41

Самарская литература: маст-рид волжанина

Текст: Полина Кузнецова

Когда речь заходит о местной литературе, большинство горожан напрягаются, краснеют и начинают что-то тихо бормотать про Алексея Толстого и Максима Горького. «Большая Деревня» проводит ликбез: проконсультировавшись у профессора Сергея Алексеевича Голубкова, мы отправляемся в мир литературы, написанной в городе или о городе.

 

 

 

1. Николай Гарин-Михайловский, «Несколько лет в деревне»

(1852-1906)

Писатель из Петербурга провел в Самаре 2,5 года — за это время Гарин-Михайловский успел побыть помещиком села Гундоровки, а его жена устроила школу, в которой получали образование до пятидесяти учеников. В дальнейшем имение было заложено и перезаложено, но это уже неважно: на свет появилась серия очерков «Несколько лет в деревне» — ценное литературное наследие.

 

Почему это важно: Самарская деревня как она есть: с ее жителями, местным бытом и привычками. Учебник по локальной истории и путеводитель по крестьянским нравам.

 

Цитата: « …- Куда уйдёшь, собака? — неистовым голосом закричал Степан и, не помня себя, со всего размаха опустил топор.

Прибежали соседи, но уже было поздно: Беляков с рассечённою головой, с распластанными руками валялся на полу, а Степан, очевидно бессознательно, бережно обтирал окровавленный топор.

— Стёпа, Господь с тобою, что ты это сделал? Погубил ты себя.

Степан точно проснулся. Он оглянулся, посмотрел на лежащего Белякова, на топор, бросил его и, проговорив упавшим голосом: ”Братцы, голубчики, пропала моя душенька, лукавый попутал”, — зарыдал, как ребёнок.

Вся деревня сбежалась и вся деревня рыдала.

— Стёпа, голубчик, что ты наделал? — повторяли мужики на все лады и по очереди обнимали Степана.

А Степан рыдал и рыдал, твердя одно и то же:

— Погубил я свою душеньку».

 

Где найти: на сайте lib.ru.

 

 

 

2. Поэзия А.В. Ширяевца

(1887-1924)

Творчество Александра Абрамова, известного под псевдонимом Ширяевец, стоит в одном ряду со стихами Николая Клюева и Сергея Есенина. Новокрестьянские поэты обращались к теме деревенской России — в случае Ширяевца нетрудно догадаться, о каком конкретно селе шла речь.

 

Почему это важно: Стихи с локальным подтекстом — о Волге, о Ширяево, о родной земле. Тот самый случай, когда ландшафт настолько повлиял на автора, что вне местности рассматривать его творчество просто бессмысленно.

 

Цитата: «Архангельский глас»

Щупал девок я, ластился к бабам,

Матершинничал в три этажа.

Повлекут по загробным ухабам,

Чтоб поджарить меня, как стрижа.

Заартачившись у сковородки,

Завоплю я, ругнувшись зело:

— Отпустите — катнуться на лодке

На денек только — в наше село!

Взгромыхает Архангельский глас.

— Не годишься ни в ад ты, ни в рай!

Убирайся-ка, парень, от нас!

Щупай девок, гармонь раздувай!

 

Где найти: на сайте lib.ru.

 

 

 

 

3. Александр Неверов — «Ташкент — город хлебный»

(1886-1923)

Роман основан на реальных событиях: сам Александр Неверов вместе с массой голодающих сбежал из Поволжья в Ташкент. Тысячи судеб губернии раскрыты на примере семьи Мишки Додонова, услышавшего, что в Ташкенте можно добыть дешевого хлеба, и последовавшего за мечтой. По книге снят фильм, с которым также полезно ознакомиться.

 

Почему это важно: «Ташкент — город хлебный» — это роман о голоде в Поволжье. История о мечте, о горечи, о недоедании — страница самарской жизни, которую хотелось бы пролистнуть и забыть — и забыть которую невозможно.

 

Цитата: «…-Дайте кусочек хлебца!

Ему кричали:

— А ну тебя к чертям, мальчишка, надоели вы, как собаки!

Раньше бы Мишка рассердился, но теперь просил он не от голода, не от пустых голодных кишок — маленько озорничал: в кармане у него лежал маленький кусочек, и ходить с ним было не страшно. Только в одном вагоне сразу два человека раздобрились; один, читавший книжку, бросил яблочную сердцевину с большим червяком, а другой, в синих очках, насыпал подол арбузных корок. Мишка обрадовался, ел арбузные корки прямо с кожурой, раздулся и, лениво шатаясь с отяжелевшим брюхом, совсем не заметил, как день наклонился к вечеру: легли вечерние тени, зажглись фонари».

 

Где найти: на сайте lib.ru.

 

 

 

4. Валентин Беспалов — «Волжские сказки»

(1916-1999)

Сказки Валентина Беспалова подойдут для чтения самым маленьким перед сном: на примере животных и растений автор рассматривает метафизические проблемы бытия и учит детей разумному, доброму, вечному.

 

Почему это важно: Изучать местных авторов нужно с раннего детства — знакомство с локальной литературой вполне можно начать с «Волжских сказок» Беспалова. Большинство сказок — очень короткие и содержат мораль в конце: долго ломать голову не придется.

 

Цитата: «Разговор.

Однажды лиса сказала одному журавлю: ”Твой сосед такое про тебя говорит, уши вянут!″

Другому журавлю лиса сказала: ”Если бы слышал, что про тебя болтает сосед!″

Журавли рассердились друг на друга, а не на лису. И напрасно. Лиса их по одиночке съела.

Сплетня убивает».

 

Где найти: на сайте royallib.ru.

 

 

 

5. Влад Князев «Русская комедия: Роман-балаган»

(2008)

Роман-балаган — сатирико-юмористическое произведение о неких «колдыбанцах» (то есть, самарцах). В произведении отражена раблезианская стихия гротескового гипертрофирования жизненных явлений. Пропитанный местным колоритом, с характерным говорком и присказками, роман Князева если не понравится, то запомнится уж точно.

 

Почему это важно: В эпоху, когда из смешного остаются только КВН и ролики наркомана Павлика, приходится хвататься за любую зацепку. Самарцам повезло, что локальная зацепка связана с миром смеха Рабле — можно поискать аналогии или просто улыбнуться очередной прибаутке.

 

Цитата: «…Увидев впервые Луку Самарыча с Самарской Луки, Геракл вскричал:

— Да как смеешь ты, задрипанный мужичишка из какого-то занюханного городишка с удивительно кондовым названием… как смеешь ты равняться со мной!

Могучего эллина, наверное, смутили малые габариты волжанина-колдыбанца. Ростом наш земляк не очень. До вершин Жигулевских гор не дотянется. Метр шестьдесят пять, не выше. Да и то вместе с каблуком. Но зато живот, живот-то у Луки Самарыча каков! Ничуть не меньше знаменитого Молодецкого кургана. А надо заметить, что вся сила истинного колдыбанца — не в бицепсах и трицепсах. Вся сила — именно в животе, ибо Лука Самарыч — герой нового типа. Но Гераклу этого пока не понять, потому что он абсолютно старомоден».

 

Где найти: на сайте coollib.com.

 

 

 

 

6. Цирк «Олимп» + TV

(1995-2014)

Детище поэта и эссеиста Сергея Лейбграда когда-то было периодическим изданием в формате «толстой» газеты с журнальной версткой. Ныне вестник современного искусства разросся в масштабный проект: на сайте издания можно найти рецензии, поэзию и прозу, дискуссии и лекции, записанные на видео. В редакции — уже упомянутый Лейбград, профессор Ирина Саморукова, поэт Виталий Лехциер и социолог Ирина Тартаковская.

 

Почему это важно: Островок постмодернизма, и, возможно, одно из немногих серьезных современных литературных изданий в городе. Тексты цирка «Олимп» не оплачиваются гонорарами, а, значит, защищены от какого-либо давления. В каждом выпуске «Цирка „Олимп“» — экзистенциальный и аналитически значимый контент — придется вникать в каждую строчку.

 

Цитата: «В этом мире, в мире общественно-политической профанации и популярной симуляции, жить невозможно. Только так можно и жить. Когда лирическое высказывание окончательно и бесповоротно скомпрометировано — только оно и способно прорваться в реальность, сигнализировать о существе, сущности и существовании. Только оно и может сегодня претендовать на универсальность. Ибо язык, текст, биометафора, поглощенные безразличным контекстом и гипертекстом, могут воплощаться и развоплощаться в исключительно биографической и персонализированной системе знаков. Лишь в этом измерении возможен сеанс реанимации почти абсолютно дискредитированных субстанций — присутствия и отсутствия, участия и смысла, совести и вкуса, культуры и жизни, смерти и страсти, истории и биографии» (Сергей Лейбград, «Невозможность невозможности»).

 

Где найти: на сайте цирка «Олимп».