408

Как это устроено: худобразование в Детской картинной галерее

Текст: Надя Болдырева

Традиционная живописная школа пытается научить детей «как правильно». В детской картинной галерее с таким подходом не согласны: здесь дают свободу, но не забывают об азах. Цели сделать из любого ребенка художника — нет. Более того, в группы принимают только тех, кто уже вовсю рисует. Образовательные проекты нацелены на формирование творческого мышления и понимание искусства. Узнали, как устроен учебный процесс, кто преподает будущим Серовым и Логутовым, как понять, на что способен ребенок и как организована инклюзивная программа «Рельефы», которая стала звездой на форуме в «Гараже».

Как все устроено

Ежегодный пленэр учеников мастерских во внутреннем дворе особняка

Детей в мастерских распределяют по группам в зависимости от возраста и творческих интересов. Малыши с 5-6 лет занимаются в так называемых классах развития детского творчества. Берут в них только тех, кто уже активно рисует — позицию «научите моего ребенка рисовать» здесь считают в корне неверной.

В музее считают, что детей нужно не переучивать «по-правильному», а развивать

Ребята постарше — 10–12 лет — могут выбрать узкую специализацию. Например, профессионально развиваться в академическом ключе в мастерских рисунка, живописи и композиции или попробовать себя в декоративно-прикладном творчестве, керамике, архитектуре и дизайне. Можно ходить сразу в несколько кружков, миксуя их на свое усмотрение или по рекомендации преподавателей.

Будущие Рафаэли трудятся бок о бок с профессионалами: детские аудитории расположены рядом с мастерскими штатных художников в пристроях внутреннего сада особняка. Многие из местных авторов совмещают работу над экспозициями с преподаванием.

Как принимают?

Каждый год в мастерских учится больше двухсот детей от 6 до 17 лет

Для начала нужно принести не менее 50 рисунков ребенка. По словам директора музея Нины Иевлевой, собрать нужное количество — тест для родителей. Так музей воспитывает интерес и уважение к детскому творчеству в первых зрителях и коллекционерах — мамах и папах. Решение о поступлении директор принимает лично. Самого ребенка на собеседование можно не вести: оценивают только уровень рисования. Подход здесь индивидуальный: могут посоветовать приходить через год, если малыш сам хорошо развивается, или помогут определиться с направлением ребенку постарше. Основной прием — в августе и сентябре, но добирают группы и в течение года.

Как учат?

Занятие в мастерской архитектуры и дизайна

Для поступления нужно собрать пятьдесят рисунков

В музее считают, что у каждого ребенка есть своя художественная манера, и его нужно не переучивать «по-правильному», а развивать. Дошкольники не столько рисуют конкретные объекты, сколько создают собственные образы. Поэтому здесь в первую очередь развивают воображение, внимание и память. Теорию, конечно, тоже дают, но не «в лоб». Художественные законы стараются объяснять наглядно, чтобы ребенок сам увидел и понял, как это работает. Через такое непосредственное восприятие, уверяют преподаватели, усваиваются азы куда лучше. В галерее оставляют место для импровизации не только ученику, но и учителю: образовательные программы — авторские.

Второй год музей принимает участие в Метафесте со специальной программой

В работе с детьми постарше уделяют внимание практическим навыкам. Так, в мастерской керамики учеников знакомят с полным циклом производства, от замеса глины до покрытия глазурью и обжига в печи. В мастерской архитектуры и дизайна ребята занимаются графикой, коллажами и макетированием. Детей знакомят с наследием классиков и современников мира архитектуры и учат выстраивать объемные композиции в пространстве.

 

Нина Васильевна Иевлева

Нина Васильевна Иевлева

Основатель и директор Детской картинной галереи

 

До сих пор во всех областях знаний ребенка считали чистым листом. Мы придерживаемся другого взгляда на образование. На рисунках детей без опыта художественной школы видна невероятная свобода в выборе темы и цвета, врожденное чувство композиции, линии, пластики. Некоторые даже перспективу отлично отрисовывают. Когда мы понимаем, что в детском рисунке есть все черты взрослого, становится очевидно, что это нужно развивать. Мы не ставим звездочки или отметки, мы просто растим детей — терпеливо и трудолюбиво.

Учителя стараются познакомить ребенка со всеми принципами и приемами, которые могут его развить как автора. Если даже он не использует их в дальнейшем, он начинает их видеть в работах других. После окончания нашей школы ребенок не обязательно станет художником, но искусство понимать будет, потому что прошел путь, в котором сам побыл автором.

 

Инклюзивные проекты

Инклюзивный проект для инвалидов по зрению

У галереи есть проект для слабовидящих и инвалидов по зрению — «Рельефы». Его показали на фестивале «Интермузей» и в рамках спецпроекта «Гаража» «Музей ощущений».

В 2015 году «Рельефы» презентовали в «Гараже»

Экспозицию составляют двадцать отмасштабированных копий знаковых изображений Древнего мира и Средневековья, которые можно «посмотреть» пальцами. Некоторые из них специально переведены в объем из плоскостных изображений. Все рельефы сопровождает аудиокомментарий, который направляет зрителя, разъясняет, что у него «под пальцами», и содержит искусствоведческую информацию. Чтобы сделать рельефы максимально удобными для восприятия слепыми, авторы долго изучали вопрос. Например, выяснилось, что слова «посмотрите» и «вы видите» в сопроводительном тексте не оскорбляют слабовидящих. Размер выбрали такой, чтобы удобно было достать до любой точки изображения, а материалы (смешанная техника из папье-маше, пенокартона и пластилина) — чтобы сделать экспонаты максимально мобильными не в ущерб эстетике. Оказалось, изучить изображение на ощупь интересно и обычным посетителям музея. Экспозиция гастролирует по разным площадкам страны и уже побывала в специализированных заведениях, на двух московских форумах и на «Метафесте».

Проект «Рельефы» Детской картинной галереи на фестивале «Интермузей»

Сейчас художники музея работают над копиями рельефов с Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский Владимирской области. На этот раз их делают из известняка и в полный размер.

Пока это единственный целевой инклюзивный проект музея, но дети с аутизмом и воспитанники школ-интернатов и принимают участие в выставках вместе со всеми. На особенностях авторов работ внимание не акцентируют, считая это частью инклюзии.

Экспозиции

Благодаря штату художников, на выставках появляются интерактивные элементы и необычно оформленные комнаты

На «Ночи музеев» в саду особняка устраивают пленэр и мастер-классы

В Детской картинной галерее выставляют не только детские рисунки. Для экспозиций часто выбирают работы локальных художников, работающих не с заумными концепциями, а с колоритом, композицией и формой, а также произведения прикладного творчества. Стараниями штатных авторов в залах появляются интерактивные элементы и целые комнаты с по-настоящему театральным пространством: домик подросшей кэролловской Алисы, чьи ноги занимают едва ли не весь музейный подвал, скандинавский квартал или реалистичный подводный мир.

Отдельная комната в каждой экспозиции наглядно объясняет конкретный художественный термин. Посетителям, например, рассказывали про современную скульптуру и лэнд-арт, а в последней выставке при участии молодых физиков из Физического института академии наук демонстрировали несложные опыты, объясняющие особенности восприятия цвета человеческим глазом.

 

 Ирина Суханина

Ирина Суханина

Ученый секретарь Детской картинной галереи

У нас есть несколько вариантов создания экспозиции: мы находим что-то по-настоящему интересное в своих фондах, у художников, коллекционеров или придумываем истории сами, а наши авторы создают под это образы и пространственные решения. Во многих современных музеях подлинность экспоната становится второстепенной, а умение придумать сюжет и создать среду выходят на первый план. У нас есть десятки примеров. Например, шахматная комната с фигурами в человеческий рост и кривыми зеркалами, в которую превратился каминный зал особняка. Такие выставки зрители вспоминают годы спустя и возвращаются в музей снова.