1487

В чем ошибаются родители: рассказывают самарские психологи

Юля Ваулина

В мае на всю страну прогремел скандальный текст «Группы смерти» о детских суицидах. Один из посылов материала «Новой газеты» сводился к тому, что невнимательность родителя к ребенку — ошибка, которая может оказаться роковой. «Большая Деревня» попросила детских психологов посоветовать, как стать ближе к ребенку, избежать распространённых клише в воспитании и какие шаги можно предпринять уже этим летом.

В качестве иллюстраций мы выбрали картинки из книги «Там, где живут чудовища» Мориса Сендака. Герой истории — маленький мальчик Макс, который выдумывает чудовищ, чтобы почувствовать себя чуть менее одиноким в комнате без родителей.

Наталья Богдан

Семейный психолог

То, что выглядит, как забота, на деле оказывается лечением наших собственных детских травм

Почти все взрослые люди имеют травмирующие воспоминания о детстве: их забывали забрать из детского сада, несправедливо наказывали, заставляли есть еду, которая не нравится, насильно заниматься музыкой, сидеть с младшим ребенком и делать еще миллион нелюбимых вещей. Мы почему-то уверены, что эти воспоминания помогут нам не сделать больно собственным детям: надо просто не поступать с ними так, как когда-то поступали с нами. В итоге родители принимают решения, которые были бы желательны им самим в детстве: вообще не ведут ребенка в детский сад, никогда не доверяют ему младшего брата и никакой музыки — только балет.

То, что выглядит, как любовь и забота, на самом деле оказывается лечением наших собственных детских обид и психологических травм. Психика человека так устроена, что если отрицательный опыт будет «переписан» и похожая ситуация разрешится иначе, станет легче и обида на несправедливость мира пройдет. Вот взрослые и стремятся излечиться от своего детства с помощью своего родительства. Они обходят стороной те области жизни ребенка, которые по своему опыту считают проблемными, и в то же время не боятся «давить по полной» в других местах.

Важно наблюдать и чувствовать ребенка отдельно от своих детских воспоминаний

При этом у ребенка мир может быть устроен совершенно по-другому: ему может нравиться музыка, общение с братом и детский сад. Для понимания его интересов очень важно наблюдать, анализировать и чувствовать ребенка отдельно от своих детских воспоминаний, а для проработки собственного травмированного детства стоит воспользоваться услугами специалистов.

Пусть игра учит, а не поучает

Хочу дать полезный совет на лето: вместе с ребенком купите в цветочном магазине два совершенно одинаковых комнатных цветка и сыграйте в игру — как изменятся растения к концу лета? Чей цветок вырастет больше, не погибнет, и может быть, даже зацветет? Пусть ребенок занимается своим растением исключительно сам (подглядывать при этом за родителями или в интернет не возбраняется). Так может быть освоен очень важный навык, который порой непросто привить, — умение заботиться о другом, чувствовать другого, не забывать об интересах другого. Кроме того, эта игра может показать вам что-то новое в ребенке, стать поводом для дополнительного общения с ним, будет учить, а не поучать.

Дети всегда чувствуют отстраненность мамы и пытаются спровоцировать живую реакцию истериками

Основная проблема родителей в том, что они зачастую не готовы видеть себя родителями. У них есть лишь представления, вычитанные где-то: нужно вести себя, как положено или как мама учила, — но не так, как чувствую я сам. При этом мамы и папы не всегда понимают детей эмоционально. То есть, «я мама, потому что у меня есть ребенок и я обязана ею быть, а не потому что мне это приятно». С одной стороны, это гораздо лучше ситуаций, когда родители совсем не занимаются детьми. С другой стороны, дети всегда чувствуют подвох, отстраненность мамы, и пытаются вывести ее из этой роли, спровоцировать живую реакцию — истериками, плохим поведением, агрессией. Понятно, какой будет эта реакция, но все же это лучше, чем ничего.

Чтобы исправить проблему, мало сказать себе: «Завтра я стану хорошей мамой», — нужна большая внутренняя работа. Прежде всего, постарайтесь увидеть, что проблема есть. Эмоциональная отстраненность проявляется так: родитель устает от своего ребенка, ищет способ уйти от общения с ним — без малыша маме лучше, она рада его кому-то отдать. Нужно понимать, что это в любом случае — не вина: родители не виноваты, что не готовы к родительству.

Займитесь с детьми творчеством, убрав установки вроде «я слишком взрослый для таких вещей»

На лето лучший вариант — найти занятие, которое родителям самим по-настоящему интересно делать с детьми: лепить, вырезать, бегать, собирать паззлы, строить замки из песка. И заняться этим вместе, убрав установки вроде «я слишком взрослый для таких вещей». Дети обязательно включатся, — им всегда интересно, что делает мама или папа. Нужно просто позволить им быть рядом и участвовать. Только не критикуйте, если ребенок что-то делает некачественно. Это тот самый случай, когда процесс намного важнее результата.

Мария Марьясова

Клинический, педагогический психолог, гештальт-практик (опыт работы в образовательных учреждениях — больше 15 лет) 

Чем больше репетиторов, тем хуже ребенок учится

Современные родители совершают сразу несколько типичных ошибок.

Ошибка первая: замена внимания электронными гаджетами. Ребенок при этом не только теряет здоровье, но и не приобретает навыки живого общения. Не умеет выражать свои мысли, эмоции и чувства. Исправляйтесь, — каждый день начинайте вместе: завтрак, обсуждение планов на день, совместные дела и совместные игры. Если часть своих мелких забот доверить ребенку, останется время на разговор, чтение книг и просмотр фильмов. Да, при наблюдении за процессом оказания помощи понадобится терпение, зато потом вы скажете себе: «Какой ты молодец, что поверил в ребёнка!».

Ошибка вторая: отсутствие совместных занятий. Как следствие, родители не знают, чем живет ребенок, а он считает их лишь средством удовлетворения своих потребностей или мучителями, которые требуют выполнения обязанностей и таскают по репетиторам. Чтобы изменить ситуацию, начинаем играть в настольные и подвижные игры, гулять, рыбачить, разговаривать, делиться радостями и трудностями, советовать, а не руководить, поддерживать, а не угнетать.

Родители, которые даже не пытаются разобраться с учебной программой любимого чада, быстрее стареют

Ошибка третья: решение всех учебных проблем наймом репетиторов. В результате, ребенок совсем перестает напрягаться и думать самостоятельно, потому что репетитор всегда поможет. Родители же обретают уверенность, что ребенок не способен сам справиться с поставленными задачами, и убеждают его в этом. Отсюда парадокс: чем больше у ребенка репетиторов, тем хуже он учится.

Есть и другая сторона: родители, которые даже не пытаются разобраться с учебной программой любимого чада, быстрее стареют. Возьмите учебник для возраста своего ребенка и поработайте сами. И не думайте, что требования завышены, — это ваш мозг отвык. Только не делайте за ребенка — делайте вместе.

Константин Лисецкий

Доктор психологических наук, профессор, декан психологического факультета Самарского университета

Одно из заблуждений родителей — что сами они и без советов психологов выросли нормальными людьми

Одно из заблуждений родителей — что сами они выросли без всяких советов со стороны психологов (которых раньше не было) и стали, по собственному мнению, вполне нормальными людьми. Я бы, конечно, с этим поспорил.

Я бы хотел, чтобы родители задавали себе вопрос, из чего «сделано» тело их ребенка. У детей чувство тела возникает из столкновений с окружающими предметами, падений в период перехода от ползания к хождению и — из родительских объятий. Столкновений и падений всегда хватает, а вот с объятиями перебои. С появлением гаджетов чувство тела ребенка стало только больше зависеть от родительских прикосновений.

«Растворение» в гаджетах может деформировать чувство тела ребенка

В психологии известны эксперименты со слабовидящими людьми. Если человек «трогает мир» впереди себя тросточкой, через некоторое время у него развивается фантомное чувство на кончике тросточки — как бы продолжения руки. Нечто подобное может возникать и с гаджетами. Но если в случае со слепотой это необходимость и тело сохраняет чувствительность, то «растворение» в гаджетах может деформировать чувство тела ребенка.

Я совсем не против гаджетов, я — за родительские объятия.

 

Подпишитесь на наш канал в Telegram и получайте важные материалы в личку