2449

Ночь музеев-2016: итоги

Текст: Таня Симакова, Полина Кузнецова Фото: Денис Сарбаев, Нуся Джамолдинова

Несмотря на сильный дождь и ветер, «Ночь музеев» в Самаре прошла с размахом, правда, на этот раз традиционные арт-площадки уступили в популярности новичкам акции, мощнее всех отметилась синагога. «Большая Деревня» прошлась по всем участникам программы и выяснила, кто и как подготовился к «Ночи» и почему евреи всех уделали.

Ежегодная акция «Ночь музеев» — это традиционный смотр всего лучшего, что может предложить городской арт-кластер. В этом году количество участников заметно выросло: свою программу предложили музей Сбербанка и музей футбола, Cosmotheca, ресторан-музей «Старая квартира», «Парк чудес Галилео» и еще масса площадок, о наличии которых Самара даже не подозревала. Музеи, рассчитывая на большой поток зрителей, повысили цены на вход до 250 рублей. В совокупности с погодой это сыграло роль — большого скопления народу на традиционных для «Ночи» площадках не было.

Новый корпус Литмузея

Кажется, в городе наконец-то появилась площадка, которая может стать преемницей галереи XI комнат. Релиз места приурочили к «Ночи»: все говорит о том, что взрослых дома нет и можно делать, что захочется. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти через два этажа каких-то невнятных учреждений типа общества книголюбов. Панк-интерьер представляет собой обветшавшее наследие прокуратуры, которая квартировалась здесь ранее. Ободранные стены стали своеобразным холстом, на котором в преддверии «Ночи музеев» творили самарские художники, известные и начинающие.

Кирилл и Кира представили на выставке дебютную работу «Суета»

Экспозиция начинается с панно графитчика Антона Валиева: он выбрал яркие открытые цвета, любимые соцреалистами, так что работа смотрится так, будто была здесь всегда.

Олег Елагин трансформирует помещение так, чтобы зрители попали в цифровую среду, диджитал-тему продолжают дебютанты — дуэт Кирилл и Кира. Для инсталляции «Суета» они заняли целую комнату, взяв за основу классический голландский натюрморт, который транслируется с помощью глитч-эффектов на экран: чем громче звука в помещении, тем больше дробится изображение.

Еще одно новое имя на выставке — Виктор Панов, который с помощью обрывков цветной бумаги воссоздает известные картины. Впрочем, это явно псевдоним — работы сделаны слишком мастерски, чтобы поверить, будто их сделал новичок.

Художественный музей

Самарский художественный музей на «Ночи музеев» всегда демонстрировал открытость для самой широкой публики, и только на этот раз, кажется, нашел идеальный формат. Отчасти повезло с выставкой — в музее с оглушительным успехом идет блокбастер Pop art: Уорхол, Лихтенштейн, обложки Beatles — вот это все.

Главное открытие выставки в том, что ассортимент супа Campbell’s насчитывает множество позиций

Поп-арт сам по себе — максимально демократичное искусство, и зрители смогли понять почему, попробовав себя в этом жанре. Желающих создать собственное произведение с помощью трафарета, шелкографии и коллажа нашлось немало — краска и бумага закончились примерно к середине вечера. Уорхол был бы доволен.

Самарская синагога

В этом году синагога впервые присоединилась к «Ночи» — и тут же стала тем местом встречи, которое изменить нельзя. Согласно правилам шаббата, программа началась после 12 ночи. Несмотря на поздний час, на площадке было не протолкнуться, но организаторы на удивление слаженно справились с нахлынувшим потоком зрителей.

По ощущениям, в синагогу пришла половина города

Вслед за главным раввином Самары Шломо Дойчем гости дули в гигантский рог-шофар, ели яблоки с медом и мацу, играли в волчок с обаятельным школьником и учили «Я тебя люблю» на иврите.

Успех обеспечила не только грамотная организация, но и невысокие цены — как на вход, так и на угощения и сувениры.

Все, что вы хотели знать об обрезании, но боялись спросить

Синагога оказалась по-настоящему гостеприимной: ребята не только созвали в дождь половину города, но и обеспечили вменяемую программу: во всей этой толпе вряд ли нашлись люди, которые почувствовали себя здесь лишними.

Музей Модерна

Из-за дождя уличные концерты и перформансы перенесли в кинозал

Музей Модерна пострадал от погоды сильнее всего: съемки фильма пришлось отменить, потому что декорации раскисли от дождя. Уличные концерты и перформансы перенесли в кинозал, на улице остались лишь слегка погрустневшие мимы, подставляющие гостям зонтик.

В подвале усадьбы, где, по легенде, белочехи расстреливали большевиков (или наоборот) работала выставка «Голоса вещей»: с помощью предметов эпохи модерна зрителям рассказывали некую детективную историю, финал которой становился известен лишь в конце экспозиции.

На втором этаже в рамках «Ночи музеев» открылась знаменитая выставка «Первоцвет»

В целом, народу в музее было значительно меньше, чем в предыдущие годы: то ли правда погода, то ли особняк Курлиной уже посмотрели все, кто этого хотел.

Литературный музей, основная площадка

В предыдущие годы программу музея курировала Алеся Атрощенко, которая на этот раз вместе с Марией Крючковой возглавила экспериментальную площадку. Возможно, поэтому теперь обошлись без квестов и каких-либо интеллектуальных аттракционов. По части атмосферы музей не проиграл даже из-за дождя: благоухающую сирень усадьбы подсвечивали разноцветные прожекторы, в саду играл Павел Куприянов, которого сменил Павел Тетерин, внутри оборудовали буфет с кофе и пончиками. Уходить отсюда совсем не хотелось, особенно заплатив 250 рублей за вход.

Галерея «Виктория»

В «Виктории» в рамках «Ночи» открылась хорошая взрослая выставка «Достояние. Высокое классическое». Современные московские художники вступают в спокойный диалог с классиками, пытаясь нащупать, где кончается культурный идеал и начинается прокрустово ложе «хорошего вкуса».

Айдан Салахова, «Ожидание»

Пожалуй, для публики, желающей прогулок и веселья, разговор получился слишком серьезным. Впрочем, на посещаемости это не отразилось: за годы работы у галереи сложилась своя преданная аудитория.

Музей Сбербанка

Гостям Сбербанка рассказали про первую в городе сберегательную кассу

Корпоративные музеи в России чаще всего — скука смертная, но тут видно, что к делу подошли изобретательно и с душой.

Дети и взрослые с упоением проверяли на подлинность банкноты разных эпох и буквально открыв рот слушали истории про первую в городе сберкассу. В отличие от остальных, «Сбербанк» не брал денег за вход и даже предлагал участие в беспроигрышной лотерее. Как итог — 350 человек за ночь.

Ресторан-музей «Старая квартира»

Напитком этого вечера стало пиво

Единственный в своем роде ресторан, в котором водят экскурсии, был первым и последним местом в городе, где в рамках «Ночи» можно было выпить и закусить. Напитком вечера стало пиво — владелец ресторана Михаил Сегал пил его прямо из алюминиевого бидона, по флаерам наливали чуть ли не бесплатно.

Особо активного кутежа, впрочем, не было. Напились разве что невесть откуда взявшиеся иностранцы, которые, конечно, были в полном восторге от антуража.

Cosmotheca

В «Космотеку» гости приходили, в основном, чтобы постричься без очереди

«Космотека», для которой «Ночь музеев» — событие непрофильное, воспользовалась ночным движняком и выступила в качестве светского салона и офлайн-витрины интернет-магазина «Арт-мост». Огромного потока желающих приобрести картину за 30 тысяч рублей не наблюдалось, гости скорее приходили, чтобы постричься без очереди и выпить чаю в еврейском кафе в цоколе.

Музей футбола

Сотрудники во главе с Сергеем Лейбградом встречали гостей в самодельных костюмах героев «Буратино»

Сотрудники во главе с Сергеем Лейбградом встречали гостей в самодельных костюмах героев «Буратино»: низ — атласные штаны, верх — обычные толстовки, на головах — парики. В музей пришли, в основном, мамы с детьми — аудитория на ура восприняла историю о первом самарском матче, рассказанную сказочными героями. Факты о футболе перемежались с житейскими байками, а уровень самоиронии экскурсоводов достигал предела — это была единственная площадка, публика которой хотела смеяться пять минут, а хохотала — час.

Помимо разгулявшейся малышни, в число гостей вошли селебрити: на экскурсию подтянулся правнук одного из первых самарских футболистов, пришедший в футболке «Жигулевское пиво». Очарования обстановке добавляла сама экспозиция — кажется, в реальности не может быть так много атрибутики «Крыльев» в одном месте. Хотелось остаться в этой сказке навсегда: если не послушать про локальный спорт, то просто от души повеселиться.

Дом-музей Ленина

Нарядная и строгая женщина-экскурсовод рассказывала о быте самарцев прошлого

Здесь праздник прошел особенно камерно. Программу не перегружали: гостей провели по основной экспозиции, а после показали несколько старинных игр, адресуя это скорее детям. Нарядная и строгая женщина-экскурсовод рассказывала не столько о жизни Ульяновых, сколько о быте самарцев прошлого в целом.

Экскурсию завершили назидательные слова сотрудницы музея: «Владельцы этого дома словно ненадолго вышли и вот-вот вернутся обратно».

Музей Алабина

Организаторы «Ночи» пытались воскресить прошлое Самары: вышло не вполне удачно. Фишкой Алабина должна была стать выставка Homo Samaricus, цель которой — показать образ типичного самарца, сформированный историей. Впрочем, куратора выставки из музея уволили, после чего дело, конечно, не заладилось. Экспозицию открывала театрализованная постановка: актеры волновались и мучительно забывали слова, зрители же жаловались на нулевую слышимость.

Помимо этого, в музее проводили лекцию по ретро-фотографии. Из-за того, что лекторий соседствовал с площадкой мужской цирюльни, оратора было слышно с переменным успехом: сложно разобраться в теме, когда рядом кому-то сушат волосы феном. В программе также был заявлен мастер-класс по выпиливанию лобзиком: мы так и не поняли, к чему он, и поспешили ретироваться.

«Парк чудес Галилео»

В парке чудес был заявлен самый высокий ценник за вход (450 рублей), но гостей это не отпугнуло: по залам носились толпы взрослых, резвящихся похлеще детей. Все были в таком восторге от аттракционов, что программа отошла на второй план: посетители просто отдыхали, жали на все кнопки подряд, терялись в зеркальном лабиринте и делали миллион сэлфи в комнатах-перевертышах.

В среднем, время прогулки по «Галилео» составляет около часа: «Ночью» в парке люди зависали и подольше.

Музей коллекций

Гости водили хороводы, узнавали историю народного костюма и играли в целовальные игры

В филиале самарского музея фотографии программа прошла при поддержке культурного центра «Светлица»: гости водили хороводы, узнавали историю народного костюма и играли в целовальные игры. От такого тесного контакта к концу вечера все окончательно сроднились и умиротворенно поглядывали раритетные диафильмы: от «Денискиных рассказов» до тех самых эротических кадров.

В течение вечера работала «Красная комната», где показывали, как проявляют пленку.

Антикафе Plastilin

Вход на площадку был свободный. Возможно, именно поэтому сюда стеклись почти все студенты города — сидели едва ли не на головах друг у друга. На входе посетителям рисовали мехенди, по соседству тусовались косплееры во главе с парнем в костюме «Выжившего». В одном из залов угадывали фильм по старинному постеру к нему, в другом — дымили кальянами.

Помимо этого, гостям предлагали посмотреть сразу две мини-выставки самодеятельных фотографов, сложить кубик Рубика в клубе головоломок и зависнуть в шлеме виртуальной реальности.

Музей «Самара космическая»

В музей можно было попасть только по предварительной записи. Мы попытались забронировать билеты непосредственно в день мероприятия. Вахтерша по телефону жестко отчеканила: «Билетов нет, а чем вы думали раньше? Все давно раскупили». На нашу просьбу пустить фотографов поснимать, редакцию отправили к директору. Получить проходки можно было только принеся документ с печатью организации.

Видимо, это был наш единственный вариант попасть на ночь, цель которой — показать открытость и демократичность музеев. Мы забили, — как и другие зрители, которые не озаботились бронью за неделю. Ребята, которые были, рассказывайте, норм там прошло или хз?

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте важные материалы в личку

Комментарии:

  • Qq

    В музей «Самара космическая» не просто нельзя было попасть без предварительной записи, о таком повороте даже нельзя было узнать на их сайте. Только прочитав объявление на входной двери в день мероприятия или позвонив.

  • Iaroslav Golubinov

    Отличный текст.

  • Artiom Dotsenko

    «Не умеющий творить и создавать становится критиком, точно также как не способный воевать становится доносчиком»…(с)

  • Паркин Станислав

    Мы тоже не попали в музей «Самара космическая» потому что приехав на место и поговорив с девушкой администратором нам объяснили, что оказывается существовала какая то предварительная запись и там надо было записываться. Мы конечно забили, хотя и очень хотели попасть в этот музей. Зачем так усложнять единственное в году мероприятие под названием «Ночь в музее», я честно говоря не совсем понял. В Москве в Третьякову и в «Ночь» и то без всяких предварительных записей и других припонов, можно было свободно пройти постояв немного в очереди. А здесь как будто тебя на секретный объект пускают))))

  • Анастасия

    С вашего позволения поделюсь своими впечатлениями. Очень понравилось в художественном и в музее сберегательного дела. К сожалению,из-за дождя была отменена игра в крокет в Детской картинной галерее. Вместо это посмотрела интересный художественно- документальный фильм о Самаре. Это были единственные положительные впечатления,оставшиеся от посещения этого места. Абсолютно не доброжелательный персонал не мог или не хотел сориентировать об изменениях программы. Сначала не пускали на просмотр фильма,потом на выставку,аргументируя,что у меня нет билета,хотя на входе билет был приобретен,но для них это не было ни доказательством, ни аргументом. Пробегая мимо литературного музея в 23.30 решила глянуть что же там происходит. Меня встретили фразой «а вы куда? И что вам тут нужно?» и только после сообщили о том, что нужно приобрести билет за 250 рублей. Музей через пол часа уже закрывался… В художественном очень открытый и доброжелательный персонал, который был готов ответить на любой вопрос и рассказать о том,что в музее ещё можно посмотреть. Надеюсь,организаторы примут к сведению замечания и похвалу и к следующей ночи музеев подойдут более серьёзно. Спасибо.

  • Паркин Станислав

    Я бы в музее Алабина, собственно поехал туда после получения отказа в Музее «Самара космическая». В Алабина я ожидал посетить основную экспозицию, однако двери в основную экспозицию были закрыты, а вместо этого посетителям была представлена разноплановая экспозиция, вначале стояли витрины с мужскими и женскими открытками. Не понял правда, как она была по смыслу связана с экспозицией Homo Samaricus. Что касается основной экспозиции посвященной Самаре, то мне понравились старинные фотографии которые демонстрировались на экранах, что касается утвари представленной как демонстрации быта жителей Самарской губернии, то я не увидел в чем отличие от жителей других губерний было, то есть на мой взгляд именно особенности быта жителей Самарской губернии раскрыты не были.

  • Ekaterina Ageeva

    «мучительно забывали слова» — это как?