2555

«У нас даже на Пасху столько народу не было»

Таня Симакова, Любовь Саранина Фото: Анар Мовсумов

14 и 15 апреля в самарском костеле впервые звучала электронная музыка: ребята из объединения monomime lab устроили аудиовизуальный перформанс в действующем католическом храме. Правило «Что немцу хорошо, то русскому смерть» в очередной раз оправдалось. В первый день зрители едва ли не взяли костел штурмом: несколько сотен человек окружили здание, внутрь которого людей пропускали лишь маленькими группами. Ожидание было долгим, но для многих себя не оправдало: минималистичная конструкция из светодиодов и монотонный полуторачасовой эмбиент разочаровали публику. Во встречу события посыпались негативные отзывы, а на второй день концерта пришли порядка пятидесяти человек. «Самарцы зажрались» или представление на самом деле могло быть лучше? Мы поговорили об итогах события с его организаторами, зрителями и настоятелем прихода Пресвятого Сердца Иисуса отцом Маркусом.

БД: В Европе концерты в церкви — совсем не редкость, но для Самары это пока еще уникальный случай. Как вы оцениваете успех мероприятия?

Отец Маркус: Редко у нас бывает так много людей сразу. Месяц назад была Пасха, и то народу было меньше. Очевидно, в городе есть спрос на подобные события в нашем храме. Это знак того, что дело стоящее. Признаюсь, мы не были готовы к такому ажиотажу. Точнее, никаких ожиданий вообще не было, и когда нам сказали, какая очередь на улице, мы сильно удивились. Наверное, это можно было предвидеть, видя популярность события в интернете, и что-то предпринять.

Подчеркну, что мы не были организаторами события. Косяки с организационной точки зрения однозначно были. В первый день представления многим пришлось долго ждать на улице. У нас сейчас реконструкция, везде строительные леса и не все входы доступны, это осложнило ситуацию. Люди, которые вошли первыми, сильно замерзли в ожидании начала, я надеюсь, никто не простудился. Но это было в первый раз, мы учли свои ошибки и во второй день все прошло гораздо лучше. Зрителей было меньше, программу сократили — вместо 80 минут она шла около 50. И для нас, и для музыкантов это первый опыт работы с таким помещением.

БД: Зачем церкви устраивать подобные события?

Отец Маркус: В другой ситуации столько людей не пришли бы в храм. Возможно, испугались бы, прошли бы мимо. А сейчас мы предлагаем им светское культурное событие, которое работает на контрасте с тем, что обычно ожидают от храма. Я не могу сказать, что в масштабе города это уникальная вещь, я этого точно не знаю. Но для музыкантов, которые все это организовали, это событие однозначно уникальное. Для нашего прихода тоже. Почему это важно для церкви? Это настоящее творчество, люди вложили в это действо свою творческую энергию, и для меня это самое главное. Для нас было важно предоставить людям место для такого самовыражения.

БД: Такие мероприятия — это часть идеологической работы церкви?

Мы не навязываем своих идей и не проводим религиозную идеологию, но подчеркиваем, что нам не все равно, что здесь происходит. Нам не может быть все равно, что 110 лет назад люди строили этот храм, вложили сюда свою душу. Нам дорого это здание, потому что это дом божий. Мероприятия, которые здесь проводятся, не должны этому противоречить.

В четверг два раза, а в пятницу три раза звучал текст из священного писания. Это минимальные требования для того, чтобы провести у нас мероприятие. Если мероприятие не богослужебное, все равно должна быть отсылка к тому, что мы собрались в храме, который был построен людьми для встречи с Богом. Это не музей, концертный зал или спортплощадка. Нужно помнить, что здесь есть нечто сакральное. Не богослужебных мероприятий у нас много, например фонд «Линия жизни» проводит здесь органные концерты. Кроме того, мы всегда открываем костел, когда проходит Ночь Музеев. Обычно на Ночь Музеев идет дождь, и люди приходят сюда охотно. В прошлом году на тысячном госте я перестал считать количество гостей. В этом году, возможно, у нас будет отдельная программа, мы ее еще не определили, но идеи есть: это выставки или инсталляции. В целом мы готовы к разумным предложениям и готовы к новым событиям у нас. Организаторами мы не будем, но можем принять предложения со стороны.

БД: На перформанс был платный вход, это принципиальный вопрос?

Отец Маркус: Мы не были организаторами и не брали плату за вход. Деньги за билеты получали организаторы: с их стороны были затраты на оборудование и мера с платным входом вынужденная. По итогам мы получили пожертвования, но не из-за денег мы все это делаем. Тем не менее, пожертвования помогают: электричество, отопление, уборку после мероприятия мы оплачиваем сами.

БД: Не было ли у вас претензий к публике? Многие совершенно очевидно не знали, как себя вести и терялись. Не было ли инцидентов?

Отец Маркус: К счастью, люди пришли нормальные и вели себя прилично, без нареканий. Мы не закрываем ни для кого вход. Бывает так, что человек ведет себя неадекватно или находится под влиянием каких-то веществ, мы всегда советуем таким людям отоспаться и приходить на свежую голову. Но на этот раз все было спокойно и ничего подобного я не увидел.

БД: Скажите, а лично вам понравился концерт?

Отец Маркус: Лично мне эта музыка не близка, она кажется мне монотонной. В плеер я бы такую точно не закачал. Но я вижу, что люди дышат этой музыкой, она совпадает с их существом. Для них она естественна. Почему я должен не допускать эту музыку в храм? Я не даю квитанцию о том, что каждый найдет здесь бога. Но любой человек может прийти сюда и встретить что-то свое.

Анна Василенко

Анна Василенко

прихожанка церкви Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви в Самаре, представительница оргкомитета

В другой ситуации эти люди, возможно, не пришли бы в храм, потому что просто элементарно не знают как себя здесь вести. В православном храме довольно много условностей, например, женщина не может войти туда в брюках или без платка. В этом плане католическая церковь более демократична. В Европе это нормальная практика — проводить концерты в храмах, поэтому там публика к этому более подготовлена. Я прочла отзывы, и отец Маркус читал. Чьи-то ожидания не оправдались. Наверное, некоторые ожидали вечеринку с баром и веселыми прихожанками, но здесь, конечно, совсем другой формат. Тем не менее, я думаю, что нужно продолжать делать подобные события. Да, это светское мероприятие, но для меня это прежде всего храм божий, куда можно прийти. Творчество и религия тесно связаны, и одно, и другое — особое состояние души. И мне бы хотелось, чтобы люди нашли храме что-то для себя. Бывали случаи, когда люди приходили сюда на какое-то событие, а потом оставались уже как прихожане.

Витя Цой

Витя Цой

диджей, организатор вечеринки Static

 

Мероприятие получилось довольно интересным, я вообще впервые наблюдаю такой хайп вокруг экспериментальной музыки в России. Разумеется, такого аншлага мы не ждали и сильно задержали начало мероприятия, чем вызвали первый пул негатива в свой адрес. Мне искренне жаль недовольных гостей, но что поделать. Довольных, к счастью, тоже немало, и эпитеты, которыми они описывают свои ощущения от вечера, заставляют с уверенностью заявить, что всё это было не зря. Фишка с дорогим входом впервые не сработала, и на Static пришли вообще все, чего мы изначально не хотели. Не понимаю, чего ждала большая часть публики, но то, что мы не филиал цирка Дю Солей, должно было быть понятно. Главный провал организации в том, что танцев не было, но публике это объяснять мы не стали. Понадеялись на очевидность этого факта. Люди шли на хайп в первую очередь. Контент мало кого волновал. Но те, кто подошел к событию с умом, получил от вечера массу положительных эмоций.

Репетиций мы не проводили. Можно сказать, что первый день static как раз и стал генеральной репетицией. Во второй день мы устранили недочеты первого, урезали музыкальную программу и подарили пяти десяткам людей отличный вечер. Во второй день мы смогли сделать все так, как задумывали, и этому рады.

На негатив мы отреагировали спокойно. В Самаре это обычная вещь. Вот если бы мы каждому гостю вручили по золотому кальяну, бутылке шампанского и пустили бесплатно — был бы несомненный успех. Но мы немного не про это. Для нас это был классный опыт! Далее нас ждёт тщательная работа над ошибками и свежий взгляд в будущее, в которое, как было верно замечено в одном из комментариев к событию, возьмут не всех.

В любом случае, если кому-то хочется послушать интересную музыку в церкви, ближайшая подобная инициатива на высоком уровне проводится в Лондоне, в Церкви Святого Джона. Всем ценителям советую отправиться туда.

Сергей Кононенко

Сергей Кононенко

зритель

Понятно, что ожидания не оправдались у каждого первого. Анонс тусы был недостаточно информативным, поэтому все пришли тусоваться и толпились в очереди как за колбасой. Фишка мероприятия — место, за счёт него и случился весь ажиотаж. Но в итоге, даже оно не способно на себе всё вывезти. Проигрывания музыки и игра светодиодов, на мой взгляд, совсем недостаточно, чтобы собирать много людей и деньги с них. Орги могли сделать гораздо круче, если бы захотели. Наверное, у них все впереди — идея-то хорошая.

Августа Рыпинская

Августа Рыпинская

зрительница

Сомнительное получилось мероприятие. Заявлено было, как квинтэссенция современной электроники и мультимедиа. На деле же — плохо организованная, малобюджетная инсталляция. По организации: пока одни заходили, ранее вошедшие замерзли. Звук не был выстроен, не был подготовлен в соответствии со специфичной акустикой площадки. Заявленный формат предполагает широкий спектр аудиовизуальных эффектов, но светящаяся в разнобой светодиодная пирамида и монотонная музыка — это не концепция. В общем, ни концепции, ни режиссерского хода, ни смысловой, ни культурной, короче, никакой нагрузки! Хотя пространство и идея, конечно, вызвали интерес: зал был заполнен полностью. Каждый ждал чего-то исходя из своих представлений, а в итоге не получил ничего, ни в плане культурного обогащения, ни в плане релаксации.