805

«Младенцев за парту мы не сажаем»

Текст: Таня Симакова

Фото: детский фотограф Настя Бажутова

Раннее развитие в последнее время все сильнее будоражит умы родителей: редкий форум обойдется без горячей дискуссии вокруг этой темы. Можно ли научить ребенка читать и считать до того, как он научится говорить, и зачем это вообще нужно? Мы встретились с Сергеем Носовым, официальным представителем бренда «Умница» в Самаре, который настаивает на том, что в современном мире мозг младенца можно и нужно «напрягать».

— Зачем вообще младенцам читать и считать, если они даже говорить не умеют?

— Меня многие об этом спрашивают, и это действительно не самое главное. Читать и писать всех так или иначе научат в школе. Методика системы «Умница» позволяет ребёнку полюбить считать и писать, делать это с удовольствием. Все занятия системы построены по принципу игры: это беготня, классики, прятки и так далее. Мы не сажаем младенцев за парту. Занятия очень короткие, их надо прекратить до того, как они перестали быть интересны ребёнку, что бы сохранить этот интерес. Более того, у нас везде написано, что нельзя заниматься, когда у ребёнка нет настроения, режутся зубки или он болеет. Так может появиться ассоциативный ряд, что учеба — это больно, скукота или повод для капризов.

Годовалый Марк тестирует методику «Математика с пеленок»

Одна мама к четырем с половиной годам обучила ребенка девяти языкам

— И все же, есть ли такая уж необходимость в раннем развитии?

— Знаете, я не люблю определение «раннее развитие», потому что оно не «раннее», а обычное нормальное развитие. Здесь всё зависит от планки, которую вы себе ставите. Требования к детям растут и в уважающих себя школах они достаточно высокие уже при поступлении. К семи годам надо не только уметь читать и писать, кое-где даже просят, чтобы было начальное знание английского языка. Это нормально, мир на месте не стоит, и Россия тоже. Объединение вузов по всей стране также создает высокую конкуренцию среди выпускников школ — насколько мне известно, политика федерального центра такова, что только 20% населения должны обладать высшим образованием, всем остальным достаточно среднетехнических специальностей, как было в СССР.

В наборе несколько сотен карточек, которые позволяют научиться счету и арифметическим действиям

Родители это понимают и готовят ребёнка к поступлению в школу, но поздно, за год-полтора. Детей заставляют считать, писать и читать как раз тогда, когда им хочется двигаться, смотреть, щупать, ломать, играть. В школу они приходят с пониманием «Ну вот, опять учиться». Но есть дети, которым учиться кайфово, они не мечтают отсидеться, чтобы потом вдоволь побегать на перемене. Задача нашей методики в том, чтобы создать привычку учиться, показать, что это интересно. Все дети разные и все родители разные. Кто-то делает ставку на математику, кто-то на языки. Среди наших клиентов есть мама, которая к четырем с половиной годам обучила ребенка девяти языкам. Проблем с этим нет, если тратить на это своё время и усилия, то результаты будут.

— В основе методики все равно лежит показ карточек, по сути, это ведь механическое запоминание, а не понимание сути вещей.

— А как мы в школе учимся? Открываем книгу, которая называется «Букварь», и учим буквы. Счёту учат с помощью палочек. По сути, это то же самое. Я достаточно давно занимаюсь вопросами раннего развития и могу сказать, что нет методики универсальной, лучшей или худшей. Если вы занимаетесь с ребёнком — это уже хорошо, и неважно, какова методика. Почему «Умница»? Потому что сейчас это самое простое и универсальное средство для родителей, которое позволяет занять ребёнка делом с положительным результатом в перспективе.

Методика позволяет прийти в осознанный возраст уже с умением читать, которое дается без всякого принуждения

— Как долго существует методика? И каковы результаты?

— Сама методика существует уже очень давно, компании «Умница» порядка 16 лет. Сейчас уже есть подростки, которых обучали по нашим методикам и их результаты впечатляют. Сама методика родилась как «эксперимент над собственными детьми» в семье Маниченко. Сейчас один из этих детей, Алексей Маниченко, возглавляет компанию «Умница», живёт в Кембридже и занимается разработками этих программ, он учёный и успешный бизнесмен.

Важная часть заданий — создание «арифметической среды».

Антон, второй сын в семье, также занимается различными методиками раннего развития. В своих интервью они рассказывают, что не помнят, как научились читать, и за это больше всего благодарны родителям. Методика позволяет прийти в осознанный возраст уже с этим умением, которое дается без всякого принуждения.

— То есть, это всё направлено на то, чтобы ребёнка с рождения чему-то научить.

— Задача не стоит чему-то научить, но позволяет эффективно использовать время вместе с ребенком. Я, например, не представляю, чем занять своего малыша. У меня маленькая четырехмесячная дочка. И вот представьте семейный, спокойный вечер. Ребёнок лежит, смотрит в потолок, но долго это продолжаться не может — с малышкой надо заниматься чем-то, ей нужно внимание. Чем ее занять? Игрушки? Достаточно трёх-пяти минут, чтобы они надоели. А в «Умнице» есть методики, которые позволяют даже с самым маленьким малышом проводить время весело и с пользой. Делаете массаж — учите слово «ручка». Есть вопросы? Звоните в круглосуточную службу поддержки, там дежурят педагоги и психологи, которые расскажут, как заниматься с малышом в зависимости от возраста и особенностей характера. Есть куча вебинаров, где мамы делятся достижениями своих детей, показывают видео и фото своих занятий с малышами, рассказывают, как их заинтересовывали, какие игры придумывали. Мы своих клиентов не бросаем, нет задачи продать коробку и про них забыть. Наоборот, мы отслеживаем результат и стараемся поддерживать отношения. У нас есть онлайн-клуб, где уже порядка 15 тысяч родителей, которые общаются друг с другом, выкладывают дневнички, результаты, видео своих занятий. И мы ни в коем случае не говорим, что ребёнка чему-то учим. Это не цель, это средство общения, которое к тому же приносит ошеломительные результаты.

— С какого возраста можно начинать? Прямо с рождения?

— Мы с роддома начали.

Разноцветные пособия вызывают восторг у ребенка, важно правильно распорядиться этой эмоцией

— Но ведь в таком раннем возрасте ребёнок даже не видит ничего толком.

— Вы правы, это называется функциональная слепота. Я человек дотошный и говорил об этом с докторами. Ничего страшного в этом нет. Сама методика растёт вместе с малышом и каждое занятие адаптировано под возраст.

— Хорошо, а когда к занятиям по вашей методике приступать уже поздно?

— В целом методика ориентирована на дошкольников. Просто в каждом возрасте есть свои физиологические особенности восприятия информации. До 3 лет это определённый формат занятий, от 3 — другой. Все комплекты разделены у нас на две группы, там уже меняются и сами занятия, и формат, и материал. С занятиями может справится даже человек, не имеющий ни малейшего представления о педагогике, психологии и прочем. В каждом комплекте есть дневник занятий, в нём всё подробно расписано: что вы делаете, как, зачем и почему. Если вам лень читать, звоните на горячую линию, вам всё объяснят.

В день нужно проводить порядка десяти занятий, каждое из которых занимает 3-5 минут

— Говорят в 3-4 месяца психика у ребёнка не окрепшая и такая эмоциональная, интеллектуальная работа его очень сильно выматывает.

— Ни один младенец не даст вам перегрузить его интеллектуально. Начнём с того, что при хорошем раскладе он спит по 18 часов в сутки. В остальное время либо капризничает, либо ест, либо бодрствует. Если малыш перегружен, он просто не станет заниматься, заставить его не получится. Есть простое правило: когда ребёнок нервничает во время занятия, нужно прекращать. Конечно, придется найти подход. Но лучше мамы с папой ребёнка не знает никто. Мы пишем рекомендации, а в процессе занятия вы должны учесть особенности своего малыша. Мозг развивается тогда, когда его загружают, но это должно быть в удовольствие и вам, и ребёнку. Если это в тягость, лучше не надо.

Есть только одна сложность — родительская лень, во всём остальном проблем нет

— По поводу английского: вы говорите, что ребёнка можно сделать билингвой и 9 языков одновременно изучать. Не нужно ли в таком случае самим родителям быть билингвами и говорить на нескольких языках свободно?

— Нет. Абсолютно нет! Есть такая абсолютно гениальная книжка «Иностранный как родной», её написала Наоми Штайнер, она там всё очень подробно описывает. Дело в том, что развитие ребёнка — это, в первую очередь, саморазвитие. Наша методика предусматривает, что родитель не идеально знает английский, для него есть рекомендации, транскрипции, аудиофайлы. Просто нужно готовиться к занятиям. Для того, чтобы ребенок воспринимал второй язык родным, ему необходимо слышать его всего лишь 5 часов в неделю. Главное понимать, задача не в том, чтобы заставить ребёнка переводить, а в том, чтобы помочь ему выстроить логическую связь самому. В процессе обучения вы показываете часть предметов, действий и озвучиваете, как это произносится на английском. Поэтому незнание языка — это не проблема, в комплекте есть даже ускоренный курс английского для родителя. Вы научитесь писать, произносить слова. Плюс, там есть аудиоматериал в двух вариантах: медленный и такой, где носитель языка читает, как обычно. Здесь есть только одна сложность — лень. Во всём остальном проблем нет.

Хорошее настроение малыша — единственное необходимое условие для занятий

— Почему система «Умница» такая дорогая?

— Я бы не сказал, что наборы такие уж дорогие. Вот сколько сейчас стоит раскраска? Рублей сто минимум. А сколько там листов? Максимум 8. Наш комплект творчества стоит 800 рублей, и там не только раскраски, там готовые занятия в количестве 20 штук. Или вы купили одну раскраску на неделю, или наш курс («Творчество с пеленок»), который рассчитан на 55 недель. Нашего набора хватит на полтора-два года! Или же любая детская книга, которую полистаешь несколько раз и не получишь никакого результата. Сколько она стоит? Рублей 400. Вместо десяти книг можно купить целое пособие с поддержкой и всеми материалами за те же деньги. Мы посчитали себестоимость одного занятия, это 8 рублей.

— Как сориентироваться в ассортименте? У вас и математика, и чтение, и творчество, и наборов целая куча. Как правильно расставить приоритеты?

— Выбирайте то, что интересно вам. И если у вас будет интерес, то занятия будут нравиться и вам и малышу. Не надо думать про здравый смысл, исходите из собственных ощущений.