946

10 скандалов самарского искусства

Давно известно, что художники — люди не от мира сего, наподобие лунатиков. Но часто мы бываем ошарашены тем, что эпицентр их лунной активности находится здесь, на Земле, иногда прямо в нашем городе. С тех пор как в 1573 году итальянский живописец Паоло Веронезе предстал перед судом инквизиции за свою картину «Тайная вечеря», в которой изобразил массовку из сорока семи человек, творцы всегде находились под пристальным наблюдением. Рассказываем о самых нашумевших случаях из мира искусства, прогремевших в Самарской области.

 

1870 год. Молодой Илья Репин отправляется с друзьями в экспедицию по Волге в поисках интересной натуры. Компания останавливается в селе Ширяево, выезжая время от времени в соседние деревни. Первая же попытка Репина нарисовать группу маленьких девочек встречает резкий отпор местного населения. Сельская сходка решает, что приезжие — колдуны. Заставляя сидеть неподвижно и рисуя, они похищают душу человека, а деньги, которые дают, не ровен час, превратятся в черепки. Дважды по доносу сельчан в Ширяево приезжала полиция, и лишь телеграмма из Императорской академии художеств спасла художников от каталажки.

1914 год. В Самаре проходят гастроли московских поэтов, а заодно художников-футуристов, Алексея Каменского и Давида Бурлюка. Обещанный в афише Маяковский в итоге не выступал. Уже на приеме у градоначальника поэты смутили секретаря, ответив на вопрос, как их представить: Василий Васильевич, Давид Давидович и Владимир Владимирович. В итоге выступление в Цирке «Олимп» было прервано полицией, потребовавшей очистить помещение. Поэты утверждают, что возмущение вызвали их революционные речи, а руководство Цирка, что лекция о футуризме и так затянулась на четыре часа.

Юп ван Лисхаут, один из участников выставки «Безумный двойник»

2000 год. Выставка «Безумный двойник» с подзаголовком «Выставка смешного искусства» открывается сначала в Центральном доме художника в Москве под эгидой министерства культуры и собирает наиболее радикальные работы мировых современных художников. В марте экспозиция отправляется в Самару, а через неделю после открытия у здания Самарского академического театра оперы и балета, в правом крыле которого тогда размещался отдел современного искусства художественного музея, стали собираться митинги, требующие закрыть выставку и увезти ее обратно. Особенно жаркими были требования уволить директора музея, почетного жителя города, Анетту Басс. Интересно, что ярыми противниками Басс стали члены Союза художников, в том числе те, которых выпестовала и музеефицировала сама Анетта Яковлевна. В итоге из зала убрали самые вопиющие экспонаты, например, фотографии целующихся мужчин и «зоофилию» Олега Кулика. А в книге отзывов появилась такая запись: «Непонятно! Почему я должен быть лишен возможности смотреть на произведения современного искусства?»

2004 год. Будущий участник Венецианской биеннале Владимир Логутов и единственный самарский художник, которого знает Бэнкси, Андрей Сяйлев получили по 2000 рублей штрафа за распространение материалов, пропагандирующих наркотики. В их совместном документальном фильме «Made in Куйбышев» о злачных местах Самары, премьера которого прошла в рок-баре «Подвал», в одном из эпизодов рассказывалось о технологии изготовления и употребления конопли. После суда эти фрагменты из фильма были вырезаны. Тогда сотрудник УФСКН заявил: «Что касается авторов фильма, то они уже осознали свою ошибку». Цензурированное видео до сих пор демонстрируются на различных выставках и фестивалях.

Фото с гей-парада в городе-побратиме Штутгарте, в котором также принимала участие Ирис Хельригель

2005 год. Немецкая художница Ирис Хельригель в рамках своего перформанса устроила гей-парад на Ширяевской биеннале. Это была первая полноценная открытая акция в России, с музыкой, радужными флагами, лозунгами за права ЛГБТ. Он двинулся по улице Рабочей, и в нем приняли участие около сотни приехавших зрителей. В связи с тем, что художница говорила по-немецки и не все слышали переводчика, а радужный флаг еще не вызывал ассоциаций с ЛГБТ, многие, возможно, даже не поняли, что произошло. О гей-параде отчитались только «тематические» сайты, в целом же событие осталось незамеченным. Темой Ширяевской биеннале в тот год была «Любовь: между Европой и Азией».

2009 год. Авторами перформансов, которые уж точно заметили и запомнили ширяевцы, были эстонки Маре Тралла и Сирам (Мари Картау). В 2007 году они сидели голышом на берегу Волги. В 2009 году устроили акцию «Superwoman за забором»: нарядились в панталоны, сделали бюстгальтеры из вантузов и играли в антиамериканские игры с Александром Пановым, ведущим сотрудником московской газеты «Культура». По рассказам кураторов Ширяевской биеннале, Нели и Романа Коржовых, после телевизионного репортажа журналиста по возвращении в Москву «пропесочили» на редакционном совете.

2010 год. 13 и 14 марта многие информационные порталы Самары опубликовали новость дня: культурный центр «Арт-Пропаганда» закрылся. Посетителей, пришедших на открытие выставки Саши Во Varya, ждала запертая дверь и объявление о «технических причинах». Даже после их устранения выставка самого модного дизайнера, фотографа и музыканта в одном лице так и не открылась. Лишь недавно Михаил Савченко признался одному из сайтов, что причиной отмены выставки было не нарушение правил пожарной безопасности, как заявляли пять лет назад, а фотографии «секса роботов», которые заметил посетивший выставку до открытия один из учредителей «Арт-Пропаганды». Больше персональных выставок у Саши Во в Самаре не было. О несостоявшемся вернисаже напоминает только пост в его ЖЖ.

2012 год. Тег «Уби», который «украшал» половину Самары, был представлен на выставке самарского современного искусства «Самодвижущееся» в Тольятти, в галерее «Вега», и большого ажиотажа там не вызвал. Спустя пару месяцев самарский журналист Армен Арутюнов выложил фотографию с открытия выставки, где сам граффитист Уби, которого к тому моменту разыскивали органы, был запечатлен на фоне своей работы. Пост получил шквал отзывов, в одном из которых кто-то написал настоящее имя «художника». Через несколько дней это имя на тот момент мэр Самары Дмитрий Азаров объявил по телевидению, его опубликовали местные СМИ, и Никита Саранцев был вызван в полицию. Ему торжественно присудили штраф 2000 рублей при отсутствии состава преступления, поскольку он не был пойман с поличным. Сейчас Саранцев бросил пить и курить, стал вегетарианцем и ревнителем дхармы.

Фото: Алексей Авдейчев. Перформанс «Рождение трагедии из духа музыки». В начале обнаженный художник появлялся в клубах дыма

2012 год. Сергей Баландин, художник широкого профиля, больше запомнился как перформансист. Еще в 2008 году «Вечер перформансов» в галерее «XI комнат» с его участием пересказывался как страшилка: «лобки бреют», «блюют» и «микрофон в задницу засовывают». Записи этих художественных акций долгое время были доступны в сети, и известный краевед Михаил Перепелкин носил их в департамент культуры Самары и в Детскую картинную галерею в целях запугивания современным искусством. Но по-настоящему громкий скандал, грозивший художнику тюрьмой, произошел осенью 2012 года после фестиваля «Правый берег». Тогда Сергей Баландин и Елена Вавина, уже привлекавшаяся к суду за «прогулку с элементами театрального представления» в поддержку Pussy Riot, исполнили в балаклавах песню «Богородица, Путина прогони» на диком острове посреди Волги в присутствии около пятидесяти зрителей. Все бы ничего, но Баландин был голый, а на одной из фотографий с фестиваля в кадр попала маленькая девочка. Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев направил в полицию один за другим три запроса: рассмотреть действия Баландина на предмет развратных действий, хулиганства, и, наконец, экстремизма и оскорбления чувств верующих. Десяток свидетелей, в том числе родители девочки, все отрицали, и полиции ничего не оставалось, как развести руками. Тем не менее, около полугода судьба «письки Баландина» была самой обсасываемой темой в блогосфере Самары.

 

Сергей Баландин

Сергей Баландин

художник, куратор

«В свободное от работы время люди могут делать, что хотят. А если вам не нравится, чем они занимаются, — просто отвернитесь и смотрите в другую сторону. Мир так велик!»