43

«В этом году будет отдых по правилам туриста»

Лера Алфимова Иллюстрации: Алена Павлова

Как известно, российская туристическая отрасль рухнула еще летом прошлого года, когда тысячи отдыхающих остались за границей, и вызволять их пришлось за счет средств фонда «Турпомощь». На прошлой неделе в Общественной палате РФ прошли слушания по новому закону о туризме, который должен быть принят в этом году. Государство не спешит на помощь предпринимателям, а, наоборот, закручивает гайки и собирается вводить невыполнимые финансовые гарантии.

Что сейчас происходит в туристическом бизнесе и что все это значит для туристов? «Большая Деревня» обратилась за инсайдом к Денису Крейцбергу, директору турагентства «Берг-туризм» и члену общественного совета по туризму Самарской области.

 

— Денис, давайте сразу о насущном. Что это за закон о туризме и примут ли его вообще?

— Проще говоря, закон ужесточает требования к игрокам рынка: нам придется отчислять средства сразу в несколько фондов, чтобы защитить потребителей. Очевидно, что такие суммы означают нереальные риски для страховых компаний, и они уже отказываются работать с нашей отраслью. Не ясно, примут ли этот закон вообще — рынок уже сам себя отрегулировал, так что, по сути, ограничивать уже просто некого.

— Что изменилось для конкретного туриста?

— Все слабые и небольшие компании начиная с августа 2014 и по сей день покидают рынок. Остаются самые сильные, устойчивые, самые современные и клиентоориентированные. Короче, туристу достались самые «сливки», лучшие из лучших.

— Это значит, что цены скакнут вверх еще больше?

— Цены на многие направления действительно выросли на 20-30%, но не так сильно, как упал рубль. Однако все зарубежные партнеры, отели и авиакомпании понимают сложную ситуацию с рублем и дают большие скидки российскому туррынку. Сложно что-либо прогнозировать, слишком тесно наш бизнес связан с курсом валют.

— Кому в итоге сейчас можно доверять?

— Открытой аналитики, конечно, нет. Я бы советовал ориентироваться на сайт компании и соцсети. Все это должно активно вестись, сайт должен быть удобным. Мы, например, постоянно свой «допиливаем» и обновляем. Весь контент наших соцсетей и сайта — уникальный и актуальный: то есть, если вы сейчас видите предложение «Сочи за 17 000», то это не 20 и не 30 тысяч, а реальная сумма. Если информация двухгодичной давности, съехала кнопка, на ваши запросы никто не отвечает — сразу «до свидания». Важно, когда на сайте представлен настоящий персонал компании: к каждому из наших сотрудников можно обратиться лично.

— Кстати, по поводу Сочи. Куда при таком резком падении спроса ездят отдыхать?

— Спрос упал, но тех, кто любит путешествовать, ничто не остановит. Туристы выбирают Турцию и Египет вместо дальних направлений, появился интерес к Абхазии, Грузии, Армении — многие, понятно, выбирают рублевые зоны. Выросла популярность событийного туризма: съездить не просто так, а специально на какой-то ивент. Мы, например, приглашаем на Венецианский карнавал, на чемпионат мира по хоккею в Чехию, на праздник «Томатина» в Испанию и еще много куда.

И, кстати, в последнее время намечается тренд на речные круизы. Туроператоры с трудом, но удержали цены на теплоходные предложения. В самарском порту стоит целых семнадцать судов. К тому же, из-за кризиса часть клиентов боится выезжать далеко из страны: а здесь ты в России, телефон в руке, можно контролировать ситуацию. Речной турист молодеет, ломается стереотип, что по Волге путешествуют только пенсионеры. Я сам, например, каждый год так выбираюсь хотя бы на пару дней — в Казань или в Ульяновск. В этом году будут речные туры в том числе и до Крыма, хотя туристы еще немного побаиваются. Кстати, мы сейчас у себя в группе разыгрываем круиз по Волге.

— Говорят, русские туристы стали презирать пакетные туры и турагентства в целом. Вы чувствуете, что число самостоятельных путешественников выросло?

— Есть данные, что таких любителей путешествий становится каждый год больше на 25%, но по факту — не больше 3%. Мы не спорим со статистикой, мы просто заранее перестраиваемся. Открыли, например, областной визовый центр. Цены у нас средние по городу, но никаких очередей плюс тщательная работа с каждым клиентом. Простой пример: бывает такое, что у человека фотография похожа на ту, что в паспорте, даже одежда та же. А есть требование, чтобы фото было не старше трех месяцев. В консульстве вас сразу развернут, придется переделывать, не все сразу сориентируются, что делать. А мы быстренько фотошопим другую рубашку, даже не говоря об этом туристу, и документы проходят.

Какие «горящие» туры, вы что? Вся эта тема со скидками 20-30% — бред!

— Все-таки почему обратиться в турагентство лучше, чем сделать все самому?

— Те, кто принципиально путешествует самостоятельно — и дальше будут сами по себе. Но большинство людей хотят профессиональной помощи в организации их отдыха — чтобы голова болела не у них, а турагента, ну сами понимаете. Мы знаем, когда билеты возвратные, а когда невозвратные, досконально изучаем все условия, а главное — несем за это финансовую ответственность по договору. По закону мы просто не имеем права делать наценку на туры, мы не берем денег за подбор авиабилетов — цены те же, что вы видите на «Скайсканнере», просто нам авиакомпания отчисляет копеечку за объем. Перевозчики по определенным дням пересчитывают стоимость билетов по своим внутренним курсам, и мы знаем, когда это происходит. Клиенту авиаперевозчик в жизни ничего не скажет, а мы можем позвонить и предупредить — давай, мол, поторопись, завтра будет дороже. Это все наши отношения с партнерами. Наше турагентство не берет никаких денег за консультации.

— То есть я могу прийти к вам, и мне просто так подберут нужные авиабилеты?

— Есть такое мнение, что турагентство — это лишь пакетные туры и ничего больше. На самом деле у нас огромный спектр услуг, и мы можем помочь по многим вопросам, включая покупку авиабилетов, оформление паспортов, да хоть багаж поможем собрать. У нас есть постоянные клиенты, которые за последние пару лет путешествовали раз сто, и, конечно, они лучше знают все улочки в Барселоне или в Риме. Но важно понимать, что в турагентстве знают все нюансы рынка. Каждую неделю мы разбираем кейсы со своими сотрудниками: кто куда не улетел, у кого какие проблемы возникли. Мы постоянно подстраховываем своих туристов, в связи с кризисом даже ввели новую услугу — если внести 50% предоплаты, в случае форс-мажора мы сами закроем сделку одним днем, чтобы клиент из-за всей этой карусели с курсом не переплачивал.

— А что насчет «горящих» туров? Их сейчас совсем нет?

— Какие «горящие» туры, вы что? Вся эта тема со скидками 20-30% — бред! Сейчас туроператоры очень аккуратно себя ведут. Вот перед Новым годом были классные предложения, но все боялись ехать. Турбизнес разворачивается в сторону России, да и турист — по своей или не по своей воле — тоже рассматривает отечественные предложения. Конечно, у русского человека генетически заложен «горящий» тур, но поверьте, и кроме этого есть способы отлично отдохнуть.