86

Роллер: «Это было также модно и молодежно, как хипстеры сейчас»

Текст: Витя Фомин

На фоне скейдбордов и маленьких экстремальных велосипедов ролики всегда оставались в тени. Но истинные ценители экстрима или просто парни, которым лень бежать после очередного падения за своим агрегатом через всю площадь, всегда выбирали ролики. История самарского агрессив инлайн-скейтинга (агрессивного катания на роликовых коньках) берет начало с конца 1990-х, а сейчас переживает не лучшие времена. Подпольные соревнования, совместные поездки в другие города и другие интересные штуки — все это дело рук одних и тех же людей, которым самарский экстрим небезразличен.

«Большая Деревня» пообщалась с одним из таких энтузиастов — Валерой Фридманом, и выяснила, чем российский роллерблейдинг отличается от зарубежного и как самарские власти не поддерживают экстремалов.

— Когда в Самаре начали кататься на агрессивных роликах?

— Примерно в конце 1990-х, с открытия скейт-парка в Струковском саду. Тогда это было так же модно и молодежно, как хипстеры сейчас. К тому же компания X-Sport активно продвигала нашу субкультуру, создавая спонсированную команду райдеров для показательных выступлений. Тогда все экстремалы города хотели в нее попасть.

 

— Что сейчас происходит с дисциплиной и как она развивается в нашем городе?

— Как ни странно, так же, как и везде — остались единицы, которые все еще любят это дело и все свободное время посвящают роллерблейдингу.

Роллерблейдинг — то, к чему можно прийти в более зрелом возрасте самому. Мама с папой, как на футбол, не отведут

— Почему о роллерах почти ничего неизвестно и как вообще люди в Самаре могут узнать о существовании этой дисциплины?

— Ну, это не какой-то там футбол или баскетбол, на который тебя в детстве мама с папой отведут. Это то, к чему приходишь в более зрелом возрасте сам, потому что тебе это тупо становится интересно. А узнать ты можешь из разных источников: из интернета, из рекламы по телевизору, или просто гуляя по улице и видя, как какие-то ребята прыгают на роликах по перилам.

 

 

— Это тусовка или спорт?

— Каждый для себя сам может выбрать это определение. В России для большинства это скорее тусовка, но, к примеру, во Франции это реально спорт.

 

— И чем все же российский роллерблейдинг отличается от зарубежного?

— В каждой стране блейдинг свой. Для французов — это спорт, для американцев и канадцев — стиль жизни, для азиатов это что-то типа «хэнд-гама», у нас же — фан и возможность общаться с себе подобными. В отличие от Запада, в России роллерблейдинг не может принести средств, которые хоть как-то будут напоминать прожиточный минимум человека. Это не гольф и не футбол, тут нет дорогих тачек и пятизвездочных отелей, тут только любовь к прекрасному времяпрепровождению.

Контестов и специализированных магазинов у нас тоже в разы меньше, чем за рубежом, да и с каждым годом всего этого только убавляется.


 

— Самарские роллеры имеют вес в мире или хотя бы в России? На каком уровне наш город по сравнению с другими провинциями?

— Я не думаю, что сейчас кому-либо интересен вопрос уровня, по той простой причине, что уровень есть везде, где индустрия существует лет так десять. То есть блейдинг как любое ремесло включает в себя передачу опыта от поколения к поколению. В нашем городе есть люди, которых уважают и знают по всей стране, потому что мы постоянно путешествуем по городам, посещаем соревнования и так далее. Например, в 2004 году на финал главных соревнований в стране был приглашен Василий Алеев (самарский райдер магазина X-Sport — прим. ред.) лично, потому что считался на тот момент сильнейшим райдером Поволжья. Василий катается до сих пор и имеет свой вес не только в Самаре, но и за ее пределами несмотря на возраст и травмы.

В Самаре нет специализированных площадок, да и мест, где можно легально заниматься уличными видами спорта, тоже

— В нашем городе нет специализированных площадок, да и мест, в которых можно легально заниматься уличными видами спорта, тоже нет. Я не имею в виду дворовое шалопайство типа паркура и воркаута, речь идет о роллерблейдинге, скейтбординге и так далее. Я четко понял, что не доживу до того момента, когда в городе появится первый пул для катания. ДМО (Дом молодежных организаций — прим. ред.) в свое время делал вид, что поддерживает экстремальные виды спорта, но на деле все это оказалось фикцией. Единственным результатом их деятельности стало проведение таких убогих фестивалей, как например «СТАРТ».

 

— Где и как в Самаре можно научиться кататься на роликах? Что для этого нужно знать?

— В нашем городе нет специализированных площадок, да и мест, в которых можно легально заниматься уличными видами спорта, тоже нет. Я не имею в виду дворовое шалопайство типа паркура и воркаута, речь идет о роллерблейдинге, скейтбординге и так далее. Я четко понял, что не доживу до того момента, когда в городе появится первый пул для катания. ДМО (Дом молодежных организаций — прим. ред.) в свое время делал вид, что поддерживает экстремальные виды спорта, но на деле все это оказалось фикцией. Единственным результатом их деятельности стало проведение таких убогих фестивалей, как например «СТАРТ».

 


 

— Где и по какой цене приобрести необходимый стафф?

— Со стаффом сейчас все очень проблематично. Если реально хочется кататься, и не знаете, где что найти, пишите нам в группу, и мы поможем с приобретением и со всем остальным. Мы уже пару лет помогаем новичкам освоиться в роллерблейдинге в Самаре. Существуют заграничные ресурсы с большим количеством информации, такие как rollernews.com и be-mag.com. А также неплохие онлайн-магазины: aggressivemall.comgrindhouse.eu.

Из русских ресурсов только сайт skaters.ru и группа «В Контакте»со сливками роллерблейбинга по-русски. В Москве также находится единственный в стране специализированный роллерский магазин Roller-Club.

 

— В России производят какие-нибудь запчасти для роликов кроме подшипников?

— Да конечно, есть несколько колесных брендов: Pills Wheels и PLmag. По качеству продукция, на мой взгляд, даже лучше, чем у зарубежных аналогов.

 

— Как кризис влияет на роллерблейдинг в России и конкретно в Самаре?

— Я думаю, кризис добьет индустрию в Самаре. Ключевым образом это отразится на входном билете, то есть на покупке самих роликов, цена на которые увеличилась уже примерно в три раза.

Власти нам тут никогда не помогали. За двенадцать лет, что я катаюсь, я слышал только миллион обещаний и все

— В чем, по-твоему, причина того, что все так плохо?

— Ну, как-то не сложилось, не срослось. Например, в Красноярске власти смогли возвести для молодежи самый большой крытый парк в Европе, в Перми американцы помогли со строительством бетонного парка, в Москве Москомспорт застроил весь город скейт-парками в прошлом году.

— А что вы сделали для жизни самарской роллерской культуры? Обращались ли к властям за помощью в развитии дисциплины?

— Мы и сделали эту культуру. Мы с ребятами сами организовываем соревнования, на свои личные средства. Мы строили в Самаре все крупные скейт-парки за последние десять лет. Мы тратили на это свое здоровье и время. Власти нам тут никогда не помогали. За двенадцать лет, что я катаюсь, я слышал только миллион обещаний и все.

 

— Что будет дальше с культурой агрессивных роликов в Самаре?

— Думаю, пару лет еще покатают ребята, которые это дело по-настоящему любят, а потом забудут, что это вообще было.