585

Где купить халяль, кошер и православный хлеб

Текст: Полина Кузнецова

О пище, пригодной для употребления теми или иными религиозными конфессиями, ходит много слухов. Считается, что халяльная и кошерная продукция более качественные, а святая вода и вовсе придает блюду едва ли не целебные свойства. При этом рядовой потребитель часто боится заходить в специализированные магазины или брать с полок продукт с незнакомой маркировкой из-за неуверенности во вкусе, качестве, а иногда и дозволенности пищи, считающейся прерогативой иной религии.

Мы решили развенчать мифы и узнать о местах, где можно купить халяльную, кошерную и православную продукцию, и продегустировали ассортимент каждого. Редакция не относилась к пище как к сакральной части религии. Мы оценивали вполне стандартные параметры: вкус, вид и свежесть продуктов. Важно помнить, что речь идет пусть о специфической, но еде, которая, однако, способна расширить границы вкусового восприятия и стать ключом к пониманию людей с иными пищевыми привычками. 

 

Часть первая. Халяль

Халяль переводится как «дозволенный». Это все, что не попадает под запреты Шариата: нельзя употреблять в пищу свинину, мясо хищных птиц и наземных хищников, а также их кровь. Табу — мясо животных, умерших своей смертью и тех, что не были забиты с именем Аллаха. В остальном разрешено, точнее, дозволено, все, что не запрещено.

По запросу «Халяль в Самаре» поисковая машина выдает много ссылок, но не стоит радоваться раньше времени: точки открываются и закрываются очень быстро, и вполне возможно, что приглянувшийся киоск уже неделю как не работает, зато в паре метров от него появился другой. Мы выбрали три точки с халяльной продукцией и протестировали каждую из них.

Торговый центр «У мечети»

Адрес: ул. Стара-Загора, 56

 

Внутри торгового центра несколько комнат. В одной — религиозная литература, во второй — мусульманская одежда, в третьей — восточная косметика (ознакомиться с ассортиментом можно по ссылке) четвертую занимает продуктовый отдел. На холодильнике табличка: «Новинка! Готовые пельмени! Разогреть в СВЧ всего 2-3 минуты». Рядом действительно стоит «микроволновка» — улыбчивая девушка-консультант в хиджабе предложила разогреть их прямо здесь, если мы голодны. Пришлось отказаться — столиков внутри продуктового отдела нет. Основной ассортимент магазина составляет мясная продукция: шпикачки по-татарски (237 рублей за килограмм), сервелат восточный (151 рубль), мускатная колбаса (132 рубля). В наличии лапша лагман, в составе которой — мука, яйцо и вода (80 рублей), и «Гнездо» (с пометкой «Халяль» на упаковке), а также яичная вермишель. На наш вопрос, отличаются ли халяльные макароны от остальных, нам ответили отрицательно: разве что первые в большей степени претендуют на натуральность.

В магазине также есть финики из Аравии (можно брать по одному или целую упаковку) и курт — сухой молодой сыр по 15 рублей за шарик размером чуть больше подушечки пальца.

 

 

Мы взяли попробовать вареную колбасу «Татарский халяль» (150 рублей) и курт. Первая производится на «Сызранском мясокомбинате». В ее составе: мясо птицы и говядины, кориандр, кардамон и чеснок. Специи придают продукту непривычную легкую остроту. Курт нам не пришелся по вкусу: жесткий соленый сыр обжигал язык мощным привкусом скисшего молока, и, самое печальное, оставил продолжительное неприятное послевкусие.

Сотрудники торгового центра признались, что большинство покупателей торгового центра — жители окрестных домов, многие из которых — не мусульмане.

Лавка «Халяль»

Адрес: ул. Карла Маркса 450а

 

Точки с халялем часто расположены рядом с остановками общественного транспорта, и мы решили заглянуть в одну из таких. Атмосфера здесь сильно отличается от религиозного торгового центра. Продавец жаловалась на медленный интернет, из-за которого у нее не выходит посмотреть «Дом-2» на планшете. В лавке несколько лотков с мясом и полуфабрикатами, отдельный холодильник с молочной продукцией и стенд с восточными сладостями. Колбасы от «Сызранского мясокомбината» здесь дороже, чем в центре «У мечети», зато ассортимент богаче. Сюда можно идти за пельменями по 105, 185 или 210 рублей, отдельно продаются домашние манты и пельмени ручной лепки по 280 рублей за килограмм. Вареники «Халяль» — 100 рублей, голубцы — 155 рублей. В киоске также богатый выбор молочной продукции, например, масла: сливочное за 40 рублей или большой шар деревенского за 179 рублей. Нас заинтересовала ряженка по 45 рублей за банку — она поставляется в лавку из Елховки. Напиток оказался нежным и чуть сладким. В лавке нам сообщили, что семьдесят процентов покупателей халяльной продукции — не мусульмане.

Ряженка из Елховки, колбаса «Татарский халяль» и финик

 

Отдел «Халяль» при магазине «Фермер»

Адрес: ул. Галактионовская, 35

 

Отделы с халяльной продукцией иногда соседствуют с магазином «Фермер» — похожая точка находится по адресу: ул. Победы, 121. Внутри — целый ряд с оригинальными и не очень позициями, от сыров и мяса до сладостей. Ценники с пометкой «Халяль» наклеены как на продукты с фабрик, специализирующихся на изготовлении пищи для мусульман, так и на вполне знакомые и совершенно непритязательные позиции, например, колбасный сыр от «Пестравки». Здесь можно найти образцы стритфуда, которые не попадают под запрет Шариата: беляши и сосиску в тесте по сорок рублей, пирожки с картошкой за тридцать рублей.

Впрочем, идти сюда стоит не за ними: здесь настоящий рай для любителей восточных сладостей, которые продаются на развес. Есть бурма — рулет с медом и орехами (500 рублей за килограмм) и ее вариация «Рафаэлло» по той же цене, сказочного вида щербет с россыпью орехов (330 рублей за килограмм), кунжутная халва с фисташками (120 рублей за упаковку в 350 грамм или развесная, по 330 рублей за килограмм). В наличии также несколько видов пахлавы по 500 рублей за килограмм. Стоящее приобретение — соусы прямиком из Абхазии (по заверениям продавцов): из сливы со специями, из желтой или зеленой сливы, гранатовый или «Абхазский», в основе которого — томатная паста. Стоимость каждого — 120 рублей.

Халва и три рулетика бурмы

 

Мы взяли на пробу бурму, кунжутную халву с фисташкой и гранатовый соус. Выглядела первая неаппетитно: бледно-зеленый рулет внешне походил на огромного слизня, но на вкус оказался приторно-медовым, тягучим, с ярко выраженной ореховой начинкой. Восточная сладость жирная и невероятно сладкая — больше одной бурмы за раз не съешь. Халва была вкусной, легкой, с щедрой россыпью фисташек. А вот от соуса осталось двойственное впечатление: во-первых, у нас не было возможности проверить ни его срок годности, ни состав, так как продавался он без этикетки. Во-вторых, его оказалось меньше, чем казалось: у стеклянной тары толстые стенки, которые обманывают покупателя. Вкус нареканий не вызвал: соленый и кисловатый, с веточками зелени, соус станет достойным дополнением к рыбе и мясу. Говорят, его можно добавлять в мороженое, но мы не рискнули.

 

 

Примером молниеносного закрытия точек с халялем стал мини-маркет по адресу: ул. Алексея Толстого, 63. Мы пришли туда 19 января, а уже на следующий день планировалось его закрытие: мало покупателей.

 

Часть вторая. Еда из православных магазинов

Повседневный прием пищи православного христианина лишен запретов: в еде предписывается умеренность, но питаться два раза, как древние монахи, ни от кого не требуется. Исключением является пост, который накладывает ограничения на те или иные блюда в зависимости от календарной даты. Пока в Москве открываются православные рестораны (скажем, «Воскресенье»), в ассортименте которых традиционные теребени, перепечи и кундюмы, в Самаре найти образцы угодных продуктов проблематично. Выход для тех, кто по-настоящему интересуется этим вопросом, — готовить дома. Ниже — две точки, где можно приобрести православную выпечку.

 

Православный магазин

Адрес: ул. Радонежская, 9

 

Находится он внутри жилого дома — вывеска одиноко выделяется на фоне серого кирпичного фасада. Основной ассортимент — православная атрибутика и литература, а вся выпечка умещается в картонной коробке. Рогалики за 55 рублей, печенье за 60 и 70 рублей и монастырская коврижка за 50 рублей — все. Продукцию поставляют из монастыря в Нероновке, завоз осуществляется по пятницам, а хранится все пять дней. В наличии также цветочный мед по 480 рублей за литр.

 

 

Мы приобрели монастырскую коврижку, в составе которой мука, сахар, масло, арахис, изюм, корица и кардамон — предельно простые и понятные покупателю ингредиенты. Не слишком сладкая (плюс), с ярким коричным вкусом, но излишне плотная коврижка создала впечатление домашней выпечки — такую вполне могла испечь бабушка.

Нам сообщили, что наплыв посетителей здесь ощущается только во время церковных праздников, в остальные дни основные клиенты — местные жители.

 

Лавка при Крестовоздвиженском храме

 

Адрес: пр. Юных Пионеров, 36

 

Православный хлеб — продукт неоднозначный: кто-то отчаянно хвалит Владимира Терентьева, придумавшего новый бренд, кто-то — неистово ругает. Мы спросили о хлебе с порога, и нас привели к широкому шкафу, больше похожему на сейф. Кроме хлеба, здесь солидный ассортимент местной выпечки: венгерка за 22 рубля, пончик за 15 рублей, кекс за 40 рублей, яблочный пирог за 52 рубля, курник и самса за 42 рубля, бутербродная булочка за 6 рублей, хлеб с отрубями и сельский за 16 рублей. Классический православный стоит 25 рублей. В дополнение к последнему мы взяли яблочный пирог и православный пончик со сгущенкой. Все свежее: в храме заверили, что пекут каждое утро, а от продукции из супермаркета местная отличается тем, что приготовлена на святой воде с обязательного благословления батюшки.

 

Внешне покупки напоминали ассортимент ближайшего киоска. Православный хлеб ничем не отличался от обычного, зато оказался жестче. То же можно сказать и о пончике. А вот яблочный пирог — потрясающая находка. Нежный и сочный, с головокружительным ароматом яблок, он превзошел многие десерты самарского общепита. Учитывая его символическую цену и натуральный состав, наш вердикт — однозначный мастхэв.

В Крестовоздвиженском храме сообщили, что хлеб и выпечку здесь приобретают охотно и часто. Учитывая свежесть продуктов, в это веруешь.

 

Часть третья. Кошер

К кошерной пище относятся продукты, ингредиенты и процесс приготовления которых соответствуют еврейскому диетарному закону. Блюда исключают свинину, морских гадов, некоторые виды рыбы и овощей. Кроме того, накладываются ограничения на способ приготовления. Например, запрещено есть блюдо, в составе которого одновременно и молоко, и мясо животного. Можно сказать, что все кошерное — халяльно, но не наоборот.

Раввин Самары и Самарской области Моше Эстрин

Запись группы «Синагога Самары Ор Исраэль» в паблике «В Контакте» гласит: «Тот, кто кушает кашрут, в самом деле, очень крут». Однако мы не нашли ни одного упоминания о точках с кошерной продукцией ни в ней, ни где-либо в Интернете, поэтому обратились за помощью к раввину Самары и Самарской области Моше Эстрину.

Ситуацию он описал так: «Несмотря на относительно немалую численность еврейской квазиобщины (имеется в виду общее число евреев, которые проживают на территории Самарской области), число строго соблюдающих законы кашрута евреев невелико, и кошерного ресторана или магазина, торгующего кошерной пищей на постоянной основе, в Самаре не имеется. Есть кошерные кухни в двух синагогах Самары, в синагоге Тольятти, в школе „Ор Авнер“ и в детском саду „Маккаби-Лаудер“. Есть склады кошерного питания в синагоге Хабад на Чапаевской и в синагоге Ор Исраэль на ул. Садовой, д.52. Там по распоряжению раввинов верующие могут получать кошерную пищу, привезенную из Москвы или приготовленную на месте. В остальном, мы покупаем в обычных продовольственных сетях продукты, прошедшие сертификацию или соответствующие требованиям кашрута, так называемый „кошер-лист“. Списки таких продуктов регулярно обновляются на сайтах Отдела кашрута Раввинского суда СНГ и на сайте Департамента кашрута Главного раввина России. Если у вас есть вопросы по кашруту, приобретению продуктов кошерного питания, организации кашрута для свадьбы, бар/бат мицвы, семейного торжества, приобретению мацы на Песах, или требуется консультация по вопросам сертификации соответствия правилам кошерности продуктов местного производства, можно обращаться ко мне по телефону 8-905-303-53-01 или почте moshe.estrin@gmail.com, а также к раввину Самары от ФЕОР р.Шломо Дайчу».

 

Благодарим за помощь в подготовке раздела раввина Самары и Самарской области Моше Эстрина.