485

Фанаты комиксов: «Раньше считалось, что комиксы — для детей и дебилов»

Света Каннибала

Почему герой, нарисованный в технике «палка, палка, огуречик», ничем не хуже персонажей студии «Марвел»? Почему мы знаем комиксы о Человеке-пауке, а графические романы о выжившем в Освенциме реальном человеке — нет? «Большая деревня» связалась с владельцами самарского магазина Cosmic Comics, Ириной Бриль и Антоном Еременко, и узнала, за что российские девочки любят Капитана Америку, какой супергерой продается лучше всего и насколько развита культура рисованных историй в Самаре.

 

— С чего началось ваше увлечение комиксами?

Антон: Мне всю жизнь нравились восьмибитные игры, супергерои и прочее. Года два назад я задумался: надо что-то открыть в Самаре именно в этом, близком мне направлении. Началось все с русских комиксов издательства «Махаон», которые выпускали году в 1993-м. Они были ужасно сделаны, чуть ли не на газетной бумаге.

Ира: Я в суперспособностях вообще ничего не понимаю. Люблю графические романы, ближе к французским BD (bandes dessinées, дословно «рисованная лента», так называют комиксы во Франции и Европе — прим. ред.). Нормальные комиксы, в твердой обложке, я впервые увидела именно во Франции. Некоторые из них были вообще без слов, с невероятно крутыми рисунками. Меня это очень впечатлило.

«Формально есть три вида комиксов: американские, французские и японские. У всех разный подход к производству. В Америке работает цех авторов, во Франции все делает один человек»

— Комиксы делятся на какие-то типы?

Ира: Формально их три вида: американские, французские и японские. Там и сюжеты отличаются, и процесс. В Америке это индустрия: одни строчат на печатных машинках истории, другие их рисуют, так называемые «инкеры» (ink- «чернила» с англ. — прим. ред.) просто обводят черным, колористы раскрашивают, верстальщики компонуют страницу — целое производство. Во Франции традиция другая, там авторский комикс: один человек создает книгу несколько месяцев или лет, сам пишет историю и рисует.

«В плане графики нет хороших и плохих комиксов, есть разные школы»


— 
Как понять, хороший комикс или плохой?

Антон: В графическом смысле такого разделения нет. Например, у нас есть комикс «Неуклюжий», который нарисован одной линией. То есть там человечек — это просто палка, палка, огуречик, какие-то условные волосы. Это не плохо и не кажется примитивным. Там крутая серьезная история, и герою не два года.

 

 

Ира: Есть более известные комиксы «Маус» и «Персеполис», важнейшие произведения для истории искусства, но они графически выглядят довольно примитивно, без проработки фонов и прочего. (Maus создан на основе автобиографических рассказов Владека Шпигельмана, прошедшего через Освенцим; «Персеполис» — личная история его автора, иранской девушки, затрагивающая тему межнациональных конфликтов. — Прим. ред.). Другой пример: «Марвел», где прорисовано вообще все и выглядит реалистично. Это просто стиль, и тут нельзя говорить, что один комикс лучше, другой хуже.

Антон: Опять же, речь о разных школах. У нас в магазине есть две книги Стена Ли, который придумал всех героев вселенной Марвел. В первой он рассказывает, как придумать сюжет, создать персонажа и что нужно делать, чтобы получилось классно и избежать детских ошибок. Вторая — о том, как все нарисовать, в ней есть огромная глава по построению кадров, и это чуть ли не операторская работа.

«В России долго считали, что комиксы — для детей и дебилов, что только имбецилы их читают. Сыграли роль антизападные настроения»


— 
На западе развитая комикс-культура. В России она зародилась сравнительно недавно. Почему?

Ира: У нас долго считалось, что комиксы — для детей и дебилов, что только имбецилы их читают. Сыграли роль и антизападные настроения. Когда я говорила с представителями питерского издательства «Комильфо» об этих стереотипах, мне рассказывали, как на книжных выставках некоторые мамы силой тащат детей от полки с комиксами: мол, не читай, а то заразишься чем-нибудь. Многие смотрят на графические романы с пренебрежением.

Антон: Когда мы участвовали в самарской ярмарке Moy Market, сталкивались с подобным. Подбегали ребята, одним десять лет, другим двадцать семь. Первых уводили мамы, вторых — девушки.

 

 

Ира: Еще многие родители считают, что комиксы — это только человек-паук. Тут важно показать, что персонажи на самом деле разноплановые.

Антон: Кому-то нравятся супергерои, и они не признают авторские романы, для них есть только криптонит, Бэтмен и все в таком духе. Некоторые, наоборот, находят интересными истории вроде «Мауса» и «Персеполиса».

«Девочки больше любят Капитана Америку, потому что он в фильме классный»


— 
Кто в России самый популярный герой?

Антон: Все любят Бэтмена. Опять же, когда мы участвовали в маркете, он «ушел» первый. «Супермен» стоял грустный, хотя была классная история «Красный сын», только-только с печатного станка. Она о том, как Супермен приземлился не в Штатах, а в Советском Союзе, и что из этого вышло.

Девочки любят Капитана Америку, потому, что он в фильме классный. Вообще киноадаптации сильно способствуют продвижению комиксов. Все ведь смотрели «Людей Х», «Мстителей», «Железного человека». Сейчас многие следят за тем, что происходит в киновселенной «Марвел». Несколько месяцев назад боссы объявили о своих съемочных планах до 2020 года, и зрители теперь ждут фильмы.

 

 

Ира: По той же причине сметают «Ходячих мертвецов» и любят адаптацию «Игры престолов» или «Хоббита».

Антон: Для некоторых откровение, что корни многих фильмов уходят в рисованные истории. Многие удивляются, что в какой-то мере к последним относится большая часть современной поп-культуры.

 

— Существуют ли известные российские комиксы и персонажи?

Ира: Есть издательство BUBBLE, которое придумывает русских героев и хочет построить с нуля российскую индустрию комиксов. У них четыре основных персонажа со своими сюжетными линиями: Красная Фурия, Майор Гром, Бесобой и Инок. Гром — майор полиции, это детективная история. Красная Фурия — персонаж, пропитанный сексом, нарисована она в формате 18+. Инок — дядька, который путешествует во времени и участвует в самых мрачных событиях России, а Бесобой — чистая мистика. В первых двадцати выпусках они развивали истории отдельных персонажей, прописали каждому характер, а потом начали сталкивать между собой вселенные. Так появились «Инок против Бесобоя». Сейчас они издают истории толстыми томами. Качество тоже выросло по сравнению с первыми выпусками.

 

 

— Есть ли шанс у Крокодила Гены и Чебурашки стать звездами рисованных историй?

— Трогать классику нет смысла. Опять же, наверное, индустрия накладывает свой отпечаток. Что-то придумывать с известными героями сложно. Потому что все знают, что Чебурашка жил в телефонной будке, потом они с Геной собрали друзей. Делать историю про то, как Чебурашка борется с Шапокляк криптонитом — слишком. Это можно замутить в каком-то мимолетном трэше и угаре, но так, что бы серьезно подойти — вряд ли кто-то станет такое читать.

«Прелесть так называемых «зинов» — в том, что ты можешь нарисовать историю о приключениях помидора и сам напечатать ее на принтере тиражом пятьдесят экземпляров»


— 
Создать своего персонажа тяжело?

Ира: Самое главное — идея. Графическое изображение практически неважно, у вас могут разговаривать две точки. Главное — диалоги, развитие героя и сюжета. Это настолько авторская тема, что на самом деле книга может состоять из трех листов, и в ней может вообще не быть слов. Твори, что хочешь, и это круто.

Антон: Причем авторские темы, как правило, создаются случайно. Просто пришла идея в голову — и понеслась. Это абсолютно некоммерческая история, когда ты сидишь в издательстве и тебе нужно придумать восемь героев и пятнадцать сюжетов про них, потому что тебе за это платят.

Вообще есть крутое направление — «зины», грубо говоря, самиздат. Ребята придумывают историю, разрабатывают персонажей, рисуют их, в ближайшей типографии или на принтере печатают пятьдесят штук и раздают друзьям, знакомым. Прикольно, что ты можешь сделать любую историю, хоть о приключениях помидора. В Америке, Австралии это распространенно, и художники на тусовках или барахолках продают свои альбомы.

 

— Как с этим обстоят дела у нас в городе?

— В Самаре есть фестиваль авторских комиксов, этим летом он проходил в областной библиотеке. Хочется развивать эту культуру в Самаре: привлекать художников, продавать зины.

Мы даже писали объявления в группах: мол, если вы сделали или даже напечатали свою историю, мы у вас ее купим и через наш магазин будем распространять ваше творчество. Сейчас мы вышли на одного автора — он рисует истории, которые реально происходят с ним каждый день. Мы предложили скомпоновать его зарисовки и попробуем их издать, напечатать небольшим тиражом. Наша деятельность направлена на созидание: если кто-то занимается этим искусством всерьез, мы поможем.