни одной не осталось — продали все. После этого мы поверили в свои силы и уже готовимся к следующей выставке «Ламбада-маркет».

 

Ася: У нас есть основной заработок, доски — это хобби. Но, конечно, нам хотелось бы заниматься изготовлением в полном объеме. Однако изготовление одной доски занимает много времени. Полностью ручная работа на всех этапах делает производство дороже. Чтобы продавать товар ресторанам большими партиями, нужно удешевлять этот процесс. Они же заказывают не одну-две доски, а штук пятьдесят. Им выгоднее покупать продукцию другого формата — из клееного щита. Она дешевле, но качество, конечно, не то. Пока розничная торговля приносит достаточный доход — мы все же за душевный подход, а не тотальную коммерцию.

Продвижение и география

«До московской ярмарки мы хорошо раскрутили инстаграм, так что на маркет люди ехали целенаправленно

Ася: Благодаря фотографии у нас изначально большая база контактов по Тольятти. Когда мы задумали поставить дело на коммерческие рельсы, стали раскручивать его именно по знакомым. Само собой, использовали аккаунты в соцсетях: «Вот, ребята, мы не только фотографы, мы еще умеем делать такие вещи». И «сарафан» благодаря нехитрому СММ заработал.

Оффлайновое продвижение тоже использовали, чтобы сформировать имидж. В одной из городских кофеен разместили стенд, чтобы люди могли не только посмотреть фото досок у нас в инстаграме, но и пощупать их вживую.

Основная торговая площадка — инстаграм, 95% заказов приходят оттуда. К моменту, когда Рома ездил на Seasons, мы уже хорошо раскрутили аккаунт по всей России, поэтому на ярмарке случился ажиотаж: — те, кто к нам подходил, ехали на маркет специально ради наших досок.

Звонят для заказа нечасто, в основном пишут — в директ в интсаграме или в WhatsApp. Поэтому мобильный интернет МТС — наше все. Благодаря ему мы и заказы не теряем, и быстро отвечаем. Мы всегда на связи, чтобы человек мог получить ответ тут же.

Сейчас мы постоянно рассылаем заказы по России — каждый день бегаем на почту. Объемы хорошие, учитывая не низкую цену продукта. Есть даже постоянные покупатели, которые постоянно ждут что-то новое, чтобы купить очередную доску себе домой или в подарок друзьям.

Другие увлекательные истории успеха: нашим первым героем стал Сергей Сяткин, один из разработчиков проекта CleverWi-Fi, принесшего миллионы своим создателям. Вторым — Алексей Кудашев, один из разработчиков сервиса Magtoapp, который занимает первое место в России по запуску мобильных приложений в сфере печатных СМИ. Третья история — от выпускниови СГАУ Льва Гайворонского и Максима Белобрагина, которые бросили работу инженеров и открыли собственный фуд-сервис. Четвертую историю рассказали Артем Резников и команда создателей городских рюкзаков «Спутник», которые носят по всему миру. Пятая героиня Марина Семенова бросила работу маркетолога, чтобы открыть студию акробатики.

Партнер проекта «Ты знаешь, что можешь» — компания МТС.

Начни свой бизнес сегодня с телекоммуникационными

решениями от МТС.

Чтобы стать героем проекта, присылай свою историю на story@bigvill.ru