2508

Свое дело: открыть шоу-рум за 60 000 рублей

Текст: Екатерина Имукова Фото: Артем Голяков

Дина Базарбаева — в прошлом бухгалтер в крупной западной компании. Свою жизнь она не представляла без тканей, ниток, пуговиц и ножниц. Научилась кроить еще на уроках труда в школе, но на фартуках и косынках сердце не успокоилось. Умений и амбиций хватило обшивать не только себя и двух сестер, но еще знакомых и друзей, а дальше сработало сарафанное радио. Клиенты потянулось цепочкой, а квартира превратилась в импровизированный дом мод.

Опыт Дины многогранный: она стажировалась и на швейных производствах и даже на крупном предприятии по пошиву меховых изделий. Плоды дал и бухгалтерский стаж, так что решение открыть собственное дело не было спонтанным. С появлением собственного шоу-рума дизайнер сделала ребрендинг и теперь кроит под вывеской ZARDIN. Узнали у дизайнера, как сэкономить на запуске, на что она ориентируется при создании моделей, а главное, из чего складывается стоимость одежды.

Idee fixe

На крупном швейном предприятии все делается, чтобы люди много покупали, но не понимали — зачем

У меня был интересный опыт работы на крупном швейном производстве, но спустя какое-то время я поняла, что хочу работать только на себя. Тогда пришла идея создать собственную мастерскую. Когда появились первые маркеты, стала в них участвовать, одежду для них шила дома сама. Сейчас я набрала определенный опыт. На мой взгляд, у человека не должно быть много вещей, которые захламляют шкаф. На большом предприятии все делается, чтобы люди много покупали, но не понимали — зачем. Мне же хочется делать функциональные и интересные вещи, которые, как мне кажется, действительно необходимы.

Реакция близких

Моя опора и поддержка — мой молодой человек Антон. Со стороны близких и родственников я столкнулась с непониманием, особенно когда только начала шить. Их логику рассуждений можно понять: работаешь дома, значит, нигде не работаешь. Нет официального трудоустройства? А как же пенсия? Но все же я лучше знаю, что мне нужно, хотя поначалу было очень много сомнений. Наверно, только сумасшедшие не сомневаются.

Копеечный бюджет

У меня нет четкого бизнес-плана. Все-таки это не массовое производство, и заказы рассчитываются каждый раз индивидуально. На открытие шоу-рума я потратила около 60 тысяч, из этой суммы сразу оплатила два месяца аренды помещения. На ремонт ушло около 10 тысяч. Можно было потратить и меньше, но, из-за отсутствия опыта мы купили много ненужных стройматериалов. Еще одна статья расходов — мебель: стол, стул, вешалки, ящики, коробки, шторка и зеркало — 10 тысяч. По мелочи набежало еще 10 тысяч. Оборудование закупать не пришлось — оно уже было дома. Сейчас стараюсь тратить деньги только на необходимое.

Сейчас мне кажется, что нужно меньше делать что-то самому. Например, у нас бюджетный интерьер, но его изготовление занимало много времени. Например, деревянные поддоны оказались очень тяжелыми, настоящим подвигом было затащить их в помещение, к тому же их нужно было шлифовать и красить. Надеяться было не на кого, поэтому мы с Антоном делали все сами. Я считаю, время — деньги, и его нужно экономить, иногда обращаться к специалистам.

Я зарегистрировала фирму, мне в этом помогла федеральная государственная программа поддержки предпринимательства «Ты — предприниматель». Благодаря ей не нужно было ходить по всем инстанциям, достаточно было принести паспорт и написать заявление. Всю необходимую работу сделали за меня специалисты, чем очень сэкономили время. Я же только пришла, чтобы забрать документы.

Поиски своего места

Последние полгода я только и делала, что искала помещение под мастерскую. Основополагающими факторами были соотношение цены и качества и расположение. Мне нужно было недорогое место, но при этом достаточно проходимое. В этом плане торгово-офисный центр «Аквариум» подошел как нельзя лучше. Находится в географическом центре, но аренда приемлемая. Место в торговой галерее я не могу себе позволить, так как пока у меня не очень большой оборот. В старом городе были подходящие варианты, но там нужно было вкладываться в ремонт. К тому же я знаю, какой образ жизни ведут мои клиенты. Это люди, которые работают, и им сложнее поехать в центр города в будни после работы.

Стоимость продукта

Важны не только внешние параметры — размер, пропорции и цветотип, но также какой образ жизни ведет человек.

У меня очень демократичные цены. В моей работе можно выделить две группы товаров. Первая — готовые изделия. Стоимость их складывается следующим образом. 40% — расходные материалы, 10% — раскройка, 30% — пошив и еще 20% — моя проектно-художественная работа, маркетинговые и организационные издержки. Когда делаешь несколько экземпляров, можно сэкономить время — например, раскроить несколько изделий и потом сшить. Это гораздо быстрее, чем если кроить каждое и сшивать по отдельности.

Вторая группа — услуги по пошиву на заказ, где все иначе. Основная работа заключается в проработке идеи и согласования ее с заказчиком. На это уходит много времени и именно поэтому вещь сшитая на заказ обходится гораздо дороже, чем готовое изделие. Когда человек приходит с запросом, важно подобрать наилучшее сочетание компонентов: цвета, формы, фактуры. Имеют значение не только внешние параметры: размер, пропорции и цветотип, но и какой образ жизни ведет человек. Я стараюсь помочь определиться с подбором ткани, фасона, элементов.

Производство

Текстильной промышленности после развала советского союза в России не осталось, а на зарубежных тканях экономить не получится.

Ткани я выбираю исходя из собственного вкуса. К сожалению, текстильной промышленности после развала Советского Союза в России не осталось, поэтому приходится довольствоваться импортными материалами, а на них не получится сэкономить. Многие локальные магазины не обновляют ассортимент тканей, наверное, с 1990-х годов. С фурнитурой в Самаре тоже беда — приходится заказывать в интернете и порой очень долго ждать.

В своих работах я смешиваю разные стили, особенно вдохновляет мода улиц. Вечерних нарядов у меня мало, в основном я делаю одежду, для тех, кто ценит сдержанную красоту и практичность.

Аудитория

Возраст моих клиентов разный, сложно определить четкие рамки. В основном это женщины от 25 до 45, но бывают и исключения, как в большую, так и в меньшую сторону. Открытие мастерской и ребрендинг означают для меня направленность на более концептуальное, малосерийное производство. До этого деятельность складывалась из индивидуальных заказов и небольших коллекций к городским маркетам. Часто ко мне обращались с просьбой пошить «как на фото», но дешевле. Сейчас я работаю над новой полноценной коллекцией.