29

Кинотеатр на диване: «Багси Мэлоун» Алана Паркера («Bugsy Malone», 1976)

Роман Черкасов

 

Кинокритик Роман Черкасов продолжает знакомить всех наших читателей-синефилов с лучшими экземплярами своей коллекции, которые вы можете посмотреть на выходных. На очереди — «Багси Мэлоун» Алана Паркера 1976 года.

 

Гангстерский Чикаго эпохи сухого закона. Молодой прохиндей Багси (Скотт Байо) часто околачивается в подпольном кабаке Толстого Сэма (Джон Кассизи). В один из дней он влюбляется в своенравную Блоси (Флорри Даггер), которая приехала из провинции, чтобы стать певицей, но пока сидит без гроша, а, передвигаясь по беспокойным чикагским улицам, для самообороны всегда носит с собой бейсбольную биту в дамском саквояжике. Тем временем банда Дэнди Дэна (Мартин Лев) начинает наступление на криминальную империю Толстого Сэма, убирая одного за другим его соратников. В воздухе запахло большой гангстерской войной.

Самое главное — все роли в этом фильме играют дети. В своей дебютной картине Алан Паркер («Стена», «Сердце ангела») любовно собрал букет из отменных клише гангстерского кино и доверил их разыгрывать актерам 13-16 лет. Завитые локоны, шляпки, напомаженные волосы, прямые проборы, косые проборы, тонкие усики (да, здесь много усатых детей), круглые очки в стальной оправе — весь этот эстетический колорит эпохи старательно соблюден, и в целом все напоминает то ли детский утренник, по недоразумению поставленный на Бродвее, то ли какой-то безумный авангардный эксперимент.

Конечно, это комедия — очень обаятельная пародия на гангстерский жанр и оммаж старому кино (как и в старых смешных фильмах, здесь много кидаются кремом, с той лишь разницей, что крем здесь — это как бы пули, и выстреливают им из автоматов — в кого попали, тот и убит). И, конечно, это совершенно не детское кино: несовершеннолетние актеры здесь играют именно что «по-взрослому», так что постоянно забываешь, что перед тобой дети, через секунду снова вспоминаешь, потом снова забываешь — и так весь фильм. Никаких сюсюканий, никакой подростковой лирики а-ля Холден Колфилд, вместо этого зубочистки в зубах, лаконичные жесты, обращенные к бармену, традиционный для нуаров хрипловатый голос за кадром: «Рокси всю жизнь складывал два и два и в итоге получал пять» и изящные словесные пикировки («Пойди-ка прихорошись» — «Хорошо, пойду сделаю маникюр на перчатке!») — не то что среди детей, среди взрослых-то любителей такого найдется немного. Плюс — удивительно метко подобранные типажи. Сложно представить себе такого 13-летнего мальчишку, который бы убедительно выглядел в амплуа пожилого итальянского толстяка-мафиози, но вот, у Алана Паркера он есть. Или, например, 14-летнюю девочку, которая бы по-настоящему правдоподобно выглядела в роли не лолиты какой-нибудь, а взрослой и усталой женщины-вамп, но Паркер нам и это показывает (впрочем, женщина-вамп здесь юная Джоди Фостер, которая за полгода до этого уже сыграла в «Таксисте» Скорсезе, а после той её роли все эти ваши вампы — конечно, уже сущая чепуха).

И еще — здесь есть мощный заряд того чудаковатого веселья, которое в современном кино можно найти, например, в картинах Уэса Андерсона. Или какое возникает в 13 лет, когда взрослые уехали на выходные и разрешили тебе позвать с ночевой всех твоих друзей. Да и как не веселиться, оказавшись в мире, где любой безнадежный конфликт можно всегда исчерпывающе разрешить, просто швырнув кремовым тортом в рожу противника.