142

Скатерть-самобранка онлайн

Катя Рассказова

Желание быть ближе к природе и питаться натуральными фермерскими продуктами все чаще посещает жителей мегаполисов. С недавнего времени интернет-магазины позволяют легко и с комфортом получить на дом не только одежду с Asos, но и свежайшую говядину, куриные яйца или домашнюю лапшу. Мы уже составляли гид по всем интернет-доставкам натуральной еды в городе, теперь же решили узнать подробнее о том, как все устроено. О том, как организовать доставку продуктов со всей области в Самару «Большой Деревне» рассказала соосновательница интернет-магазина «Кантри», Анастасия Кузнецова.

— У «Кантри» есть интернет-магазин натуральной еды, но нет реального розничного аналога — это принципиальная позиция?

— Да, мы специально решили не делать розницу. Розница значит остатки. Контролировать и предугадывать спрос на сто процентов невозможно, и возникающие остатки нужно куда-то утилизировать — а это неизбежно увеличивает цену. Мы же высоко ценим труд фермеров и категорически против утилизации. Наша концепция — работа под заказ клиента. Если есть заказ на курицу, мы звоним фермерам, чтобы ее подготовили, и привозим свежее мясо заказчику. Такая схема выгодна всем участникам процесса.

 

— С кем вы предпочитаете сотрудничать, с частными лицами или организациями?

— С частными. Исключение составляет ресторан «Варенье» — они, как и мы, поддерживают идею натуральных фермерских продуктов, и мы не смогли им отказать в сотрудничестве. Но повторюсь, наш приоритет — это физические лица, то есть люди, которые хотели бы питаться здоровой, вкусной и натуральной пищей.

— Если клиент попросит показать, откуда, к примеру, мясо — где выросла корова, покажете?

— У нас секретов нет. Ровно год назад, в феврале, когда мы только начинали проект, несколько месяцев потратили на объезд фермерских хозяйств. Много пришлось съесть, многих вычеркнуть из списка. То, что у человека свое хозяйство, не значит, что обязательно будет вкусно и полезно, поэтому мы производили жесткий отбор. Правда, мы не раскрываем всех поставщиков на сайте — не хотим делиться информацией с конкурентами.

— Каковы ваши критерии отбора фермерских хозяйств?

— Пока у нас нет своей лаборатории для контроля качества, хотя мы очень хотим ее оборудовать. Поэтому первыми нашими поставщиками стали проверенные люди — с уже заранее полученными сертификатами качества, у всех обязательно в наличии ветеринарные свидетельства на продукцию. В работе с фермерами для нас главными критериями являются вкус и качество их продуктов. Мы сами все пробуем и мы очень привередливы. Например, вкус мяса определяется тем, что ест животное и как содержится. Если питание неправильное, это сразу заметно. Вкус курицы также очень сильно зависит от условий ее содержания, от чистоты места, где разводится птица. С поставщиками бывает очень сложно. Все они жалуются, что нет времени заниматься сбытом, они целиком в заботах о хозяйстве, но в то же время их приходится дисциплинировать. Не все понимают, что в рамках интернет-торговли невозможно резать курицу завтра или вечером, если человек заказал ее сегодня утром.

— В ассортименте есть мыло, одежда. Откуда?

— Мыло делает наша знакомая, ей мы доверяем полностью. Мыло держим для разнообразия, скорее: его часто берут кому-то в подарок. Но в будущем хотим заняться этим направлением вплотную. Шерстяную одежду мы нашли на сельскохозяйственной выставке, которая проходит каждый сентябрь. Там я открыла для себя козий пух: подошла, посмотрела, поговорила с хозяйкой. Сразу понравилось качество вязки и материала, и мы решили сотрудничать.

 

— Вы, наверное, часто посещаете выставки и ярмарки.

— Пока нечасто, мы же начали работу только в прошлом году. Притом, спонтанно: мы абсолютно городские жители, работали в офисах, а тут соседи угостили деревенскими яйцами. Слово за слово, и вот мы решили всем, кто заинтересован в здоровом питании, дать возможность попробовать настоящие фермерские продукты. У многих, кто работает с утра до ночи, как я тогда, нет возможности тщательно следить за едой. Единственный свободный час хочется посвятить семье, а не походу на рынок.

— Поток клиентов сразу стал большим?

— Нет, вопрос в рекламе — многие не знают, как нас найти. Мы начинали со знакомых и долго обкатывали схему распространения. Это бизнес с очень сложной логистикой — мы не берем все в одной деревне — объехали пол-области примерно. Например, мы бы очень хотели закупать рыбу поближе к городу, коптилен-то много, но так коптить рыбу, как получается у нашего коптильщика, может только он — за 150 км от Самары. Еще сложность в том, что за день нужно собрать разную продукцию со всей области. Сейчас уже большинство поставщиков сами привозят товар, а раньше всех объезжали сами. Вставали в пять утра, а заканчивался день только в одиннадцать вечера, с последней доставкой, очень уставали, и совсем не оставалось времени на продвижение.

— Кто в вашей команде — профессионалы или энтузиасты?

— Пока что работаем на энтузиазме, который, надеюсь, нескоро закончится. Мы пользуемся советами экспертов — наши фермеры сами в какой-то степени являются экспертами. Например, у женщины, которая делает молочную продукцию, уже есть свое небольшое производство в Нефтегорском районе. Качество она сама ежегодно подтверждает сертификатом. Наш коптильщик рыбы раньше был санитарным врачом и тоже может нас проконсультировать. Наша гордость — козье молоко и козий сыр, коз для этого держит профессор сельскохозяйственной академии, который специализируется на кормлении животных.

 

— Почему ваши цены выше, чем на рынке?

— Это самый распространенный вопрос. Вообще-то, наш средний ценник выше всего на 10-20 рублей, чем рыночный. Мы стараемся развиваться за счет наращивания объемов сбыта, а не наценки. Наши цены и так низкомаржинальны, то есть, прибыль минимальна относительно себестоимости, по сравнению с теми же московскими аналогами, у которых ценник в три раза выше. Главная идея и миссия в «Кантри» — обеспечивать наших клиентов здоровой едой. Мы не можем себе позволить снизить себестоимость продуктов, потому что это скажется на качестве. Фермеры ведь тоже высоко ценят свое время. Классический пример — с курами. Стоит огромного труда следить за ними и содержать их в чистоте. Фабричная курица достигает нужного для продажи размера и веса за 30 дней. Куры фермерских хозяйств растут до 60 дней, соответственно, стоят дороже, поскольку выше издержки. Второй пункт затрат —логистика. Третий — фасовка. На рынке покупатель все кидает в одну сумку и своими силами везет ее домой, наш клиент получает продукты на дом — расфасованные, с указанием веса в граммах, в аккуратной упаковке. Штат фасовщиков тоже надо содержать. Еще мы платим налоги, ведем бухгалтерию, выплачиваем аренду. В то же время посмотрите на это с другой стороны. Поход на рынок в выходной занимает полдня. И мы работаем для тех людей, кто оценивает свой час времени выше нашей наценки.

— На сайте есть раздел рецептов от Елены Палны. Кто это?

— Елена — моя давняя подруга, которая прекрасно готовит, сама фотографирует блюда и процесс их приготовления. Я не раз пользовалась ее советами. А потом мы подумали, что она могла бы вот так просто и понятно объяснить, как готовить из нашей продукции: как варить лагман или бешбармак. Мы поставляем ей наши продукты, а она готовит только из них.