667

Первые рестораны и чувства женщин: исследования молодых самарских историков

На сайте кафедры российской истории Самарского университета появились статьи молодых ученых. Это материалы, которые были представлены в Самаре на XXIII Платоновских чтениях в декабре 2017 года и из научного журнала «Самарский земский сборник» № 1 (28) 2018 года — всего более 100 работ. Выбрали семь тем, актуальных для Самары.

Поиски самарской крепости

Раскопкам в исторической части Самары посвящена статья Ксении Левковой «Самарская крепость 1704 — 1706 гг: история и археология». В 2013 году археологи обнаружили в районе Хлебной площади остатки деревянных сооружений. Под землей были найдены осколки старинной керамической и стеклянной посуды, курительные трубки, медные монеты, чешуйки серебра, гвозди, скобы, подковы, нательные кресты, наконечник копья, затвор от ружья, пушечные ядра и даже фрагмент детской игрушки — часть головы куклы. Автор приводит две точки зрения относительно интерпретации обнаруженных предметов: согласной одной версии — деревянные конструкции относятся к крепости петровской эпохи, по другой — найдены строения второй половины XIX века. «Вскрытие новых участков может дать богатый материал, который прольет свет на раннюю историю нашего города», — резюмирует автор.

Рисунок Адама Олеария, XVII век. Источник
Рисунок Адама Олеария, XVII век.

Источник

Первые рестораны

О появлении чая и ресторанов в России пишет Полина Имукова. Автор отмечает, что чайный напиток, изначально как лекарственное средство, был завезен в страну с Востока. Но традиция чаепития и некоторые ее элементы были заимствованы с Запада. Мода на европейскую еду пришла в петровскую эпоху. В начале XVIII века появляются повара-иностранцы, а также «крепостные молодые люди, выучившиеся у иностранных поваров». В начале XIX века в России открываются первые рестораны, которые быстро приобрели популярность в дворянской среде.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. Источник
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем.

Источник

Старинные фотографии и открытки

Визуальные источники по истории Самары изучают Анастасия Андросова и Екатерина Мироничева. Использование в качестве исторического источника фотоснимков горожан вызывает споры, так как «на фотографии люди не „настоящие“, а такие, каким бы они хотели быть». Но их использование вместе с другими визуальными источниками позволит провести полноценное историческое исследование, отмечено в работе Андросовой. «Большинство видовых открыток Самары были сделаны с Храма Христа Спасителя, который был расположен на Соборной (Куйбышева) площади. Объектами фотографического изображения на открытках были Иверский монастырь в его первоначальном виде и первоначальных границах, перспективы ближайших улиц… Именно по открыткам мы может воссоздать ту историческую реальность, которая была утрачена — здания которые были разрушены, или после реставрации выглядят иначе», — пишет автор. На почтовых карточках сохранились изображения памятника Александру II (находился на нынешней площади Революции до установки скульптуры Ленина), дома купца Юдина, Струковского сада. На одной из открыток запечатлено открытие катка на улице Дворянской (сейчас Куйбышева), указано в статье Мироничевой.

Памятник Александру II. Источник
Памятник Александру II.

Источник

Районирование городского пространства

Изучению городского пространства Самары второй половины XIX — начала XX веков посвящена работа Елены Чепурновой. Автор выделяет три основных для того периода функциональных района: промышленный (вдоль береговых линий Волги и Самарки, а также пригород на севере), торговый (Троицкая площадь и пароходные пристани), центральный деловой (его своеобразной осью была улица Дворянская). В административном отношении с 1851 года Самара делилась на полицейские участки (изначально их было три, к 1911 их число выросло до пяти). Создавались и расширялись они стихийно по мере роста города и не учитывали особенностей той или иной городской территории, отмечается в статье.

Католическая церковь, ул. Саратовская (Фрунзе). Источник
Католическая церковь, ул. Саратовская (Фрунзе).

Источник

Национальные диаспоры

Исследование Луизы Мкртчан посвящено вопросам возникновения в самарском регионе армянской диаспоры. Согласно данным первой всероссийской переписи населения 1897 года в Самарской губернии проживал 21 приверженец Армянской Апостольской церкви. По данным переписи 2010 года, число армян на территории региона приблизилось к 23 тысячам. Татьяна Емельянова пишет о появлении в Поволжье немецких колоний. Автор отмечает, что значительное число публикаций, посвященных этой теме, были утрачены: часть уничтожили, другие перевели в специальные хранилища в связи с ликвидацией в 1941 году Автономной республики немцев Поволжья — население депортировали на Урал, в Сибирь, Казахстан и Алтайский край.

Музыка и арт

Театр-цирк
Театр-цирк “Олимп” (Самарская филармония). Начало XX века.

Источник

Искусство в Куйбышеве в 1940— 1960 годы освещено в двух работах. Статья Илоны Тронь о музыке 1941-1945 годов. Известный факт — в годы Великой Отечественной город получил статус «запасной столицы». За счет прибывших в эвакуацию число композиторов и музыковедов в регионе заметно возросло. За годы войны куйбышевскими композиторами было написано около 600 музыкальных произведений малой формы, из них 300 на тему Великой Отечественной войны. Наиболее широкое распространение получила героико-патриотическая тема, а на первое место вышли маршевые песни, отмечает автор. Работа Анны Шиншиновой посвящена Куйбышевскому художественному музею в период «хрущевской оттепели», который, один из немногих, сохранил свою коллекцию авангарда. Из Русского музея в Куйбышев были переданы работы Ильи Репина, Карла Брюллова, Михаила Лебедева, а из ярославского — несколько икон XVI — XVIII веков. Организовывались молодежные выставки, которые поспособствовали развитию современного искусства.

Мир женщин

Иван Крамской. Неизвестная. Источник
Иван Крамской. Неизвестная.

Источник

О женщинах в отечественной истории рассказали несколько авторов. Анна Крылова изучила воспоминания иностранцев, посетивших Московское государство в XVI — XVII веках. «Русская дама — это солидная женщина в теле, прекрасная лицом, но выкрашенная отвратительным образом. Она сидит взаперти дома и может только своими нежными пальчиками заниматься вышивкой, но если дело доходит до празднества, тут она перепьет любого мужчину и без зазрения совести выйдет голая на улицу из бани», — именно такой европейцы запомнили и представили миру русскую даму, пишет автор. В работе Екатерины Кулаковой рассматривается мир чувств русской дворянки: «В XVIII веке в России появляются первые женские дневники, воспоминания, благодаря которым возможно реконструировать мир чувств женщины, особенности мировосприятия, повседневную жизнь и быт, по тому, как они сами его описывали… Русская женщина „благородного“ сословия, постепенно обретая сознание индивидуальности „женского мира“, одновременно живет в русле традиционных установок для русской женщины-дворянки». Образование девочек из сельской местности затрагивается в статье Любови Буренковой. В XIX веке в Самарском крае начальная сельская школа даже обгоняла городскую по привлечению девочек к учебе, отмечает автор. Марина Дмитриева использовала материалы музея самарской средней школы № 155, как источники о женщинах-военнослужащих 1941-1945 годов. «Из Куйбышевской области ушли на фронт не менее 30 000 женщин. Из них на поле боя погибли 645 человек… Самарский школьный музей можно рассматривать не только как место хранения музейных экспонатов, но и как своеобразный памятник женщинам-фронтовичкам», — заключает автор.