124

Приятного чтения: Где великий русский писатель?

Андрей Олех

Универсальной меры для определения степени таланта не существует. Ответы на вопросы, откуда берутся великие писатели, и почему их нет в современной России, парадоксальным образом находятся вне литературы.

 

При жизни даже у признанных писателей всегда находится не меньше противников, чем сторонников. Льва Толстого критиковали за каждый аспект его творчества, от содержания до формы. Обладатель весьма неоднозначной биографии Уолт Уитмен так и остался непонятым современниками и стал «певцом свободы» только по окончании жизненного пути. Но и со смертью не всем великим удается сразу добиться громкого успеха. Шекспиру пришлось пролежать в земле 150 лет, чтобы начать называться гением. Покойные Гете и Сервантес так и не стали свидетелями взлетов и падений своей популярности.

 

Время — главный, но не единственный член жюри в комиссии по определению классиков. Как писал Сергей Довлатов: «У гениев, конечно, есть соседи, как и у всех прочих, но готовы ли вы признать, что ваш сосед — гений?» Ответ на этот вопрос очевиден: в современной России не существует единодушия и по менее простым вопросам, чем поиски великого писателя.

 

Хотя всеобщее признание отдельно взятого автора в нашей стране пока невозможно, с литературными талантами все не так уж и плохо: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Александр Чудаков, Михаил Елизаров, Захар Прилепин, Леонид Юзефович, Дмитрий Быков, Александр Иличевский, Эдуард Лимонов, Михаил Шишкин, Алексей Иванов, Михаил Веллер, Елена Колядина, Евгений Водолазкин. Список хороших писателей можно продолжать и дальше — их количество говорит о здоровье отечественной литературы, а в качестве их прозы каждый может убедиться лично. Возможно, кого-то из них со временем назовут гением, но можно, не дожидаясь этого, насладиться их книгами уже сейчас.

 

 

Владимир Сорокин «Метель»

 

Факт сожженных ненавистниками книг — уже неплохая заявка на попадание в классики. Когда художественное произведение вызывает такие сильные чувства, оно, наверное, что-то да значит.

 

Если говорить серьезно, повесть о поездке доктора по заснеженному пейзажу захватывает внимание с первых страниц. Читать прозу Сорокина интересно вне зависимости от того, о чем пишет автор, но увлекательный сюжет — это не единственное ее преимущество. Небольшое произведение, продолжая литературные традиции золотого века, намного лучше многих романов описывает современность.

 

 

Елена Колядина «Цветочный крест»

 

 

Эту книгу много и яростно критиковали за пошлость, историческую недостоверность и стилистические ошибки. Справедливость всех этих обвинений никак не умаляет достоинства этого произведения. «Цветочный крест» — это настоящий лубок, а ему и не положено быть образцом высокого стиля.

 

Яркие персонажи, драматичные сцены и грубый юмор. Книга легко читается, вызывает смех и сострадание к героям, основана она на непричесанном школьными учебниками фольклоре.

 

 

Дмитрий Быков «Орфография»

Многоликий роман о литературной жизни послереволюционной России. В героях легко узнаются реальные поэты и писатели того времени.

 

Быков — эрудит и большой поклонник Серебряного века, делится с читателями своими обширными знаниями и неподдельной любовью к описываемому периоду. При этом книга не является историческим заповедником, консервирующим прошлое. Автор постарался, чтобы его произведение звучало актуально.

 

 

Михаил Елизаров «Библиотекарь»

Роман описывает культурное наследие СССР с очень неожиданного ракурса. Ностальгический боевик с удачно выдуманной и смешной фантастической завязкой, закрученным сюжетом и точными описаниями нескольких социальных групп с огромным количеством отлично подобранных и зафиксированных деталей современного и ушедшего русского быта.

 

«Библиотекарю» удается быть одновременно смешной и страшной, жестокой и трогательной книгой. Приятного чтения.