72

Кинотеатр на диване:«Братья Блум» Райана Джонсона («The Brothers Bloom», 2008)

Роман Черкасов

На выходных обещают дожди — повод забуриться перед домашним экраном и высовываться только за пивом. Кинокритик Роман Черкасов по традиции подобрал должное сопровождение гедонистическим локомоциям — авантюрную комедию Райана Джонсона «Братья Блум» 2008 года выпуска.

Братья-мошенники Стивен и Блум с детства работают в паре: Стивен (Марк Руффало, Халк из «Мстителей») придумывает аферы и тщательно их режиссирует, а Блум (Эдриан Броуди) играет в них главную роль. Меланхоличный Блум страдает — ему надоело играть роли в постановках брата, хочется сбежать от него в Черногорию и жить настоящей жизнью (лежать пьяным в гамаке). Стивен уговаривает его на «последнее дело», после которого — и на этот раз точно — всё. Объектом финальной аферы должна стать очень богатая и очень несоциализированная девушка Пенелопа (Рэйчел Вайс), одиноко живущая во дворце в Нью-Джерси, а на горизонте зловеще маячит бывший наставник по мошенническому ремеслу из Санкт-Петербурга по кличке Бриллиантовый Пёс (Максимилиан Шелл).

 

 

«Братья Блум» — вторая картина Райана Джонсона, снятая им между дебютным малобюджетным «Кирпичом» и фантастическим блокбастером «Петля времени» — были вяло приняты публикой и критиками и обруганы за то, что «не понятно, что хотел сказать автор». Джонсон здесь действительно проделывает весьма рискованный фокус — снимает как бы авантюрную комедию, но слишком заметно, что этот жанр ему интересен не сам по себе, а просто как повод, отправная точка, чтобы развернуть какую-то свою собственную игру. Авантюрная комедия — жанр рациональный, для него всегда важна изобретательно продуманная афера, на которой всё и держится. Но вот как раз этот момент Джонсону как будто совсем не интересен: в «Братьях Блум» нет ни одной сложной аферы, и, несмотря на регулярно звучащие похвалы гениальности Стивена, все выходки братьев обескураживающе просты.

 

Зато сам Джонсон отнюдь не прост. Он устраивает тут такую чехарду гэгов, такое жонглирование приемами, такую игру контекстами и интертекстами, что дух захватывает. От классической авантюрной комедии, типа «Афёры», он протягивает совершенно парадоксальные нити к романтизму 19-го века и к русской литературе (часть действия вообще происходит в России), а рассказанную в фильме историю можно воспринять как своеобразный трагикомический парафраз «Улисса» — и джойсовского (имена героев прямо заимствованы из романа), и гомеровского (тут даже есть одноглазый циклоп, да и Греция, конечно, неслучайно в сюжете всплывает).

 

 

Фильм вообще-то говорит об очень серьезных вещах, развивая старую тему, что вся жизнь — театр и игра, и где границы между фикцией и реальностью (да и есть ли они) — неизвестно. Но это как будто не очень важно — главную порцию удовольствия получаешь от того, с какой озорной виртуозностью и обаянием тут всё сделано. Братья совершают свою одиссею в черных костюмах и шляпах-котелках (отсылка к знаменитой комедии «Братья Блюз» — по смыслу совершенно ненужная, избыточная, но, черт побери, красивая). Их немногословная помощница-японка по кличке Бэнг-Бэнг за весь фильм произносит, кажется, две реплики и предпочитает комментировать происходящее живописнейшей мимикой. А глядя, как, скрываясь от чешской полиции, Рэйчел Вайс с украденной книгой в зубах на четвереньках ползет по вентиляционной трубе под какую-то чуть ли не кустурицевскую музыку, влюбляешься в этот фильм уже окончательно.