1227

Как самарские художники рисуют колоду таро и можно ли на ней гадать

Анастасия Левкович

Этим летом дизайнер и фотограф Александр Бердин-Лазурский aka Саша Во поставил амбициозную задачу: собрать всех художников города вместе, объединив общей арт-работой. В качестве единого знаменателя запустили проект Samara Artists Cards, где больше шестидесяти самарских художников рисуют одну колоду карт таро — каждый по одной-две карте в фирменном стиле. Сегодня готово 63 карты из 78, а первые колоды выйдут в печать уже осенью. «Большая деревня» спросила у автора, почему художников соединили именно карты таро, и узнала мнение профессионального таролога об этой идее.

Саша Во

Автор проекта

Зачем Самаре мистический стержень

Однажды я пришел в бар, увидел ребят из тату-мастерской «Молодость», а за соседним столиком — других знакомых художников и понял, что они совершенно не знают друг друга. Я подумал, что это плохо, подсел к Жене Ремовой и Филиппу Елистратову (сотрудники «Молодости» — прим.ред.) и предложил им нарисовать карты таро.

Такое решение — не случайность: Самаре нужен свой мистический стержень, который будет обернут вокруг важных людей города. Я привлек к работе не только художников — карту нарисовал бармен Юра из «Бриджа», тату-мастер Олег Ростроса. Многие уже уехали из Самары и эти карты — та ниточка, которая всех нас соединяет.

В проекте приняло участие больше 60 человек — и это не старички из Союза, а ребята, которые живут творчеством. Конечно, нас пока трудно назвать командой. Но теперь, если мы встречаемся в баре, у нас сто процентов есть тема для разговора. Раньше ведь и поговорить было не о чем. О чем говорят художники — о выставках, наверное? Но хороших художников у нас в городе выставлять не принято, поэтому и тем для диалога нет.

Первая колода

Я как человек, практиковавший таро, могу сказать, что сейчас колода делается максимально правильным способом. Карты выбирают себе художников и воплощаются сами. Правильнее было бы только делать колоду в одном оригинальном экземпляре, чтобы концентрация человеческого была выше. Думаю, это будет мощнейший инструмент, каким в свое время стала марсельская колода. Представляете сколько разных усилий в нее вложено? Разных энергий и судеб?

В сентябре я смогу заняться печатью колоды. Большинство художников во внутреннем опросе высказалось за краудфандинговую компанию, но мы также ищем типографию-спонсора.

«Большая Деревня» попросила оценить карты и объяснить принцип работы с ними таролога с пятнадцатилетним стажем

Лариса Василенко

Таролог

Лишь показать перспективу

Работать на такой колоде будет крайне тяжело, потому что образы на картах очень разные. Во время сеанса ты и так погружаешься в запутанные проблемы клиента, так что сами карты должны быть как можно проще и понятнее.

Но это не значит, что работать с ними нельзя. Только это, как я вижу, карты не таро, а Оракул. В таро-системе есть четкое понимание, что стоит за каждым номером и образом карты, Оракул же подразумевает индивидуальную работу с картинкой, где автор может нарисовать любое изображение и сам наделить его значением.

Суть гадания на таро — толкование комбинаций из карт, в которых заложена информация о развитии отдельного человека и этапах развития человечества в целом. Здесь есть старшие арканы, связанные с образами коллективного бессознательного и младшие — отражение наших моделей поведения. Есть также четыре масти — отражение земных стихий и типов характера. Комбинации, которые получаются при раскладе, и разговор с человеком дают тарологу понимание, на каком этапе он находится и как наиболее вероятно будет развиваться ситуация. Замечу, что сам человек может изменить ход событий. Таролог лишь показывает перспективу.

Конечно, лучше, если колода будет нарисована одним художником, чтобы сохранялся единый стиль и общая энергетика. Некоторые карты вышли очень здорово. Если бы в стилистике этих карт были выполнены целые колоды, получились бы шикарные экземпляры.

Таролог выделила шесть карт: попросили авторов рассказать о заложенном в них смысле.

Шесть карт

Шут

Карта самарского художника
Классический вариант

Александр Торчинов, автор: Я хотел отойти от классического дурака с собачкой, которого рисуют все вокруг. В процессе поиска вспомнил про сериал «Доктор Стрэндж и мистер Норрелл», там есть такой герой — Винкулюс, и из него я и начал придумывать своего дурака, детализировать его.

Лариса Василенко: В отличие от классического «Шута», открытого миру наивного ребенка, герой выглядит мрачным. Этот «Шут» уже сталкивался с проблемами, поэтому всеми способами пытается поймать птицу и получить то, что хочет. Но он не видит последствий своих действий: под ним реальная пропасть и если ему не повезет, он просто в нее свалится.

Девятка мечей

Карта самарского художника
Классический вариант

Дмитрий Сорокин, автор: Образ «Девятки мечей» связан со сном. Уходя в сон, мы погружаемся в мир, находящийся на грани жизни и смерти. Соотношение смерти и сна мне интересно еще со студенческой поры. Тогда я писал картину о войне, где был изображен молодой казак, лежащий в поле маков, а над ним склонился его боевой белый конь. В ней так же, как и в карте, я хотел через символы передать мистический образ сна.

Лариса Василенко: На карте человек находится в панике, но не в такой, когда сильно нервничаешь, — это скорее состояние ухода в себя. Девушка обнажена — это символ открытости всему вокруг, но с другой стороны, ее глаза закрыты, что говорит о полном погружении в свой мир. Вместе того, чтобы действовать, взяв меч, который у нее под рукой, она думает. Картинка очень хорошо передает мрачное настроение, которым наделена карта.

Двойка мечей

Карта самарского художника
Классический вариант

Роман Хариков, автор: Я выбрал «Двойку мечей», потому что в оригинале карты сочетаются образы, олицетворяющие красоту и силу одновременно. Привлекло и значение карты — контролируемый покой. Из этих деталей появилась конечная идея, где ночь — это беспокойство и тревога, а девушка с мечами, освещенная мягким светом — покой.

Лариса Василенко: Очень классная интерпретация, близкая к классическому изображению. Девушка закрылась от мира, она не доверяет ему, поэтому не видит его света. Скрестив мечи перед собой, она шагает вперед. Но при этом, если захочет, она может снять повязку.

Рыцарь жезлов

Карта самарского художника
Классический вариант

Илья Дядюра, автор: В образе всадника мне понравился энтузиазм, граничащий с импульсивностью, поэтому я постарался сделать его как можно более динамичным.

Лариса Василенко: Эта карта связана со стихией огня, поэтому по характеру она самая «живая». Автору бесподобно удалось передать бешеное движение, готовность справиться со всем и идти напролом.

Семерка кубков

Карта самарского художника
Классический вариант

Ирина Севостьянова, автор: В описании «Семерки» сказано: «Это карта не истины, иллюзии, миража, призраков. Она показывает, что мы поддаёмся обманчивым надеждам и ложным представлениям». Такую идею я держала в голове, пока искала подходящие картинки. По смыслу вышла идеальная цепочка ассоциаций: верблюд — пустыня — мираж — иллюзии.

Лариса Василенко: Коллаж поразил меня своей точностью. Перед толпой человек рисует в воздухе кубки, в которых якобы находятся богатства. На самом деле все это — просто иллюзия. Мне кажется, что эта картинка очень схожа с нашей реальностью. Куда ни посмотри: на политику, медицину, образование, — кругом одни обещания. Буквально повсюду нас манят призрачными благами, и толпа, веря иллюзиям, идет за фокусником.

Отшельник

Карта самарского художника
Классический вариант

Серафима Волга, автор: Мне близка сама тема отшельничества. Перед рисованием я изучила каноны карты: обычно это старик в балахоне с золотой тростью и фонарем, который, правда, выходит за пределы картины и мы видим только исходящий от него свет. Я старалась этого придерживаться, только не стала изображать героя во весь рост, чтобы сделать акцент на лице старика. Кроме классических приемов, я добавила символичискую стигмату на руке как символ святости.

Лариса Василенко: Суть «Отшельника» в том, что он черпает мудрость в самом себе. У него настолько богатый жизненный опыт, что он четко понимает структуру мироздания. Слепые глаза — символ того, что ему не надо видеть мир, чтобы понять, что происходит. Посох ассоциируется с опытом, на который опирается человек. В нем проросли листья, — это говорит о том, что опыт переработан и используется. Так как руки всегда считались средством общения с окружающим миром, отверстие в его руке, я предполагаю, говорит о том, что человек открыт к миру, он готов делиться с окружающими своими знаниями.

Все готовые карты в альбоме группы Samara Artists Cards вконтакте